11 ноября 2019

Резолюция "круглого стола" в Госдуме по вопросам радиационной безопасности

federalcity.ru federalcity.ru

В сентябре 2019 года СМИ писали о "круглом столе" в Государственной думе по вопросам ядерной безопасности: «О выполнении требований Указа Президента РФ от 13.10.2018 г. №585 «Об утверждении Основ государственной политики в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности Российской Федерации на период до 2025 года и дальнейшую перспективу». Мероприятие было созвано в связи с запланированным строительством высотных жилых домов вблизи НИЦ «Курчатовский институт».

Пока никаких существенных изменений ситуации не происходит, опасное строительство продолжается. Однако появилась резолюция "круглого стола", обязывающая принять меры по недопущению строительства высотных домов, угрожающих системе безопасности ядерных объектов.

РЕЗОЛЮЦИЯ
«Круглого стола»

«О выполнении требований Указа Президента Российской Федерации от 13 октября 2018 г. № 585

“Об утверждении Основ государственной политики в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности Российской Федерации на период до 2025 года и дальнейшую перспективу”

1. Общие положения и правовое регулирование.

13 октября 2018 г. Президентом Российской Федерации подписан Указ № 585 “Об утверждении Основ государственной политики в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности Российской Федерации на период до 2025 года и дальнейшую перспективу”.

Указ вступил в силу со дня его подписания.

Президент Российской Федерации в целях реализации государственной политики в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности Российской Федерации постановил:

1. Утвердить прилагаемые Основы государственной политики в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности Российской Федерации на период до 2025 года и дальнейшую перспективу.

2. Правительству Российской Федерации:

а) обеспечить реализацию Основ государственной политики в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности Российской Федерации на период до 2025 года и дальнейшую перспективу;

б) утвердить в 3-месячный срок план мероприятий по реализации Основ государственной политики в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности Российской Федерации на период до 2025 года и дальнейшую перспективу.

Утвержденными Указом Основами определены цели, задачи, основные направления и инструменты реализации государственной политики в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности Российской Федерации на период до 2025 года и дальнейшую перспективу.

Установлено, что Основы являются документом стратегического планирования в области обеспечения национальной безопасности Российской Федерации. А ядерная и радиационная безопасность является одной из важнейших составляющих национальной безопасности Российской Федерации.

К основным проблемам в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности отнесены:

  • появление в мире новых технологий, которые могут быть применены для совершения несанкционированных действий (в том числе террористических актов) в отношении объектов использования атомной энергии в мирных и оборонных целях, объектов ядерного наследия, материалов с повышенным содержанием природных радионуклидов;
  • угроза совершения террористических актов в отношении объектов использования атомной энергии в мирных и оборонных целях, объектов ядерного наследия … и устройств, генерирующих ионизирующее излучение, в том числе в период проведения массовых мероприятий.

Отмечено, что в случае неэффективной реализации государственной политики в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности ситуация в данной области может развиваться по негативным сценариям. В том числе: снижение уровня ядерной и радиационной безопасности, повышение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, связанных с деятельностью в области использования атомной энергии.

Определены цели государственной политики в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности. К ним отнесены:

  • сохранение приоритета и поддержание на высоком уровне ядерной и радиационной безопасности объектов использования атомной энергии в мирных и оборонных целях, путем совершенствования мер государственного регулирования безопасности при использовании атомной энергии с учетом развития науки, техники и производства;
  • повышение ответственности за обеспечение ядерной и радиационной безопасности федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственное управление использованием атомной энергии и государственное регулирование безопасности при использовании атомной энергии, организаций, осуществляющих эксплуатацию объектов использования атомной энергии в мирных и оборонных целях, объектов ядерного наследия, а также организаций, использующих при осуществлении своей деятельности материалы с повышенным содержанием природных радионуклидов;
  • предотвращение в Российской Федерации радиационных аварий и катастроф или локализация и минимизация их последствий;

Установлено, что одной из задач в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности является предупреждение и пресечение террористических актов и несанкционированных действий в отношении объектов использования атомной энергии в мирных и оборонных целях, объектов ядерного наследия.

Президентом Российской Федерации определены основные направлениями реализации государственной политики в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности. К которым отнесены:

  • усиление антитеррористической защищенности объектов использования атомной энергии в мирных и оборонных целях, объектов ядерного наследия, устройств, генерирующих ионизирующее излучение;
  • недопущение проведения структурных, организационных и иных мероприятий, которые могут понизить достигнутый уровень ядерной и радиационной безопасности, в федеральных органах исполнительной власти, осуществляющих государственное управление использованием атомной энергии и государственное регулирование безопасности при использовании атомной энергии, в организациях, осуществляющих эксплуатацию объектов использования атомной энергии в мирных и оборонных целях, объектов ядерного наследия;

Установлено, что общее руководство реализацией Основ государственной политики в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности Российской Федерации на период до 2025 года и дальнейшую перспективу осуществляет Правительство Российской Федерации.

Государственная политика в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности осуществляется посредством скоординированной и целенаправленной деятельности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, Госкорпорации "Росатом", организаций и граждан.

2. Градостроительное регулирование использования и фактическое использование территории города Москвы.

Законом города Москвы от 05.05.2010 №17 «О Генеральном плане города Москвы», принятым после проведения Публичных слушаний, для Функциональной зоны №5, граница которой проходит, в том числе по южной границе территории Научно-исследовательского Центра «Курчатовский институт» определена на перспективу планируемая суммарная площадь наземной, подземной части застройки функциональной зоны – 404.8 тыс. кв. м.

В настоящее время суммарная площадь застройки составляет чуть более 390 тыс. кв. м.

В соответствии с Законом города Москвы от 25.06.2008 №28 «Градостроительный кодекс Москвы» Законы города Москвы и иные нормативные правовые акты города Москвы, содержащие нормы, регулирующие отношения в области градостроительной деятельности, не могут противоречить настоящему Кодексу (ч. 2 ст. 1).

А в соответствии со ст. 4 «Основные гарантии прав и законных интересов субъектов градостроительной деятельности в городе Москве», в целях соблюдения права человека на благоприятную среду жизнедеятельности территориальные и отраслевые схемы, правила землепользования и застройки, документация по планировке территории, не соответствующие Генеральному плану города Москвы, техническим регламентам, законодательству в области охраны окружающей среды, в области охраны объектов культурного наследия, нормативам градостроительного проектирования, не подлежат утверждению, а утвержденные не подлежат применению в соответствующей части (п. 4 ч. 1).

Постановлением Правительства Москвы от 29 сентября 2017 года N 728-ПП «Об утверждении проекта планировки территории вблизи пересечения улицы Берзарина с улицей Максимова и улицей Расплетина», принятым после проведения Публичных слушаний, в отношении земельного участка площадью 0,84 га и земельного участка площадью 1,62 га утверждены параметры плотности застройки 28.9 тыс. кв. м и 53.6 тыс. кв. м на 1 га площади участка, соответственно. Тем самым Правительством Москвы разрешено строительство на этих участках объектов недвижимости предельной площадью 24 276 кв. м и 86 832 кв. м, соответственно, высотой до 75-80 м.

На основании Градостроительных планов земельных участков, утвержденных приказами Комитета по архитектуре и градостроительству города Москвы, 29 июня 2018 г. Комитетом государственного строительного надзора города Москвы выданы Разрешения на строительство многоквартирных жилых домов на указанных участках №77-214000-017484-2-18 и №77-214000-017483-2018 на площади 28 333,49 и 92 102,93 кв. м, соответственно. Что суммарно почти на 10 тыс. кв. м превышает показатели, установленные постановлением Правительства Москвы от 29 сентября 2017 года N 728-ПП и более чем на 100 000 кв. м показатели, установленные Законом города Москвы от 05.05.2010 №17 «О Генеральном плане города Москвы» для Функциональной зоны №5.

Тем же постановлением Правительства Москвы предусмотрена возможность строительства на земельном участке площадью 1,26 га жилого комплекса высотой до 80 и общей площадью до 64 512 кв. м на земельном участке вдоль западной части южной границы территории НИЦ «Курчатовский институт».

В октябре 2018 г. в районе Щукино прошли Публичные слушания по Проекту внесения изменений в Правила землепользования и застройки города Москвы в отношении территории по адресу: г. Москва, Расплетина ул., вл. 3, вл. 5 (кад. №77:08:0011001:5834), СЗАО.

Было предложено одобрить внесение изменений в «Правила землепользования и застройки города Москвы» в части изменения назначения земельного участка с кад. №77:08:0011001:5834 с разрешенного использования «для размещения научно-исследовательских учреждений» на возможность осуществления на нем жилищного строительства общей площадью до 71 тыс. кв. м и высотой зданий до 120 м.

Параметры застройки, вынесенные на Публичные слушания, были одобрены 10 мая 2018 г. на заседании Градостроительно-земельной комиссии города Москвы под председательством мэра Москвы С.С. Собянина.

Одобренные параметры соответствуют проекту, разработанному в 2017 г. Архитектурным бюро «Спутник» по заказу компании «КРОСТ», которая предполагает осуществить строительство 4-х зданий высотой 120 м в 15 м от границы участка длиной 280 м, примыкающего к восточному участку южной границы территории НИЦ «Курчатовский институт».

На земельном участке с кад. №77:08:0011001:5834 до недавнего времени находились, снесенные в последние месяцы, здания АО «Специализированный научно-исследовательский институт приборостроения», являющегося головной организацией в Российской Федерации по разработке систем радиационного контроля и радиационной безопасности для объектов, использующих атомные реакторы.

3. Потенциальные риски строительства крупных многоэтажных жилых комплексов в непосредственной близости от НИЦ «Курчатовский институт».

На территории НИЦ «Курчатовский институт» до настоящего времени находятся 7 действующих ядерных реакторов различной мощности, а также ведутся работы по различным тематикам с радиоактивными материалами.

Все эти объекты находятся, а работы ведутся в зданиях не приспособленных специально для защиты от террористических атак.

В непосредственной близости от места планируемого строительства высотных домов, вдоль границы территории НИЦ «Курчатовский институт» находятся корпуса, в которых ведутся работы по актуальным тематикам обеспечения обороноспособности нашей страны. Эта часть территории специально выделена в отдельную дополнительно охраняемую часть.

Строительство высотных зданий, предназначенных для свободной продажи, на расстоянии 50-100 м от этих корпусов может привести:

  • к возможности ознакомления посторонних лиц с ходом проведения и, возможно, результатами работ и исследований.
  • к возможности осуществления непосредственно террористического акта в отношении как этих объектов, так и любых объектов на территории НИЦ «Курчатовский институт».

В этом случае будет нанесен ущерб обороноспособности страны, возможен выброс радиоактивных веществ и/или радиоактивное заражение местности.

Указанное, даже в минимальных размерах может привести к панике среди населения, и, как следствие, к падению доверия к органам исполнительной власти и их руководителям. Кроме того, это вызовет большой международный резонанс и нанесет значительный ущерб Российской Федерации на международной арене.

Участники «Круглого стола» отмечают.

В утвержденном председателем Правительства Российской Федерации Д.А. Медведевым, (распоряжение Правительства Российской Федерации от 17.09.2018 №1952-р) «Плане мероприятий по реализации Основ государственной политики в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности Российской Федерации на период до 2025 года и дальнейшую перспективу»,отсутствуют мероприятия направленные на предотвращение угрозы совершения террористических актов в отношении объектов использования атомной энергии в мирных и оборонных целях, исходя из появление в мире новых технологий, которые могут быть применены для совершения несанкционированных действий (в том числе террористических актов) в отношении объектов использования атомной энергии в мирных и оборонных целях; участие органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в реализации положений указа Президента Российской Федерации от 13.10.2018 №585 Планом не предусмотрен. Задачи указанным органом не поставлены.

Указанное вызвано, в том числе, тем, что вышеуказанный План мероприятий был утвержден за месяц до подписания Президентом Российской Федерации Указа №585 от 13.10.2018 и в установленный Указом 3-месячный срок не приведен в соответствие с требованиями Указа.

Решения, постановления и иные акты Правительства Москвы, Градостроительно-земельной комиссии города Москвы, приказы Москомархитектуры, Разрешения на строительство, выданные Мосгосстройнадзором, иные акты, предусматривающие возможность широкомасштабного жилищного строительства на территории, ограниченной с востока ул. Расплетина, с юга – улицей Берзарина, с запада – улицей Рогова, с севера – границей территории НИЦ «Курчатовский институт», не соответствуют требованиям Указа Президента Российской Федерации от 3 октября 2018 г. № 585 “Об утверждении Основ государственной политики в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности Российской Федерации на период до 2025 года и дальнейшую перспективу” и ограничениям, установленным для данной территории Законом города Москвы от 05.05.2010 №17 «О Генеральном плане города Москвы», актам принятым самим Правительством Москвы.

Органами исполнительной власти города Москвы (мэр – С.С. Собянин) не предпринято надлежащих мер по корректировке (отмене) ранее принятых решений о градостроительном развитии столицы Российской Федерации – города Москвы в целях исполнения требований, установленных Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2018 №585:

  • в полном объеме ведется подготовка к строительству многоэтажного высотой до 120 м в целом коммерческого жилого комплекса площадью свыше 70 тыс. кв. м по адресу: ул. Расплетина, вл. 3, непосредственно примыкающему к территории научно-промышленной зоны НИЦ «Курчатовский институт»,
  • с существенным нарушением норм плотности застройки, установленных самим же Правительством Москвы полным ходом в непосредственной близости от пункта погрузки радиоактивных отходов ведется строительство многоэтажного жилого комплекса «Родной город. Октябрьское поле» 2-я очередь,
  • на непосредственно прилегающей к НИЦ «Курчатовский институт» территории запланировано строительство многоэтажных (свыше 80 м высотой) жилых домов общей площадью свыше 100 тыс. квадратных метров.

Администрация Президента Российской Федерации, органы прокуратуры города Москвы, иные уполномоченные органы, в том числе федерального подчинения самоустранились от контроля за исполнением требований, установленных Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2018 №585 в части предотвращения возможных террористических атак на объекты одного из ведущих ядерных научных комплексов страны – НИЦ «Курчатовский институт».

Полученные ответы на все направленные в различные органы власти обращения сводятся к одному: за безопасность объектов НИЦ «Курчатовский институт» отвечает его президент. В мирное время объекты работают в штатном режиме, никаких аварий с выбросом радиоактивных веществ за территорию НИЦ «Курчатовский институт» быть не может.

Ответственность за безопасность объектов на территории НИЦ «Курчатовский институт» взял на себя его президент, который гарантировал безопасную работу НИЦ «Курчатовский институт» исключительно в мирное время без учета возможности совершения в отношении объектов, находящихся на территории НИЦ террористических актов с использованием возможностей современных и перспективных технических средств.

При этом игнорируется факт того, что в результате террористической атаки с применением взрывчатых веществ массой в десятки килограммов, условия к чему создает вышеуказанное многоэтажное строительство, может сложиться иная ситуация, не предусмотренная при проектировании и строительстве объектов на территории НИЦ «Курчатовский институт».

Участники «Круглого стола» считают необходимым:

1. Обратить внимание председателя Правительства Российской Федерации (Д.А. Медведев), руководителей Министерства обороны Российской Федерации (С.К. Шойгу), Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (Е.Н. Зиничев), Федеральной службы безопасности (А.В. Бортников), Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) (А.В. Алешин), иных заинтересованных министерств и ведомств, Администрации Президента Российской Федерации (А.Э. Вайно), правоохранительных органов (В.А. Колокольцев, Ю.Я. Чайка, А.И. Бастрыкин, В.В. Золотов) на игнорирование органами исполнительной власти города Москвы требований, системно изложенных в Указе Президента Российской Федерации от 3 октября 2018 г. № 585 “Об утверждении Основ государственной политики в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности Российской Федерации на период до 2025 года и дальнейшую перспективу”, при принятии решений, предусматривающих строительство объектов на территории, непосредственно примыкающей к Национальному исследовательскому центру «Курчатовский институт».

2. Предложить Правительству Российской Федерации:

2.1. Дополнить в целях реализации положений указа Президента Российской Федерации от 13.10.2018 №585 «План мероприятий по реализации Основ государственной политики в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности Российской Федерации на период до 2025 года и дальнейшую перспективу» (распоряжение Правительства Российской Федерации от 17.09.2018 №1952-р) конкретными мероприятиями, направленными на предотвращение угрозы совершения террористических актов в отношении объектов использования атомной энергии в мирных и оборонных целях, исходя из появление в мире новых технологий, которые могут быть применены для в мирных и оборонных целях с указанием на необходимость участия в них органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации,

2.2. Предусмотреть и обеспечить в 2020-2021 г.г.:

  • составление (актуализацию) реестра (перечня) предприятий и занимаемых ими земельных участков на территории Российской Федерации в целом и города Москвы, в частности, которые невозможно вывезти (перебазировать) с занимаемых земельных участков по соображениям проведения на этих предприятиях работ, связанных с источниками радиоактивного излучения, а также реестра (перечня) земельных участков, не допускающих на них строительство и иные виды хозяйственной деятельности, в связи с наличием на них источников радиоактивного загрязнения,
  • проведение дополнительных исследований в отношении всех объектов использования атомной энергии и земельных участков, на которых находятся источники радиоактивного загрязнения, на территории Российской Федерации в целом и города Москвы, в частности, в целях учета и оценки последствий возможного совершения несанкционированных действий (в том числе террористических актов) с использованием новых и перспективных возможных источников террористической опасности; определение конкретных мероприятий и сроков их исполнения в целях максимально возможного предотвращения возможности таких действий, уменьшения воздействия их последствий на окружающую природную среду и население на территориях, прилегающих к радиационно-опасным объектам и земельным участкам, которых находятся источники радиоактивного загрязнения;
  • установление обязательного согласования, в том числе предварительного согласования) проектов застройки территорий (земельных участков), расположенных рядом с предприятиями (объектами) на которых ведутся (велись) работы, связанные с источниками радиоактивного излучения, земельными участками, на которых находятся источники радиоактивного загрязнения с Государственной корпорацией по атомной энергии «Росатом», Федеральной службой безопасности, Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор), Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (особенно в случае высотной застройки), Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

2. Предложить Мэру Москвы С.С. Собянину

2.1. Принять незамедлительные меры по исполнению требований, установленных ч. 2 ст. 1, ст. 4 Закона города Москвы от 25.06.2008 №28 «Градостроительный кодекс Москвы» в отношении решений, постановлений и иных актов Правительства Москвы, Градостроительно-земельной комиссии города Москвы, приказов Москомархитектуры, Разрешений на строительство, выданных Мосгосстройнадзором, иных актов, предусматривающих возможность широкомасштабного жилищного строительства на территории, ограниченной с востока ул. Расплетина, с юга – улицей Берзарина, с запада – улицей Рогова, с севера – границей территории НИЦ «Курчатовский институт» (далее – решения), в целях обеспечения требований, установленных Указом Президента Российской Федерации от 3 октября 2018 г. № 585 “Об утверждении Основ государственной политики в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности Российской Федерации на период до 2025 года и дальнейшую перспективу” и Законом города Москвы от 05.05.2010 №17 «О Генеральном плане города Москвы»;

2.2. Предусмотреть и обеспечить в 2020-2021 г.г.:

  • составление (актуализацию) реестра (перечня) предприятий и занимаемых ими земельных участков на территории города Москвы, которые невозможно вывезти (перебазировать) с занимаемых земельных участков по соображениям проведения на этих предприятиях работ, связанных с источниками радиоактивного излучения, а также реестра (перечня) земельных участков, не допускающих на них строительство и иные виды хозяйственной деятельности, в связи с наличием на них источников радиоактивного загрязнения,
  • проведение совместно с заинтересованными органами исполнительной власти и организациями дополнительных исследований в отношении всех объектов использования атомной энергии и земельных участков, на которых находятся источники радиоактивного загрязнения, на территории города Москвы, в целях учета и оценки последствий возможного совершения несанкционированных действий (в том числе террористических актов) с использованием новых и перспективных возможных источников террористической опасности; определение конкретных мероприятий и сроков их исполнения в целях максимально возможного предотвращения возможности таких действий, уменьшения воздействия их последствий на окружающую природную среду и население на территориях, прилегающих к радиационно-опасным объектам и земельным участкам, которых находятся источники радиоактивного загрязнения;
  • установление обязательного согласования, в том числе предварительного согласования) проектов застройки территорий (земельных участков), расположенных рядом с предприятиями (объектами) на которых ведутся (велись) работы, связанные с источниками радиоактивного излучения, земельными участками, на которых находятся источники радиоактивного загрязнения с Государственной корпорацией по атомной энергии «Росатом», Федеральной службой безопасности, Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор), Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (особенно в случае высотной застройки), Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека;

2.3. Незамедлительно прекратить на всех этапах принятия соответствующих решений (Градостроительно-земельная комиссия, Москомархитектура, Мосгосэкспертиза, Мосгосстройнадзор) согласование проектирования, строительства объектов жилищного строительства без обеспечения указанного строительства в опережающем порядке детскими учреждениями, школами, поликлиниками, иными социальными объектами, соответствующей транспортной инфрастуктурой в целом на территории города Москвы и в первую очередь на участках, прилегающих к объектам использования атомной энергии и земельным участкам с источниками радиоактивного загрязнения. Ранее принятые решения отменить, выданные согласования и разрешения на строительство – отозвать.

3. Предложить Генеральному прокурору Российской Федерации Ю.Я. Чайке:

3.1. Внести представления:

  • председателю Правительства Российской Федерации Д.А. Медведеву, утвердившему (распоряжение Правительства Российской Федерации от 17.09.2018 №1952-р) План мероприятий по реализации Основ государственной политики в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности Российской Федерации на период до 2025 года и дальнейшую перспективу, в связи с отсутствием в указанном плане мероприятий, направленных на предотвращение угрозы совершения террористических актов в отношении объектов использования атомной энергии в мирных и оборонных целях, исходя из появление в мире новых технологий, которые могут быть применены для совершения несанкционированных действий (в том числе террористических актов) в отношении объектов использования атомной энергии в мирных и оборонных целях; не привлечению к реализации мероприятий Плана органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и предложить скорректировать указанный План в соответствии с положениями Указа Президента Российской Федерации от 13.10.2018 №585.
  • руководителю Администрации Президента Российской Федерации А.Э. Вайно за необеспечение надлежащего контроля за исполнением Правительством Российской Федерации Указа Президента Российской Федерации от 13.10.2018 №585,
  • руководителям органов исполнительной власти Российской Федерации, в чей компетенции находится надзор за обеспечением безопасности объектов ядерного комплекса страны, за принятие мер к недопущению строительства жилых комплексов, создание которых несет существенное повышение уровня террористической опасности в отношении федерального объекта ядерного комплекса Российской Федерации – Национального исследовательского центра «Курчатовский институт»,
  • мэру Москвы С.С. Собянину, руководителям органов исполнительной власти (заместителю мэра Москвы М.Ш. Хуснуллину, председателю Москомархитектуры Ю.В. Княжевской, председателю Мосгосстройнадзора О.Д. Антосенко) и экспертных организаций, принявших и исполнявших решения (п. 2), нарушающие ограничения, установленные для Функциональной зоны №5 (район Щукино, СЗАО) Законом города Москвы от 05.05.2010 №17 «О Генеральном плане города Москвы» о незамедлительном устранении нарушений Закона и, с учетом требований, установленных Указом Президента Российской Федерации от 3 октября 2018 г. № 585, взять исполнение представлений соответствующими должностными лицами и органами под личный контроль,

3.2. Принять предусмотренные законодательством меры в отношении должностных лиц органов исполнительной власти города Москвы, принявших решения, нарушающие ограничения, установленные для Функциональной зоны №5 (район Щукино, СЗАО) Законом города Москвы от 05.05.2010 №17 «О Генеральном плане города Москвы»,

3.3. Обеспечить со стороны Прокуратуры города Москвы постоянный контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации и города Москвы в части согласования проектов застройки, выдачи разрешений на застройку на территории города Москвы.

4. Предложить Генеральному прокурору Российской Федерации (Ю.Я. Чайка), председателю Следственного комитета Российской Федерации (А.И. Бастрыкин), министру внутренних дел Российской Федерации (В.А. Колокольцев), директору Федеральной службы безопасности Российской Федерации (А.В. Бортников);

4.1. Провести проверки в отношении должностных лиц, принявших решения (п. 2) и/или организовывавших их выполнение, содействовавших принятию таких решений, на предмет возможной личной заинтересованности соответствующих должностных лиц в принятии соответствующих решений и совершении соответствующих действий.

4.2. Провести проверки в отношении лиц своими действиями (бездействием) способствовавших принятию решений и осуществлявших практические действия (бездействие), направленные на повышение уровня террористической опасности для объектов на территории НИЦ Курчатовский институт» в связи с многоэтажным жилищным строительством на прилегающей к нему территории.

4.3. Принять соответствующие меры в случае выявления нарушений Закона.