Успех компании зависит от того, считают ли сотрудники его и своим собственным успехом, то есть от вовлечённости в процесс, готовности вкладывать в работу душу. Оказывается, степень этого эмоционального состояния можно измерить. Росатом проведёт такое исследование в апреле – мае нынешнего года.
В крупных коммерческих организациях часто исследуют степень заинтересованности персонала в качественной работе. Причём руководство волнует именно элемент вовлечённости в бизнес-результаты, а не просто удовлетворённость компанией. Человека может всё устраивать, но выполнять свои обязанности при этом он будет спустя рукава. Попробуем разобраться, зачем подобные опросы нужны конкретно вам.
Давно доказано, что чем выше индекс вовлечённости, тем лучше результаты: растёт объём продаж, прибыль, удовлетворённость клиентов и партнёров, больше заявок подаётся на открывающиеся вакансии – в общем, масса преимуществ.
Стоимость отсутствия интереса к работе тоже впечатляет. Например, по оценке международной группы Gallup, низкая производительность труда равнодушных сотрудников ежегодно обходится экономике США в 270 – 343 млрд долларов.
ВЫ НУЖНЫ КОМПАНИИ
Если говорить о бренде компании как работодателя, то без высокого уровня вовлечённости персонала сохранить привлекательность на рынке труда невозможно, сколько ни вкладывай денег в PR-мероприятия или во взаимодействие с вузами. Внешняя привлекательность всегда будет ассоциироваться с потёмкинскими деревнями, если она не подкреплена положительными отзывами сотрудников.
Одним словом, вовлечённость нужна любой компании, но что делать, если вдруг она окажется ниже, чем хотелось бы?
Татьяна Кожевникова, заместитель генерального директора Росатома по управлению персоналом, объясняет: «В процессе управления вовлечённостью самое главное не стартовая точка, а динамика изменений. Если получим провальные результаты в одном из подразделений, то поможем руководителям проанализировать эти данные, подготовить программу действий. Через год проведём опрос ещё раз, и тогда будет видно, изменилась ли ситуация в лучшую сторону. Так что первое анкетирование для нас, скорее, возможность понять, в какой точке развития мы сейчас находимся».
В руководстве госкорпорации очень рассчитывают на точные и полные ответы, так как планируют с их помощью существенно скорректировать бизнес-деятельность. Причём особенно ценно то, что можно будет посмотреть результаты по определённым категориям специалистов или по отдельным направлениям бизнеса. Скажем, если опрос покажет, что оплатой труда недовольны только молодые респонденты, а люди со значительным стажем вполне ею удовлетворены (после пяти-шести лет работы в отрасли зарплаты действительно достигают конкурентного уровня), будут корректироваться не все оклады, а только определённого сегмента персонала.
Татьяна Кожевникова ждёт результатов анкетирования с оптимизмом: «Допустим, где-то уровень вовлёченности окажется выше, чем в среднем по отрасли. Тогда надо будет провести фокус-группы, чтобы выяснить, в чём причина такого успеха. И распространить этот положительный опыт на остальных».
ЗАЧЕМ ЭТО НУЖНО ВАМ
По степени вовлечённости весь персонал компании можно разделить на три группы. Подумайте, к какой из нижеперечисленных вы относитесь.
– Вовлечённые (лояльны компании, привержены работе, выполняете свои обязанности).
– Невовлечённые (готовы сменить работу, если предложат лучший вариант, выполняете свои обязанности удовлетворительно).
– Активно невовлечённые (психологически деструктивны, собираются в группы, добиваются того, чтобы остальные разделяли их недовольство, выполняют свои обязанности плохо).
Если вы в первой группе, то и вам повезло – «на работу, как на праздник», и корпорации – энтузиасты приносят прибыль.
Если вы пока не вовлечены и подумываете об уходе из компании, у вас есть отличная возможность высказать наконец свои претензии руководству (причём анонимно) и, вероятно, добиться реальных изменений на своём предприятии. А там, глядишь, и работу менять не захочется, и воодушевление появится.
Все участники анкетирования обязательно узнают его результаты. Руководители получат полное объяснение того, с чем связана та или иная цифра. Ведь на степень вовлечённости влияют многие факторы: авторитет топ-менеджмента, взаимоотношения с коллегами, ценность сотрудников для организации, их удовлетворённость результатами работы, самостоятельность в принятии решений, соцпакет, зарплата, признание заслуг и опыта, возможность повышения квалификации, репутация компании и так далее.После выявления основных проблем обязательно будет составлен план действий по их решению.
КАК ПРОЙДЁТ ОПРОС
В этом году исследование затронет 50 предприятий отрасли. Участвовать в нём будут 10 атомных станций, все объекты в ЗАТО, все заводы ТВЭЛ, блок ядерной и радиационной безопасности, крупнейшие научные институты.
Для тех, кто будет заполнять бумажные формы, анкетирование пройдёт с 20 апреля по 20 мая. Тем сотрудникам, у кого есть доступ к Интернету на рабочем месте, пришлют ссылку на электронную анкету сразу после праздников, примерно 11 – 20 мая. Естественно, будут соблюдены условия анонимности.
Всего готовится около 40 тыс. опросных форм.
Чтобы выборка была максимально полной, кадровые службы привлекут респондентов разных возрастов, разного пола, разного уровня доходов. Для каждого предприятия определён минимум – 10 – 30 % коллектива. Если кто-то не будет приглашён к опросу, но пожелает в нём участвовать, специалисты кадровой службы выдадут ему анкету.
Проводит опрос независимое внешнее консультационное агентство. Оно консолидирует все результаты и после анализа выдаст департаменту по управлению персоналом госкорпорации «Росатом» отчёты, которые покажут степень вовлечённости, причём по разным категориям сотрудников, по разным департаментам. На эту работу уйдёт примерно два месяца. Ещё около месяца понадобится на то, чтобы обсудить полученную информацию на предприятиях и подготовить план действий. К сентябрю станут известны и итоги исследования, и дальнейшие шаги по исправлению недочётов, которые оно покажет.
Екатерина ЦАРЁВА,
для «Страны РОСАТОМ»
СПРАВКА
Два года назад на отдельных предприятиях отрасли впервые в истории Росатома были проведены массовые опросы сотрудников. В минувшем году в этом была задействована уже 51 организация.
На каждом предприятии социологи опросили более тысячи респондентов. Выборка строилась так, чтобы отразить структуру персонала предприятия. При этом на предприятиях с численностью персонала выше 1,5 тыс. человек проводился выборочный опрос, а в организациях с меньшей численностью – сплошной (анкеты заполняли практически все сотрудники).
По итогам опроса 2010 года было заполнено 42 324 анкеты. Предметом исследования социологов были:
– восприятие и оценка работниками предприятий и организаций ситуации в атомной отрасли в целом;
– восприятие и оценка реформы атомной отрасли;
– восприятие и оценка персоналом ситуации на своём предприятии;
– вовлечённость персонала в деятельность предприятия, лояльность по отношению к предприятию и руководству;
– проблемы внутренних коммуникаций на предприятиях и в организациях.
По результатам исследований можно оценить, как персонал относится к отраслевой проблематике, к различным аспектам функционирования и развития атомной энергетики.
Например, одним из признаков отношения к отрасли является ответ на вопрос о гордости фактом своей работы на предприятии госкорпорации «Росатом». Около половины сотрудников поставили галочку напротив первого пункта: безусловно, да.
Кроме того, специалисты изучали, как люди воспринимают перемены, которые в настоящее время происходят в атомной отрасли. В основном работники предприятий считают, что ситуация улучшается. Каждое предприятие по итогам опроса получило свои сводные данные. В исследование 2011 года включаются отдельные вопросы из проведённых ранее социологических опросов. Это позволит оценить динамику изменений.