Глоссарий | Л

  • Ядерный энергетический реактор, в котором обычная (легкая) вода используется одновременно в качестве замедлителя и теплоносителя, Этот термин... читать далее
    Ядерный энергетический реактор, в котором обычная (легкая) вода используется одновременно в качестве замедлителя и теплоносителя, Этот термин объединяет два типа легководных реакторов: реактор с водой под давлением и реактор с кипящей водой. ↑ свернуть
  • Ледокол "50 лет Победы" представляет собой модернизированный проект второй серии атомных ледоколов типа "Арктика". Длина судна составляет 159,6... читать далее
    Ледокол "50 лет Победы" представляет собой модернизированный проект второй серии атомных ледоколов типа "Арктика". Длина судна составляет 159,6 метров, ширина - 30 метров, полное водоизмещение - 25 тысяч тонн, скорость хода по чистой воде - 18 морских узлов. Максимальная толщина льда, которую преодолевает ледокол, - 2,8 метра. Скорость хода в сплошном припайном льду толщиной 2,7 метра при непрерывном ходе - 2 узла. Мощность - 75 тысяч лошадиных сил. Ледокол оснащен двумя атомными энергетическими установками. Команда судна - 138 человек. ↑ свернуть
  • 50 лет Побе́ды — атомный ледокол проекта 10521, на сегодняшний день крупнейший в мире. Его строительство велось на Балтийском... читать далее

    50 лет Побе́ды — атомный ледокол проекта 10521, на сегодняшний день крупнейший в мире. Его строительство велось на Балтийском заводе в Ленинграде (позже в Санкт-Петербурге). Был заложен 4 октября 1989 года под именем «Урал»[2] и спущен на воду 29 декабря 1993 года. Дальнейшее строительство было приостановлено из-за отсутствия средств. В 2003 году строительство было возобновлено, и 1 февраля 2007 года ледокол вышел в Финский залив на ходовые испытания, которые продлились две недели. Флаг поднят 23 марта 2007 года, и 11 апреля ледокол пришёл в постоянный порт приписки Мурманск. 30 июля 2013 года ледокол достиг Северного полюса в сотый раз.

    История судна

    Ледокол «50 лет Победы» представляет собой модернизированный проект второй серии атомных ледоколов класса Арктика. Расчётная максимальная толщина льда, которую должен преодолевать ледокол — 2,8 м.

    «50 лет Победы» — это модифицированный проект 10520 «Арктика», имеющий множество отличий от своего предшественника. На судне применена ложкообразная форма носовой оконечности, впервые использованная при разработке в 1979 году канадского экспериментального ледокола «Кэнмар Кигорияк» и убедительно доказавшая свою эффективность при опытной эксплуатации. На ледоколе установлена цифровая система автоматического управления нового поколения. Модернизирован комплекс средств биологической защиты атомной энергетической установки, прошедший переосвидетельствование в соответствии с современными требованиями Ростехнадзора. На «50 лет Победы» создан экологический отсек, оснащённый новейшим оборудованием для сбора и утилизации всех продуктов жизнедеятельности судна.

    При проводке по Севморпути танкеров с СПГ шириной 45 метров требуется поддержка второго ледокола.

    На борту

    Помимо основной задачи по проводке караванов в арктических морях, ледокол также ориентирован на выполнение арктических круизов, как правило, к Северному Полюсу с посещением заповедного архипелага Земля Франца-Иосифа. В круизе на борту для туристов работает ресторан, спортивный зал, сауна, бассейн, библиотека и музыкальный салон. Работает система спутникового телевидения.

    ↑ свернуть
  • Атомный ледокол «Арктика» — второй в мире атомный ледокол, первое судно, достигшее Северного полюса в надводном плавании. Головной корабль серии... читать далее
    Атомный ледокол «Арктика» — второй в мире атомный ледокол, первое судно, достигшее Северного полюса в надводном плавании. Головной корабль серии проекта 10520 заложен 3 июля 1971 года на Балтийском заводе в Ленинграде. Спуск на воду произведен 26 декабря 1972 года. Окончание ходовых испытаний — 17 декабря 1974 года. Приём в эксплуатацию и подъём государственного флага на ледоколе — 25 апреля 1975 года. ↑ свернуть
  • Вайга́ч — мелкосидящий атомный ледокол проекта «Таймыр» (проект 10580). Отличительная черта данного проекта ледоколов —... читать далее

    Вайга́ч — мелкосидящий атомный ледокол проекта «Таймыр» (проект 10580).

    Отличительная черта данного проекта ледоколов — уменьшенная осадка, позволяющая обслуживать суда следующие по Северному Морскому Пути с заходом в устья сибирских рек. Назван в честь гидрографического ледокольного судна начала XX века «Вайгач».


    Заложен на верфи «Хольстрем Хисталахти» концерна «Вяртсиля Морская Техника» в Хельсинки (Финляндия).

    В 1989 году ледокол отбуксирован в СССР для достройки в Ленинград на Балтийский судостроительный завод им. Серго Орджоникидзе (№ 189), где произведен монтаж атомной энергетической установки на основе реактора КЛТ-40М. Введен в эксплуатацию 25 июля 1990 года.

    Главные двигатели ледокола развивают мощность в 50 000 л.с. и позволяют ледоколу следовать через лёд толщиной в 1,77 метров со скоростью 2 узла. Ледокол может действовать при температурах до −50 °C. Расчётная температура воды −2˚С…+10˚С (+23˚С при ограниченной мощности).

    Основное применение — сопровождение кораблей с металлом из Норильска и судов с лесом и рудой от Игарки до Диксона.

    Всего было построено два ледокола этого проекта: Таймыр и Вайгач . Их строительство было важной вехой в истории сотрудничества Финляндии и СССР.

    ↑ свернуть
  • «Ле́нин» — атомный ледокол, первое в мире надводное судно с ядерной силовой установкой. Ледокол был построен в СССР, в... читать далее

    «Ле́нин» — атомный ледокол, первое в мире надводное судно с ядерной силовой установкой. Ледокол был построен в СССР, в первую очередь, для обслуживания Северного морского пути.

    ↑ свернуть
  • «Таймы́р» — атомный ледокол, предназначенный для проводки судов в устья сибирских рек. Отличается уменьшенной осадкой. Назван в... читать далее

    «Таймы́р» — атомный ледокол, предназначенный для проводки судов в устья сибирских рек. Отличается уменьшенной осадкой. Назван в честь ледокольного парохода начала XX века «Таймыр».

    Корпус ледокола был построен в конце 1980-х годов в Финляндии на судоверфи Wärtsilä («Вяртсиля Морская Техника») в Хельсинки по заказу Советского Союза. Однако оборудование (силовая установка на основе реактора КЛТ-40М и др.) на судне было установлено советское, использовалась сталь советского производства. Установка атомного оборудования производилась в Ленинграде, куда корпус ледокола был отбуксирован в 1988 году. Эта установка развивает мощность в 50 000 л. с. и позволяет ледоколу идти через лёд толщиной в два метра. При толщине льда в 1,77 метров скорость ледокола составляет 2 узла. Ледокол может действовать при температурах до −50 °C.

    Строительство «Таймыра» было важной вехой в истории сотрудничества Финляндии и СССР. Там же был построен и второй корпус этой серии — будущий «Вайгач».

    ↑ свернуть
  • А́томный ледоко́л «Яма́л» —российский атомный ледокол класса Арктика. Ледокол был заложен в1986 году, а спущен на воду в 1989 ... читать далее

    А́томный ледоко́л «Яма́л» —российский атомный ледокол класса Арктика.

    Ледокол был заложен в1986 году, а спущен на воду в 1989 году. В 2000 году он совершил экспедицию к Северному полюсу для встречи третьего тысячелетия. «Ямал» — седьмой корабль, достигший Северного полюса. Всего же он совершил 46 рейсов к Северному полюсу.

    ↑ свернуть
  • (icebreakers) Суда, построенные специально для использования в водах, круглогодично покрытых льдом. Ледоколы — суда, способные плавать по покрытым... читать далее

    (icebreakers) Суда, построенные специально для использования в водах, круглогодично покрытых льдом. Ледоколы — суда, способные плавать по покрытым льдом водами, ломая лёд специально приспособленным носом (в ряде случаев — и кормой). Атомные ледоколы намного мощнее дизельных. Они были сконструированы в СССР для обеспечения судоходства в холодных водах Арктики. Одно из главных преимуществ атомного ледокола — отсутствие необходимости в частой дозаправке, которая может возникнуть в плавании во льдах, когда такой возможности нет, или такая дозаправка сильно затруднена. Все атомные ледоколы имеют электрическую передачу на винты.

    ↑ свернуть
  • Ле́псе — судно-заправщик атомного ледокольного флота России. Принадлежит ФГУП «Атомфлот». В 1988 году судно выведено из... читать далее

    Ле́псе — судно-заправщик атомного ледокольного флота России. Принадлежит ФГУП «Атомфлот». В 1988 году судно выведено из эксплуатации, а в 1990 году переведено в категорию стоечных судов. В пеналах и кессонах хранилища отработавшего ядерного топлива (ОЯТ) судна размещено 639 отработавших тепловыделяющих сборок (ОТВС), часть из которых повреждена.

    ↑ свернуть
  • Ледокол проекта 10510 «Лидер» (ЛК-110Я, ЛК-120Я) — перспективный тип российских атомных ледоколов. Аббревиатура названия... читать далее

    Ледокол проекта 10510 «Лидер» (ЛК-110Я, ЛК-120Я) — перспективный тип российских атомных ледоколов. Аббревиатура названия расшифровывается как «ледокол, мощностью 120 МВт (на валу), с ядерной силовой установкой».

    Главными задачами этих ледоколов являются обеспечение круглогодичной навигации по Северному морскому пути и проведение экспедиций в Арктику. За счёт увеличенной ширины корпуса предполагается проведение крупнотоннажных судов.

    ↑ свернуть
  • Ликвидаторы — общее обозначение приблизительно 600 000- 900 000 человек, принимавших участие в ликвидации последствий Аварии на... читать далее

    Ликвидаторы — общее обозначение приблизительно 600 000- 900 000 человек, принимавших участие в ликвидации последствий Аварии на Чернобыльской АЭС, произошедшей 26 апреля 1986 года.

    ↑ свернуть
  • Атомный лихтеровоз-контейнеровоз «Севморпуть» - единственное в России ледокольно-транспортное судно с ядерной энергетической установкой, было... читать далее

    Атомный лихтеровоз-контейнеровоз «Севморпуть» - единственное в России ледокольно-транспортное судно с ядерной энергетической установкой, было построено на Керченском судостроительном заводе «Залив» им. Б.Е. Бутомы в период с 01.06.82 по 31.12.88. Проект судна разработан на основании совместного решения Минморфлота и Минсудпрома № С-13/01360 от 30.05.78 в соответствии с техническим заданием на его разработку. Корпус судна спроектирован и построен на категорию ледовых подкреплений «УЛА» в соответствии с требованиями Правил Регистра СССР изд.1981г.

    Атомоход «Севморпуть» сдан в эксплуатацию 31.12.88г.

    С момента подъема флага и начала работ лихтеровоз "Севморпуть" прошел 302000 миль, перевез более 1,5 миллионов тонн грузов, осуществив за это время всего лишь одну перезарядку ядерного реактора.

    Для сравнения: судам типа СА-15, работающим на Дудинской  линии пришлось бы выполнить почти 100 рейсов, чтобы перевести такое  же количество груза, израсходовав при этом почти 100000 тонн топлива

    Восстановление атомного лихтеровоза-контейнеровоза "Севморпуть"  запланировано  к 1 марта 2016 года

    ↑ свернуть
  • Процедура проверки или оценки исходной документации заявителя, осуществляемая регулирующим органом для выдачи разрешения (лицензии) на выполнение... читать далее

    Процедура проверки или оценки исходной документации заявителя, осуществляемая регулирующим органом для выдачи разрешения (лицензии) на выполнение определенных видов работ, связанных с выбором площадки, проектированием, сооружением, вводом в эксплуатацию, эксплуатацией или снятием с эксплуатации атомной станции или другой ядерной установки.

    ↑ свернуть