Atomic-Energy.ru

Обращение с РАО в России: стратегические подходы

20 февраля 2014

Создание в России технически современной, экономически эффективной и экологически безопасной системы обращения с РАО основывается на эволюционном развитии объектов инфраструктуры по обращению с отходами, в том числе пунктов захоронения и технологий переработки, а также на формировании рынка услуг в этой области.

Такая деятельность предусматривает:

  • формирование Единой государственной системы обращения с РАО;
  • создание прозрачной экономики обращения с РАО;
  • решение проблем «наследия»;
  • создание 10 региональных центров по подготовке РАО к захоронению;
  • реализацию проектов по извлечению удаляемых РАО и захоронению особых РАО.

К 2025 году должно быть обеспеченно своевременное кондиционирование и захоронение всех видов образующихся РАО во всех организациях страны; к 2065 году – поэтапное решение проблем обращения с накопленными отходами в полном объеме.

Источниками финансирования реализации мероприятий являются:

  • средства федерального бюджета (ФЦП и субсидии на обращение с РАО), аккумулированные в специальном резервном фонде отчисления организаций на захоронение РАО;
  • средства Госкорпорации «Росатом» на реализацию инновационных проектов;
  • собственные средства организаций и головных компаний для создания мощностей по переработке и кондиционированию РАО;
  • международная техническая помощь.

Решение проблем «наследия»

Подходы к обращению с накопленными РАО включают:

  • снижение издержек на хранение РАО за счет уменьшения объемов и оптимизации решений по обращению с ними;
  • минимизация объема обязательств по «наследию» с захоронением к 2030 году особых РАО, составляющих около 80% от всех накопленных отходов;
  • синхронизацию планов и темпов работ по выводу из эксплуатации объектов «наследия» с планами развития инфраструктуры по обращению с РАО (для исключения промежуточного хранения больших объемов отходов);
  • оптимизацию объемов образования РАО при планировании работ по выводу из эксплуатации с учетом включения стоимости захоронения отходов в стоимость таких работ.

В настоящее время ведутся работы по решению накопленных проблем в рамках ФЦП «Обеспечение ядерной и радиационной безопасности на 2008 год и на период до 2015 года» (ФЦП ЯРБ). Реализуется 71 мероприятие с общим объемом финансирования из федерального бюджета свыше 27 млрд рублей. В ходе выполнения мероприятий накоплен опыт и получены референции по закрытию водоемов-хранилищ РАО, извлечению РАО из пунктов хранения для переработки и последующего захоронения (в том числе из непроектных могильников), характеризации извлеченных РАО, сооружению новых пунктов хранения.

На ряде предприятий создаются мощности по переработке, кондиционированию и хранению РАО. В ближайшие 15-18 лет предполагается проведение первоочередных работ по консервации всех  водоемов-хранилищ ЖРО, кроме Теченского каскада водоемов, который будет переведен в режим управления уровнем воды на безопасных отметках.

Создана концепция федеральной целевой программы «Обеспечение ядерной и радиационной безопасности на 2016-2020 годы и на период до 2025 года» (ФЦП ЯРБ-2), которая в настоящее время дорабатывается по результатам предварительного согласования с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.

Детальное планирование окончательного решения накопленных проблем станет возможным по завершению первичной регистрации РАО и мест их размещения, нацеленной на определение объема и состава накопленных РАО и вариантов обращения с ними (консервация особых РАО либо  извлечение, переработка и захоронение удаляемых отходов).

Госкорпорацией «Росатом» разработаны порядок проведения первичной регистрации и проект графика обследований пунктов хранения РАО. Начался сбор и обработка регистрационных форм.

При подготовке предложений по отнесению пунктов хранения РАО к пунктам захоронения РАО, пунктам долговременного хранения РАО, пунктам размещения и консервации особых РАО организация должна собрать пакет документов, обосновывающих предложение, который будет рассмотрен Комиссией по проведению первичной регистрации с составлением Акта первичной регистрации. При необходимости проводится обследование пунктов хранения РАО. Акты первичной регистрации утверждаются Госкорпорацией «Росатом», которая формирует  предложение в Правительство Российской Федерации по отнесению пунктов хранения РАО к соответствующим типам.

Первичная регистрация должна быть завершена к 2015 году. В ее результате:

  • будут выявлены наличие и объемы отходов, образовавшиеся до дня вступления в силу федерального закона об обращении с РАО;
  • РАО отнесены к удаляемым и особым, а пункты их хранения – к конкретным типам;
  • установлены условия размещения и субъекты права собственности на пункты хранения РАО, а также состав имущества, необходимого для обеспечения их безопасной эксплуатации.

Основной объем работ по очерченным в настоящее время проблемам «наследия» должен быть выполнен до 2030 года. В дальнейшем предполагается осуществлять мероприятия, связанные с консервацией, разгрузкой или продлением срока эксплуатации объектов, которые в рамках первичной регистрации получат статус пунктов долговременного хранения. Графики проведения и объемы работ будут определены к середине 2015 года.

Эксплуатационные РАО

В работах по вновь образующимся РАО в основном создана система нормативно-правовых актов (решения Правительства Российской Федерации, приказы по Гос­корпорации «Росатом», Минприроды России), которая позволит уже в 2013 году запустить процесс финансирования инвестиционной программы Национального оператора по обращению с радиоактивными отходами. Определены объемы отчислений организаций, в результате деятельности которых образуются радиоактивные отходы, подлежащие захоронению; тарифы утверждены Минприроды.

Стартовал процесс проектирования трансформации систем обращения с РАО в организациях отрасли. В настоящее время решается задача согласования планов и намерений отдельных предприятий с целью минимизации затрат.

Завершается разработка локальных стратегий организаций предприятий, деятельность который по обращению с РАО будет служить основой формирования соответствующей отраслевой системы – ОАО «Концерн Росэнергоатом», ФГУП «ГХК», ФГУП «ПО «Маяк», ОАО «СХК», ОАО «ГНЦ НИИАР» и т.д. Их утверждение и последующая проектная работа позволят детализировать перечень мероприятий, сроки их реализации и объем требуемых финансовых ресурсов. Завершить разработку локальных стратегий предполагается к осени 2013 года.

Из анализа проектов локальных стратегий следует, что большинство организаций при планировании переработки РАО ориентируется, в основном, на собственную инфраструктуру (имеющуюся или планируемую к созданию) при минимальном уровне использования корпоративных возможностей. Такой подход трудно признать экономически оправданным; представляется более эффективным создание корпоративных центров оказания услуг на базе крупных предприятий, которым планируется выделить средства из федерального бюджета для решения проблем РАО.

Анализ также показал необходимость создания транспортного парка, достаточного для перевозки кондиционированных РАО к местам их захоронения, а также формирования инфраструктуры собственно захоронения РАО.

Типоряд упаковок (контейнеров) для размещения в них РАО, как использовавшихся ранее, так и планируемых к применению в будущем, весьма обширен и далеко не всегда оптимален. В этой ситуации представляется целесообразным оптимизация парка упаковок (контейнеров) как один из действенных механизмов снижения финансовых затрат организаций на подготовку РАО к захоронению. К 2030 году уровень отверждения и кондиционирования ЖРО (кроме тритиевых отходов) планируется довести до 100%.

Основы технической политики

В настоящее время определены контуры технической политики по твердым РАО. 

Для достижения к 2025 году 100%-го кондиционирования ТРО необходима координация и синхронизация деятельности компаний и организаций по реинжинирингу комплексов их переработки ТРО.

Основные принципы и подходы следующие:

  • поддержка паритета между интересами организаций по кондиционированию РАО и возможностями ФГУП «НО РАО» по приему отходов;
  • обеспечение возможности рационального маневра для предприятий при обращении с накопленными и вновь образующимися РАО;
  • формирование специализированных сервисных организаций, в том числе центров переработки РАО;
  • использование загрязненного металла в атомной промышленности (при создании контейнеров  и  строительстве);
  • ускоренное сооружение и начало приема НАО и САО Национальным оператором, оптимальное размещение пунк­0тов захоронения;
  • организация захоронения ОНАО на площадках их образования;
  • своевременная организация работ по контейнерам и транспортным средствам;
  • формирование парка контейнеров и транспортных средств с учетом независимой оценки применяемых упаковок и средств транспортирования, выработка технических требований к недостающим элементам.

Разработан и проходит согласование порядок передачи отработавших закрытых источников ионизирующего излучения на захоронение Национальному оператору или для переработки организации-изготовителю.

Целесообразна проработка вопроса об обслуживании организаций, использующих закрытые ИИИ или имеющих незначительные объемы образования РАО, сервисными и клининговыми центрами на базе ФГУП «РосРАО» и ФГУП «РАДОН».

Техническая политика в отношении ТРО, образовавшихся  при добыче и переработке урановых руд предусматривает:

  • оформление хвостохранилищ как пунктов захоронения или долговременного хранения, формирование резерва для финансирования разработки проектов (закрытия, консервации и рекультивации) и их своевременную реализацию;
  • проработку вопросов объединения схем обращения с большими объемами ТРО хвостохранилищ и малыми объемами других ТРО (малые объемы ТРО сопоставимого состава и активности могут быть размещены в хвостохранилищах по согласованию с надзорными органами).

Выработка проектных решений по конечному состоянию всех хвостохранилищ должна быть завершена к 2018 году, доведение системы отчислений до аккумуляции объема средств, необходимого для реализации таких решений, – к 2025 году (планируемому сроку закрытия).

Также предусмотрено отверждение ЖРО и ограниченное применение их закачки в подземные пласты-коллекторы.

 

Основные этапы создания ЕГС РАО

Год

Планируемые результаты

2013

  • Конкретизируются и синхронизируются планы организаций по созданию мощностей переработки РАО и созданию региональных центров переработки РАО.
  • Начинается формирование специального резервного фонда Госкорпорации «Росатом» по захоронению РАО и реализация инвестиционной программы Национального оператора по обращению с РАО.

2014

  • По результатам первичной регистрации определяется перечень объектов с накопленными РАО и характер будущих работ (удаление или консервация).
  • Завершается разработка ФЦП ЯРБ на период до 2025 года (ФЦП ЯРБ-2).
  • Приняты решения по размещению 3 пунктов захоронения РАО.

2015

  • Завершается первый этап формирования ЕГС РАО. Действуют все нормативно-правовые акты, необходимые для ЕГС РАО. На предприятиях разделены потоки ОНРАО и РАО. Обращение с ОНАО ведется по упрощенным схемам.
  • Кондиционируется и упаковывается в соответствии с критериями приемлемости не менее 35% образующихся РАО.
  • Создан реестр РАО и кадастр пунктов хранения РАО.
  • Завершаются работы по проектированию создания мощностей переработки РАО на период до 2023 года.
  • Конкретизируются и синхронизируются с ФЦП ЯРБ-2 планы организаций по обращению с накопленными РАО.
  • Детализируются мероприятия направлений Программы на 2016-2020 годы.

2016

  • Лицензированы и производятся типовые упаковки.
  • Начинаются пилотные перевозки РАО к местам будущего захоронения.
  • Функционирует не менее 10 региональных центров переработки РАО.

2017

  • Создана отраслевая система транспортирования, достаточная для обеспечения роста перевозок РАО на переработку и захоронение.

2018

  • Начинается захоронение РАО во вновь созданных пунктах захоронения.
  • Прекращается сброс ЖРО в приповерхностные водоемы – хранилища ЖРО на ФГУП «ПО Маяк».

2020

  • Определена система обращения с отработавшими источниками ионизирующего излучения.
  • Функционирует не менее 5 региональных центров переработки РАО.
  • Кондиционируется и упаковывается в соответствии с критериями приемлемости не менее 80% образующихся РАО.

2025

  • Функционируют все системы ЕГС РАО, в том числе пункт захоронения глубинного типа.
  • Функционирует не менее 10 региональных центров переработки РАО.
  • Кондиционируется и упаковывается в соответствии с критериями приемлемости не менее 100% от образующихся РАО.
  • Разработана и утверждена ФЦП ЯРБ-3.

 

Укрупненные мероприятия в области обращения с РАО

1.  Создание и развитие объектов инфраструктуры обращения с РАО:

  • Строительство региональных комплексов по переработке накопленных ТРО и ЖРО (ПО «Маяк», СХК, ГХК, «РосРАО», «РАДОН«; НИИАР, комплексы АЭС «Росэнергоатома»)
  • Строительство пунктов окончательной изоляции РАО
  • Реконструкция пунктов временного хранения РАО и отработавших ИИИ

2.  Безопасное удаление РАО из пунктов хранения / подготовка / транспортировка / окончательная изоляция:

  • Удаление РАО из пунктов хранения, переработка и передача для окончательной изоляции
  • Окончательная изоляция РАО

3.  Консервация пунктов размещения накопленных особых РАО:

  • Маяк: В-17, пункты консервации ТРО
  • СХК: пульпохранилища ПХ-1, ПХ-2, бассейны Б-1, Б-25
  • ГХК: бассейн № 354-А, пункты хранения фильтрующих материалов (резервуары 385/1,2, 384/1,2,3), объекты 650, 660 и 347
  • Хвостохранилища на НЗХК, МСЗ, ЧМЗ
  • Пункты размещения ТРО в РосРАО

4.  Обеспечение безопасности отдельных объектов, содержащих РАО, РВ и ЯМ:

  • Государственный радиевый фонд
  • 58 организаций РАН

 

Обеспечение общественной приемлемости

В ходе работ по выбору мест размещения пунктов захоронения РАО выявлены проблемы, связанные с общественной приемлемостью, для устранения которых требуются значительные временные и иные издержки.

Решение данной проблемы предусматривает:

  • первоочередные мероприятия по развитию системы формирования общественной приемлемости пунктов захоронения РАО;
  • выпуск монографий, сборников и других информационных материалов по проблемам обращения с РАО;
  • участие в международных выставках;
  • подготовка Национальных докладов Российской Федерации о выполнении обязательств, вытекающих из Объединенной конвенции по безопасности обращения с ОЯТ и РАО.

Российский и зарубежный опыт показывает необходимость: реализации мероприятий на стадиях размещения, сооружения, ввода в эксплуатацию, эксплуатации и закрытия; безупречности и международного признания обоснования безопасности; преференций для местного населения.

Заключение

Реализация мероприятий по обращению с РАО в краткосрочной перспективе позволит:

  • переломить негативные тенденции накопления отходов;
  • гарантировать обеспеченность российских экспортных ядерных технологий по ЗСЖЦ;
  • минимизировать издержки переходного периода за счет взаимоучета требований ЕГС РАО и возможностей предприятий отрасли;
  • продемонстрировать практическую возможность решения накопленных проблем в области ЯРБ;
  • снизить затраты предприятий на хранение накопленных РАО;
  • повысить занятость путем привлечения квалифицированного персонала к реализации новых переделов обращения с РАО.

Все это в целом будет способствовать росту эффективности использования атомной энергии для социально-экономического развития страны.

Авторы

Абрамов Александр Анатольевич

Хаустов Олег Васильевич