СМИ 16 марта 2017

ТВЭЛ расширяет экспансию

Новая тепловыделяющая сборка «ТВС-Квадрат», созданная на отечественных предприятиях для западных рынков. Кадр из видео с сайта www.rosatom.ru

В феврале 2017 года состоялось первое заседание пресс-клуба ТВЭЛ, где присутствовали представители руководства топливного подразделения госкорпорации «Росатом» – компании ТВЭЛ. В ходе этого заседания присутствовавшие журналисты ряда центральных изданий были ознакомлены с задачами, которые ставит перед собой ТВЭЛ. Чтобы понять роль и место ТВЭЛ в системе госкорпорации, надо знать, что государственный концерн ТВЭЛ был образован на базе 3-го главного технологического управления Министерства атомной энергетики и промышленности СССР еще в 1991 году, однако в современном виде акционерное общество «ТВЭЛ» создано 12 сентября 1996 года на основании указа президента Российской Федерации от 08 февраля 1996 года № 166 «О совершенствовании управления предприятиями ядерно-топливного цикла». В соответствии с этим документом предприятие было образовано путем консолидации в его уставном капитале акций акционерных обществ ядерно-топливного цикла, находящихся в федеральной собственности. Таким образом, АО «ТВЭЛ» было сформировано как полностью государственное предприятие. 

Константин Соколов, руководитель, вице-президент по коммуникациям и управлению эффективностью АО «ТВЭЛ», отметил, что стратегические цели компании полностью координируются со стратегическими задачами, стоящими перед госкорпорацией. Как выяснилось, ТВЭЛ приносит пятую часть зарубежной выручки всей госкорпорации и занимает 17% мирового рынка фабрикации ядерного топлива и более трети мирового рынка обогащения вместе с «Техснабэкспортом» (внешнеторговая компания госкорпорации «Росатом», осуществляющая на мировом рынке сбыт урановой продукции начальной стадии ядерного топливного цикла, производимой предприятиями госкорпорации. На внешнем рынке «Техснабэкспорт» известен под торговой маркой TENEX).

В своей деятельности топливная компания опирается на четыре стратегические цели. Это рост на рынках начальной стадии ядерного топливного цикла, который, как известно, начинается с добычи урана.

«Перед нашей компанией, – сказал Константин Соколов, – стоит задача увеличения к 2030 году долей на мировом рынке услуг по фабрикации (процесс создания топливных сборок) и обогащению до 22 и 42% соответственно. Лидерство топливной компании будет определяться развитием нескольких проектов кроме стандартных решений, то есть сопровождением действующих и будущих контрактов также такими новыми решениями, как создание топлива «ТВС-Квадрат», и продвижением «ТВС-Квадрата» российского дизайна на зарубежные рынки».

Напомним читателям, что ТВС (тепловыделяющая сборка) – это машиностроительное изделие, содержащее делящиеся вещества и предназначенное для получения тепловой энергии в ядерном реакторе за счет осуществления управляемой ядерной реакции.

Обычно ТВС представляет собой четырехгранный (PWR) или шестигранный (ВВЭР) пучок ТВЭЛов (тепловыделяющих элементов)   длиной 2,5–3,5 м, что примерно соответствует высоте активной зоны, и диаметром 30–40 см, изготовленный из нержавеющей стали или сплава циркония (для уменьшения поглощения нейтронов).  ТВЭЛы собираются в ТВС для упрощения учета и перемещения ядерного топлива в реакторе. В одной ТВС обычно содержится 150–350 ТВЭЛов, в активную зону реактора обычно помещается 200–450 ТВС.

В 2016 году, по словам Соколова, был заключен первый контракт на опытно-промышленную эксплуатацию российского топлива для ядерных реакторов, использующих «ТВС-Квадрат» западного дизайна с одной из американских компаний-операторов для АЭС. И работа с американцами в этом направлении будет продолжена. Впервые подписан контракт с шведской компанией Vattenfalll Nuclear Fuel AB на поставку коммерческих партий ядерного топлива конструкции «ТВС-Квадрат» для АЭС «Рингхальс» (компания группы Vattenfall, Швеция) начиная с 2021 года.

Реализация данного контракта обеспечит диверсификацию поставок ядерного топлива для Vattenfall AB. Использование нового топлива также позволит оператору улучшить экономику своих АЭС.

Топливная компания Росатома «ТВЭЛ» благодаря этому контракту выходит с коммерческими поставками ядерного топлива в сегмент реакторов PWR. Это первый коммерческий контракт на экспорт топлива «ТВС-Квадрат», он открывает перед АО  «ТВЭЛ» возможности для расширения географии поставок и выхода на другие рынки с топливом для реакторов PWR.

Это явилось, по мнению Константина Соколова, «прорывным моментом по созданию и развитию российского ядерного топлива для западных реакторов». Следует учитывать, что фабрикация топлива – процесс создания топливных сборок для атомных реакторов. А поскольку каждая такая сборка проектируется для конкретного класса реакторов и представляет собой сложное в техническом плане изделие, то очевидна сложность ставящейся задачи, особенно если учесть выход на рынки других стран, где используются реакторы иностранных фирм. 

Известно, что к важным задачам корпорации относится и закрепление на рынках Восточной Европы и Украины, где сейчас Росатом сталкивается с конкуренцией со стороны таких мировых компаний, как американо-японская Westinghouse и французская AREVA. К дальнейшим задачам, по словам Соколова, относится расширение присутствия на рынке Китая, Индии, а также разработка ядерного топлива с улучшенными характеристиками и принципиально новых видов ядерного топлива. 

Хотел бы отметить инновационное развитие на рынке ядерного топлива, связанное с проектом «Прорыв», который является важным не только для ТВЭЛ, но и для всей атомной отрасли. Проект рассчитан до 2020 года, его важнейшими составными частями являются замыкание ядерного топливного цикла для полного использования энергетического потенциала уранового сырья, а также последовательное приближение к радиационно-эквивалентному захоронению отходов (это означает, что на хранение будут отправлены отходы с той же радиоактивностью, что и извлеченное ранее из недр сырье). В принципе реализация данного проекта даст технологическое усиление нераспространения ядерного оружия (новые реакторы не могут использоваться для его производства).

Представляет интерес в плане увеличения доли компании на рынках начального ядерного цикла и проект нулевого уровня отказа ядерного топлива, в рамках которого совместно с концерном «Росэнергоатом» и с давними зарубежными партнерами Росатома проводится регулярный аудит заводов – изготовителей ядерного топлива, а также АЭС как потребителей этого топлива, и предлагается референтное топливо, которое прошло квалификацию на российских АЭС. На постоянной основе реализуется ряд проектов по улучшению потребительских свойств ядерного топлива для действующих ядерных электростанций. Имеются в виду меры по увеличению топливного цикла, изменению степени выгорания топлива, а также по повышению уровня безопасности выгорания топлива.

Целью номер два являются планы по развитию так называемого второго ядра бизнеса компании. Речь идет о неядерной продукции, включающей в себя импортозамещение и создание принципиально новых видов изделий в гражданских отраслях промышленности. Ключевыми условиями для развития второго ядра бизнеса, безусловно, являются инфраструктура и производственные мощности, оборудование, лицензии и, разумеется, квалифицированный персонал. Как считает Соколов,

«за счет неядерного бизнеса мы формируем финансовую устойчивость компании в условиях меняющейся конъюнктуры, характерных для внутреннего и международных рынков. За счет этого создаются и дополнительные рабочие места».

Третьей стратегической целью является повышение эффективности. Мы рассматриваем ее как концентрацию производства, компактизацию производственных площадей и размещенных там производств, управление эффективностью нашей деятельности и оптимизацию запасов, а также снижение затрат на содержание производственных площадей (они были за несколько лет сокращены более чем на треть), повышение производительности труда и снижение себестоимости. В этом плане представляет интерес действующая с 2010 года программа «Новый облик», которая является магистральным направлением деятельности топливной компании в направлении повышения эффективности. В качестве основного ориентира была принята задача обеспечения международной конкурентоспособности продукции и приближения к наилучшим образцам. 

Четвертая цель – обеспечение социальной и экологической приемлемости. Главным приоритетом здесь является бережное отношение к окружающей среде в плане экологической чистоты используемых и использованных производственных площадок, передача чистых площадок после закрытия производств будущим поколениям, внедрение безотходных технологий. С точки зрения социальной приемлемости топливная компания, по словам Соколова, совместно с администрацией регионов  работает над созданием территорий опережающего социально-экономического развития, а также развивает социальные благотворительные программы на территории своего присутствия в рамках поддержки малого и среднего предпринимательства, оказывает помощь в создании условий при организации новых рабочих мест, а также градостроительства.