Atomic-Energy.ru

Проблемы повышения радиационной безопасности объектов РАН и пути их решения

1 декабря 2011
Хранилище РВ и РАО в ИФХЭ РАН

В Российской академии наук насчитывается более 150 организаций, где при научных исследованиях использовались или до сих пор применяются различные источники ионизирующего излучения (ИИИ) – ускорители, ядерные реакторы, радиоизотопы, излучающая аппаратура. Как правило, их эксплуатация и  хранение осуществляются в соответствии с требованиями норм радиационной безопасности, и уровень обеспечения безопасности достаточно высок. Однако в силу особенностей, присущих академическим организациям, в обеспечении радиационной безопасности есть специфические проблемы и трудности.

Особенности использования радиационных объектов и материалов

Использование атомной энергии в учреждениях РАН имеет ряд существенных особенностей. Сложная организационная структура академии сочетает научно-отраслевой и территориальный принципы подчиненности и управления. Объекты разбросаны по большой территории – от Крайнего Севера (Мурманская область) до Юга России (Дагестан) и от Запада (Санкт-Петербург) до Дальнего Востока (Приморье, Камчатка).

Учреждения РАН используют разнообразные радиационные (облучающие) установки, закрытые источники ионизирующего излучения активностью от десятков Бк до сотен Ки, радиоактивные вещества широкого спектра активности, различного изотопного состава и в различных агрегатных состояниях. Cуммарная активность источников ионизирующего излучения в учреждениях РАН составляет сотни тысяч Кюри.

Источники ионизирующего излучения применяются при исследованиях по многим направлениям: в различных областях энергетики, физики, химии, материаловедения, геологии, биологии, медицины и т.д. В большинстве организаций работа с радиационно-опасными объектами и материалами является не профильной деятельностью, а лишь средством получения научного результата. Поэтому здесь остро стоит проблема кадрового обеспечения радиационной безопасности.

Общий вид сооружаемого комплекса реактора ПИК

Хотя число организаций РАН, в которых имеются ИИИ, постоянно сокращается, в настоящее время несколько десятков учреждений продолжают вести активную деятельность в области использования атомной энергии. Согласно статье 34 закона «Об использовании атомной энергии» для ведения такого рода деятельности требуется выполнение двух условий: признания организации соответствующим органом управления использованием атомной энергии пригодной эксплуатировать ядерную установку, радиационный источник или пункт хранения и т.д., а также наличия у организации разрешения (лицензии), выданного соответствующими органами регулирования безопасности, на право ведения работ в области использования атомной энергии. Лицензии имеются у всех организаций РАН, ведущих работы с ИИИ, хотя признание пригодным эксплуатировать вышеперечисленные объекты имеет только Петербургский институт ядерной физики (ПИЯФ). У остальных организаций нет не только признания, но и органа управления использованием атомной энергии.

Дело в том, что РАН не входит в перечень двенадцати федеральных структур, уполномоченных согласно  Постановлению правительства №412 от 03.06.2006 г. осуществлять управление использованием атомной энергии, и не может признавать подведомственные ей институты «эксплуатирующими организациями». Поэтому каждый из них самостоятельно должен заключить соответствующее соглашение с одним из федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих управление использованием атомной энергии. Однако добровольно принять на себя дополнительную нагрузку и ответственность в этой сфере деятельности за «чужие» организации не хочет ни один федеральный орган. Многочисленные обращения к ним со стороны академических организаций и самой академии остались без положительного ответа. Чтобы решить эту проблему, необходима специальная договоренность (соглашение) между руководством академии и одним или несколькими  из органов управления использованием атомной энергии, либо прямое поручение правительства такому органу.

Проблема наследия прошлой деятельности

Общий вид реактора ВВР-М

Эти и другие особенности осложняют обеспечение радиационной безопасности объектов РАН. Проблема обостряется еще и тем, что во многих организациях РАН используются оборудование и установки, проработавшие более трех десятков лет без продления срока эксплуатации в установленном порядке. Сегодня они являются достаточно обременительным наследием прошлой деятельности и дополнительными источниками потенциальной опасности для персонала. Системы физической защиты, инженерные системы, обеспечивающие условия хранения и обращения c источниками радиации, средства контроля радиационной обстановки и дозиметрического контроля требуют обновления и модернизации.

Например, в самом «радиационно-насыщенном» объекте РАН – ПИЯФ – имеются исследовательский реактор ВВР-М мощностью 18 МВт, синхроциклотрон СЦ-1000 с энергией протонов 1 ГэВ, а также импульсный источник нейтронов «Гнейс» с энергией нейтронов от долей электрон-вольта до 100 МэВ и интенсивностью более 1,0 Е+14 нейтронов в секунду, облучательные установки, сотни закрытых ИИИ. В ПИЯФ есть комплекс по переработке ЖРО, хранилища ТРО. Существует ряд сложностей в обеспечении радиационной безопасности этих объектов, связанных с прошлой и текущей работой, а также с предстоящим в будущем выводом их из эксплуатации.

Зал синхроциклотрона СЦ-1000

Сегодня, когда значительное число организаций РАН прекратили исследования с использованием ИИИ, вопросы вывода из эксплуатации и утилизации отслуживших установок и оборудования стоят особенно остро. В частности, из-за того, что эти организации не были признаны эксплуатирующими, ими совместно с соответствующими органами управления использованием атомной энергии не были созданы специальные фонды для финансирования затрат, связанных с выводом из эксплуатации установок и повышением безопасности этих объектов, как предусмотрено вышеупомянутой ст. 34 закона и как сделано, например, в системе ГК «Росатом». Не были предусмотрены для этого и бюджетные средства.

Решение задач повышения радиационной безопасности в рамках ФЦП ЯРБ

Поэтому не случайно в Федеральной целевой программе «Обеспечение ядерной и радиационной безопасности на 2008 год и на период до 2015 года» предусмотрен ряд мероприятий по решению проблем радиационной безопасности объектов РАН. Это: пункт 250 «Проведение работ по повышению радиационной безопасности объектов РАН в период 2009-2015 г.г.», пункт 150 «Реконструкция комплекса радиационно-опасных объектов ПИЯФ РАН», пункт 263 «Утилизация отработавших радиационных установок и радиационных источников повышенной активности РАН» и пункт 307 «Совершенствование системы учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов в РАН».

Запланированные ФЦП средства (около 500 млн рублей) не решат проблемы РАН в данной области в полном объеме, тем не менее, позволят ликвидировать наиболее острые ситуации, проанализировать картину в целом, сформулировать четкие цели и разработать план работ на длительную перспективу (в ходе разработки будет осуществлена систематизация радиационных проблем всех имеющихся в РАН объектов использования атомной энергии, определены приоритеты работ на 2009-2010 годы и дальнейший период). Параллельно будет организована систематическая работа, направленная на то, чтобы не только ликвидировать проблемы, связанные с прошлой деятельностью, но и не порождать их в будущем.

Стратегический план повышения уровня радиационной безопасности – ключевой инструмент решения проблемы

Хранилище РВ и РАО в ИФХЭ РАН

Для эффективного выполнения задач в области повышения ядерной и радиационной безопасности, в частности, определенных ФЦП ЯРБ, выпущено специальное Распоряжение Президиума РАН от 16.07.2008 г. №10143-485 о разработке Cтратегического плана повышения уровня радиационной безопасности на объектах РАН. Функции головного разработчика плана, также как и научного обеспечения работ, проводимых в рамках ФЦП на объектах РАН, возложены на ИБРАЭ РАН. Разработка плана началась одновременно с выполнением первоочередных мероприятий.

Так, в рамках пункта 250 ФЦП в 2009 году начались работы по:

  • фрагментации загрязненного оборудования, дезактивации помещений и вывозу РАО из ИФХЭ РАН; 
  • приведению в соответствие с требованиями федеральных норм и правил хранилища РАО, закрытых и открытых радиоактивных источников в ИБ Коми НЦ УрО РАН;
  • приведению системы спецканализации по сбору радиоактивных стоков в ИБХ РАН в состояние, обеспечивающее требуемый уровень радиационной безопасности;
  • комплексному инженерно-радиационному обследованию, демонтажу загрязненного оборудования, дезактивации помещений первой зоны «горячего» корпуса и хранилища радиоактивных веществ с вывозом РАО из ГЕОХИ РАН;
  • вывозу закрытых радиоактивных источников из ИХТРЭМС Кольского научного центра РАН.

Объединение 15 региональных организаций «Радон» в одну (ФГУП «РосРАО») и предоставление ей государственных субсидий на проведение работ по приему, транспортированию и длительному хранению РАО и отработавших ИИИ позволило выполнить дополнительный объем работ в этой области. В настоящее время из трех институтов за счет этих средств уже вывезены РАО и ИИИ; до конца 2009 года планируется вывезти РАО и ИИИ еще из 11 организаций РАН, расположенных в различных регионах РФ.

Стратегический подход позволит добиться эффективных практических результатов, наиболее рационально использовать имеющиеся средства, реально оценивать потребности и обосновывать необходимость и объем будущих инвестиций.

Стратегическое планирование отличается четкой направленностью на достижение конечных стратегических целей, которые достигаются через длительное время, и потому не ограничивается конкретным сроком. В связи с этим стратегический план должен сопрягаться с информационной системой управления, сопровождаться в ходе реализации обязательным мониторингом и периодической коррекцией.

Такой план позволит определить не только действия, необходимые для достижения обоснованных стратегических целей (разработка «дорожной карты»), но и требующиеся для этого ресурсы. Теорией стратегического планирования введена в практику так называемая «стратегическая пирамида», то есть планирование от общего к частному (сверху вниз). Она включает в себя ряд понятий: видение, миссия, цели, стратегия, программы и проекты.

В рамках разработки плана все эти понятия должны быть конкретизированы применительно к задачам повышения радиационной безопасности в Российской академии наук в целом и по ее отдельным объектам использования атомной энергии.

Авторы

С.В. Антипов, д.т.н., В.Ф. Евсеев, Г.И. Ильющенко, к.т.н., Р.И. Калинин, д.т.н.
ИБРАЭ РАН

В.Н. Беседин, В.В. Хлопков
Российская академия наук