СМИ 17 февраля 2017

Институт начинается с проходных

Проходная ОИЯИ

Стратегия развития ОИЯИ предусматривает фундаментальные исследования в области ядерной физики и смежных областях науки и техники, совершенствование собственной научно-исследовательской инфраструктуры и участие в международных коллаборациях; методические и прикладные исследования в сфере высоких технологий и их внедрение в промышленные, медицинские и иные технические разработки; активную образовательную деятельность и развитие социальной инфраструктуры. Все это, а также целый ряд иных факторов приведет к увеличению численности сотрудников Института и к возрастанию количества посещений ОИЯИ учеными и талантливыми молодыми специалистами России и других стран.

Сегодня существует проблема низкой пропускной способности контрольно-пропускных пунктов на обеих площадках Института, спроектированных еще в 50-х годах прошлого века. Требования к контрольно-пропускным пунктам с тех времен существенно возросли. Оборудование КПП должно обеспечивать необходимую пропускную способность и возможность тщательной проверки пропусков, документов у проходящих лиц, досмотра всех видов транспорта и провозимых грузов с использованием интегрированной системы безопасности.

24 января 2017 года директор ОИЯИ академик В.А.Матвеев издал приказ об организации работ по проектированию и строительству КПП площадки ЛЯП.Подробнее рассказать о состоянии дел мы попросили соруководителя временной рабочей группы, помощника директора ОИЯИ Александра Александровича МИХАНА:

Работы по поиску оптимального решения по реконструкции КПП площадки ЛЯП ведутся с 2015 года. Предпроектные обследования показали, что само здание, его размеры не обеспечат требуемой пропускной способности и установки всего комплекса интегрированной системы безопасности. Состояние фундамента здания постройки 1952 года обследовала специализированная организация. По результатам ее обследования комиссия, состоящая из специалистов ОКС и ПрПО ОИЯИ, пришла к выводу, что целесообразнее будет не расширять и модернизировать имеющееся здание, а полностью его демонтировать и построить новое.

В этом году мы планируем подготовить всю проектную документацию, а к осени 2018-го построить новую проходную. К сожалению, у нас нет возможности строить ее несколько лет, мы должны провести эти работы в максимально сжатые сроки, поскольку одновременно со строительством нового здания КПП придется организовывать временный проход сотрудников ОИЯИ на площадку, что, безусловно, создаст определенные неудобства для сотрудников и гостей Института.

Примерно такое же положение и с проходной ЛФВЭ, но там ситуация несколько иная. На площадке ЛФВЭ планируется строительство здания Центра инновационных разработок проекта комплекса NICA. В здании центра будут располагаться офисные помещения для размещения 350-400 российских и иностранных специалистов, лаборатории, вычислительный центр и прочие службы. Поэтому размещение КПП напрямую связано с проектом данного здания, решение по которому должно быть принято в ближайшее время. Рассматриваются варианты размещения КПП как внутри здания, так и в отдельно стоящем помещении.

— Модернизация проходной ЛФВЭ будет проводиться одновременно с проходной ЛЯП?

— Нет. Это абсолютно независимые работы.

— В связи с началом реализации проекта NICA увеличилось количество людей, проходящих через КПП на этой площадке и вырос поток автотранспорта…

— В апреле этого года планируем ввод в эксплуатацию нового контрольно-пропускного пункта на площадке ЛФВЭ, который обеспечит необходимую пропускную способность для строительства объекта NICA и частично снимет напряженность на основном КПП площадки.

Также планируется около проходной ЛФВЭ сделать нормальную автомобильную развязку, чтобы было удобно и автобусам, и автомобилям, и пешеходам, и строительство многоярусной автомобильной стоянки на 220-230 стояночных мест. Я думаю, это снимет проблему с парковкой у основного КПП площадки. Если нам удастся реализовать все, что задумали, то, по крайней мере, на площадке ЛФВЭ острота проблемы на ближайшие годы будет снята.

Что касается площадки ЛЯП, то там также рассматриваются различные варианты автомобильных стоянок, но окончательное решение пока не принято.

— Расскажите, пожалуйста, про «начинку» новых КПП.

— Это очень сложная интегрированная система безопасности, которая будет включать следующие системы: контроля и управления доступом; оптико-электронного наблюдения и оценки ситуации; охранной сигнализации; защиты информации и множество других систем — как основных, так и вспомогательных.

Все системы направлены не только на безопасность и выполнение требований, предъявляемых к современным КПП, но и на обеспечение максимального удобства и быстроты прохода через КПП сотрудников и гостей Института.

— А будет ли электронная регистрация прохода?

— Да, мы планируем установку системы контроля и управления доступом, которая обеспечит электронную регистрацию всех проходящих через новый КПП. В связи с этим в ОИЯИ будет осуществлен поэтапный переход на электронные пропуска, который предполагается завершить ко времени ввода в эксплуатацию новых КПП.

— Тогда, получается, и человеческий контроль не нужен…

— Уйти от сотрудничества с силами охраны нам не удастся. В Институт прибывают различные категории посетителей: студенты, школьники, участники конференций, экскурсии. Кроме того через КПП осуществляется внос и вынос негабаритных материальных ценностей, что без участия человека осуществить невозможно. Плюс ко всему, технические средства имеют свойство иногда выходить из строя. А заблокировать работу проходных мы позволить не можем.

— Какие-то институтские службы будут заняты в подготовке и реализации этих проектов?

— На начальном этапе, безусловно, — это ОКС, УХО, СБ. В дальнейшем будет объявлен конкурс, и реализацией этих проектов будут заниматься специализированные организации под непосредственным курированием этих, а возможно и иных институтских служб.

О планах по модернизации действующего КПП и строительству новых на площадке ЛФВЭ рассказал заместитель директора лаборатории Юрий Константинович ПОТРЕБЕНИКОВ:

— К 2021 году по соглашению с Российской Федерацией нам необходимо построить здание Центра инновационных разработок проекта комплекса NICA вместе с расположенным внутри вычислительным центром. Мы хотели совместить работы по строительству этого здания и нового центрального КПП, поскольку старую проходную необходимо модернизировать. Соответствующее решение пока не принято, так как предварительно необходимо решить ряд организационных вопросов, что требует времени и специальных усилий всех служб, вовлеченных в эту работу. В этом вопросе мы взаимодействуем с администрацией города и области, время пока есть, хотя и не очень много — сдать центр мы должны не позже 2020 года.

С апреля прошлого года мы надеемся на запуск второй проходной, предназначенной для главного подрядчика проекта NICA — компании «Штрабаг». Но есть ряд проблемных вопросов, зависящих не от нас, поэтому проходная еще не эксплуатируется.

Необходимость этой проходной несомненна: на комплексе NICA начаты бетонные работы, они потребуют до 500 кубометров бетона в день, или 60 машин-бетономешалок, проходящих через КПП туда и обратно.

Но реконструкция основного КПП — это тоже важная задача, и сейчас рассматривается несколько вариантов решения данного вопроса. Утвержденного решения на данный момент нет.