Положение о надзоре за обеспечение физической защиты, радиационных источников, радиоактивных веществ и радиоактивных отходов

22 декабря 2008

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ

И АТОМНОМУ НАДЗОРУ

РУКОВОДЯЩИЕ ДОКУМЕНТЫ

ПОЛОЖЕНИЕ

О НАДЗОРЕ ЗА ОБЕСПЕЧЕНИЕМ ФИЗИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ

РАДИАЦИОННЫХ ИСТОЧНИКОВ, РАДИОАКТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ

И РАДИОАКТИВНЫХ ОТХОДОВ

УТВЕРЖДЕНО
приказом Федеральной службы
по экологическому, технологическому
и атомному надзору
от 14 ноября 2008 г. № 892
ВВЕДЕНО В ДЕЙСТВИЕ
с 10 февраля 2009 г.
РД-07-17-2008

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.Положение о надзоре за обеспечением физической защиты радиационныхисточников, радиоактивных веществ и радиоактивных отходов (далее -Положение) разработано в соответствии с Федеральным законом "Обиспользовании атомной энергии" от 21.11.95 № 170-ФЗ (в ред. федеральныхзаконов от 10.02.1997 № 28-ФЗ, от 10.07.2001 № 94-ФЗ, от 30.12.2001 №196-ФЗ, от 28.03.2002 № 33-ФЗ, от 11.11.2003 № 140-ФЗ, от 22.08.2004 №122-ФЗ, от 18.12.2006 № 232-ФЗ, от 05.02.2007 № 13-ФЗ), Положением оФедеральной службе по экологическому, технологическому и атомномунадзору (постановление Правительства Российской Федерации от 30.07.2004№ 401 с изменениями, предусмотренными постановлениями ПравительстваРоссийской Федерации от 21.01.2006 № 23, от 29.05.2006 № 335, от14.12.2006 № 767, от 29.05.2008 № 404), Правилами физической защиты радиационных источников,  пунктов хранения, радиоактивных веществ(НП-034-01) и нормативными правовыми актами Федеральной службы поэкологическому, технологическому и атомному надзору (далее - Служба) вобласти надзора за безопасностью при использовании атомной энергии.

2.Положение устанавливает порядок организации и осуществления надзора зафизической защитой радиационных источников, радиоактивных веществ (втом числе радиоактивных отходов), пунктов хранения радиоактивныхвеществ и хранилищ радиоактивных отходов (далее - физическая защита),проводимого Службой в поднадзорных организациях и при транспортированиирадиационных источников и радиоактивных веществ.

3.Требования Положения обязательны для структурных подразделенийцентрального аппарата Службы, её межрегиональных территориальныхуправлений по надзору за ядерной и радиационной безопасностью (далее -территориальные управления Службы) и подведомственных ей организаций,привлекаемых к проведению инспекций физической защиты.

4.Надзор за физической защитой (далее - надзор) представляет собойдеятельность центрального аппарата Службы и территориальных управленийСлужбы по проверке физической защиты.

5. Основными задачами надзора являются:

-проверка выполнения федеральными органами исполнительной власти,организациями, осуществляющими деятельность в области использованияатомной энергии, и персоналом поднадзорных организаций требованийфедеральных и иных нормативных актов по физической защите;

-проверка соблюдения руководством поднадзорных организаций требований кфизической защите, предусмотренных условиями действия лицензии наосуществление соответствующего вида деятельности;

-предоставление в установленном порядке заинтересованным федеральныморганам исполнительной власти и организациям, в чьём ведении находятсярадиационно опасные объекты, информации о состоянии физической защиты ивыполнении руководством поднадзорных организаций требований нормативныхактов по физической защите.

6. Перечень основных документов, используемых при осуществлении надзора, приведён в приложении к Положению.

II. ОРГАНИЗАЦИЯ НАДЗОРА ЗА ФИЗИЧЕСКОЙ ЗАЩИТОЙ

7.Надзор должен осуществляться на всех этапах жизненного цикларадиоактивных веществ, радиационных источников, пунктов хранениярадиоактивных веществ и хранилищ радиоактивных отходов (далее - пунктыхранения), в том числе в процессе транспортирования радиоактивныхвеществ, радиационных источников.

8.Управление по регулированию безопасности объектов ядерного топливногоцикла, ядерных энергетических установок судов и радиационно опасныхобъектов, надзору за учётом и контролем ядерных материалов ирадиоактивных веществ и физической защитой осуществляет в установленномпорядке следующие функции по надзору:

- организует и принимает участие в осуществлении надзора;

-организует проведение проверок (инспекций) соблюдения юридическими ифизическими лицами требований законодательства Российской Федерации,нормативных правовых актов, норм и правил в области использованияатомной энергии и участвует в таких проверках (инспекциях);

- осуществляет методическое руководство деятельностью территориальных управлений Службы по осуществлению надзора.

9. Территориальные управления Службы организуют и осуществляют надзор в поднадзорных им организациях.

10. К участию в проведении инспекций могут привлекаться организации, подведомственные Службе.

III. ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ НАДЗОРА ЗА ФИЗИЧЕСКОЙ ЗАЩИТОЙ

11.Надзор за выполнением установленных требований по физической защитефедеральными органами исполнительной власти и органами управленияиспользованием атомной энергии осуществляется путём получения от нихнеобходимой информации на основании письменных запросов Службы.

12.Надзор за выполнением установленных требований поднадзорнымиорганизациями осуществляется в основном путём проведения инспекций.

13. Надзор за физической защитой предусматривает:

-проверку наличия необходимых действующих лицензий на виды деятельностив области использования атомной энергии и выполнения условий ихдействия в части требований к физической защите;

-проверку физической защиты на предмет её соответствия требованиямнормативных правовых актов федерального уровня, в том числе выполнениятребований:

к организационным мероприятиям физической защиты;

к инженерно-техническим средствам физической защиты;

к действиям подразделений охраны;

- проверку выполнения предписаний об устранении нарушений, выданных территориальными управлениями Службы;

- анализ состояния физической защиты и выявленных нарушений;

- выяснение существующих проблем и препятствий в осуществлении физической защиты;

- подготовку акта инспекции и при необходимости - применение санкций.

14. Формами осуществления надзора являются:

- получение и анализ информации о состоянии физической защиты в поднадзорных организациях;

- проведение инспекций (проверок) и анализ их результатов;

-применение установленных законодательством Российской Федерации санкцийв случаях выявления нарушений требований в области физической защиты.

15. Инспекции физической защиты проводятся:

-при рассмотрении заявлений о выдаче лицензий Службы (решение онеобходимости проведения инспекции должно приниматься применительно ккаждому конкретному случаю);

- в процессеосуществления организациями деятельности в области использованияатомной энергии: по размещению, проектированию, сооружению,эксплуатации и выводу из эксплуатации радиационного источника илипункта хранения и по обращению с радиоактивными веществами.

16. Инспекции проводятся в целях:

-проверки соблюдения эксплуатирующими организациями и организациями,выполняющими работы и предоставляющими услуги в области использованияатомной энергии, требований к физической защите;

-принятия Службой и её территориальными управлениями необходимых мер повыявлению и своевременному устранению нарушений в осуществлениифизической защиты;

- проверки полноты и достоверности информации о физической защите, представляемой в территориальные управления Службы;

-оценки возможностей и наличия условий у заявителей лицензий дляосуществления лицензируемой деятельности в части осуществленияфизической защиты.

17. Инспекциифизической защиты подразделяются на целевые, оперативные иосуществляемые в процессе проведения комплексных инспекций, а такжемогут быть плановыми и внеплановыми.

Комплексная инспекция предусматривает проверку осуществления разных видов деятельности, в том числе физической защиты.

Целевая инспекция, в отличие от комплексной, предусматривает проверку вопросов только в области физической защиты.

Оперативнаяинспекция предусматривает проверку соблюдения требований дляоперативного принятия мер по устранению нарушений. Она организуется втерриториальных управлениях Службы по указанию начальников отделовинспекций, осуществляющих надзор за физической защитой, и проводитсяинспектором или группой инспекторов. Допускается проведение оперативнойинспекции без программы.

Целеваяинспекция должна проводиться не реже одного раза в 2 года, оперативнаяинспекция - по мере необходимости (для проверки выполнения предписанийв установленные сроки, проверки инженерно-технических средствфизической защиты (далее - ИТСФЗ) на соответствие проектнойдокументации в случае изменения состава ИТСФЗ и проверки другихвопросов, определяемых начальниками отделов, указанных в предыдущемабзаце).

Плановые инспекции проводятся наосновании годовых комплексных планов работы Службы, годовых и месячныхпланов работ территориальных управлений Службы.

Внеплановыеинспекции проводятся в связи с нарушениями или значительнымиизменениями в области физической защиты и в других случаях по решениюруководства Службы и её территориальных управлений.

18.О проведении плановых инспекций территориальные управления Службызаранее уведомляют инспектируемые организации и при необходимости (вслучае проверки ИТСФЗ или подразделений охраны) - руководствоподразделений охраны.

Программа инспекции должна быть представлена инспектируемой организации не позднее чем за 15 дней до начала инспекции.

Уведомления о проведении внеплановых инспекций могут осуществляться непосредственно перед началом инспекций.

19.Инспекции (кроме оперативных) могут проводиться комиссией центральногоаппарата Службы, назначаемой приказом руководителя Службы, иликомиссией территориального управления Службы, назначаемой приказомруководителя этого управления.

  1. Вприказе определяются персональный состав комиссии (председатель и еёчлены),  сроки  работы  комиссии,  а также федеральные органыисполнительной власти, органы управления использованием атомной энергиии организации (помимо инспектируемой), которым следует направить акт орезультатах проведённой инспекции.

Инспекцияможет также проводиться группой инспекторов или инспектором,назначаемыми приказом руководителя территориального управления Службыили распоряжением начальника отдела инспекции.

20.Если мероприятия по проведению инспекции затрагивают вопросы, связанныес охраной, то в таких случаях соответствующие проверки проводятся сучастием представителей руководства подразделений охраны.

Вручение предписания указанным лицам запрещается.

21.При проверке ИТСФЗ и действий подразделений охраны запрещаетсяиспользовать метод провокаций (проведение каких-либо проверок безсогласования с руководством подразделений охраны).

22. Каждая инспекция вне зависимости от её вида включает в себя следующие этапы:

- подготовку к проведению инспекции;

- проведение инспекции;

- оформление документов по результатам инспекции.

23.Надзор за физической защитой радиоактивных веществ, радиационныхисточников и пунктов их хранения на ядерных объектах должен бытьскоординирован с надзором за физической защитой ядерных материалов,ядерных установок и пунктов хранения ядерных материалов.

Наядерных объектах целевые инспекции физической защиты радиоактивныхвеществ, радиационных источников и пунктов их хранения должны, какправило, проводиться в рамках целевых инспекций по надзору зафизической защитой ядерных материалов, ядерных установок и пунктовхранения ядерных материалов.

IV. РЕЗУЛЬТАТЫ ИНСПЕКЦИЙ И САНКЦИИ

24. Результаты инспекций оформляются:

- при комплексных инспекциях - отдельным разделом акта инспекции;

- при целевых и оперативных инспекциях - актом инспекции.

25.В случае обнаружения нарушений требований в области физической защиты,невыполнения условий действия лицензий Службы оформляется предписаниеоб устранении нарушений.

Кроме того, должностные лица Службы имеют право:

-приостанавливать и прекращать действие выданных организациям лицензийСлужбы на право осуществления деятельности в области использованияатомной энергии и выданных работникам разрешений на право ведения работв указанной области;

- при наличиизаконодательно предусмотренных оснований привлекать к административнойответственности организации, должностных лиц и граждан в случаях,предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административныхправонарушениях, направлять правоохранительным органам материалы онарушениях законодательства Российской Федерации в областииспользования атомной энергии, требований федеральных норм и правил вобласти использования атомной энергии, условий, определённыхразрешениями (лицензиями), выданными органами регулирования, содержащихпризнаки преступлений, предусмотренных уголовным законодательствомРоссийской Федерации.

26. Служба может также применять другие санкции в соответствии с законодательством Российской Федерации.

27.При проведении инспекции нельзя оставлять без внимания обнаруженныенарушения по вопросам, связанным с физической защитой, но не включённымв рабочую программу инспекции.

28.Решение об отнесении информации, содержащейся в актах инспекций и впредписаниях, к сведениям, составляющим государственную тайну,принимается председателем комиссии или, если комиссия не была создана,лицом, ответственным за проведение инспекции, по согласованию сруководством поднадзорной организации на основании действующего дляэтой организации перечня сведений.

29.Не допускается выдача предписаний, изменяющих сроки выполнения исодержание работ (мероприятий), предусмотренных условиями действиялицензий, а также выдача повторных предписаний при невыполнении ранеевыданных.

30. Территориальное управление Службы, выдавшее предписание, должно контролировать его выполнение.

31. Неисполнение в установленные сроки требований предписаний влечёт за собой применение санкций.

32.Приостановление и прекращение действия лицензий осуществляется согласноПоложению о лицензировании деятельности в области использования атомнойэнергии (постановление Правительства Российской Федерации от 14.07.97№ 865 с изменениями, предусмотренными постановлениями ПравительстваРоссийской Федерации от 03.10.2002 № 731, от 01.02.2005 № 49, от26.01.2007 № 50).

33. Порядокприостановления и прекращения действия разрешений на право веденияработ в области использования атомной энергии определяетсясоответствующими нормативными правовыми актами Службы.

34. Учёт, обобщение и анализ состояния физической защиты осуществляются:

- отделами территориальных управлений Службы, осуществляющими надзор;

- территориальными управлениями Службы.

35.Территориальные управления Службы в установленном порядке представляютотчёты о состоянии физической защиты в Службу. Управление порегулированию безопасности объектов ядерного топливного цикла,  ядерныхэнергетических установок судов и радиационно опасных объектов, надзоруза учётом и контролем ядерных материалов и радиоактивных веществ ифизической защитой готовит материалы для включения в соответствующиеразделы годового отчёта о деятельности Службы, а также в справки Службыо состоянии ядерной и радиационной безопасности в Российской Федерации.

Порядокподготовки и представления отчётов определяется Инструкцией поотчётности в системе Госатомнадзора России о надзоре за состояниемучёта и контроля ядерных материалов и физической защиты (РД-08-14-2002).

36. Информация о состоянии физической защиты, включаемая в отчёты, должна содержать:

- сведения организаций о состоянии физической защиты;

-сообщения организаций о несанкционированных действиях в отношениирадиационных источников, пунктов хранения, радиоактивных веществ,транспортных средств, перевозящих радиоактивные вещества илирадиационные источники, и в отношении ИТСФЗ;

-сведения о состоянии физической защиты, получаемые Службой отфедеральных органов исполнительной власти, органов исполнительнойвласти субъектов Российской Федерации, юридических лиц, в чьём ведениинаходятся поднадзорные организации, а также от других организаций;

- результаты инспекций;

- результаты экспертиз документов, связанных с вопросами физической защиты.

37. Информация о состоянии физической защиты используется при планировании инспекций и в процессе их проведения.

ПРИЛОЖЕНИЕ

ПЕРЕЧЕНЬ ОСНОВНЫХ ДОКУМЕНТОВ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ НАДЗОРА
ЗА ФИЗИЧЕСКОЙ ЗАЩИТОЙ РАДИОАКТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ,  РАДИАЦИОННЫХ ИСТОЧНИКОВ
И ПУНКТОВ ХРАНЕНИЯ РАДИОАКТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ

1.Федеральный закон от 21.11.95 № 170-ФЗ "Об использовании атомнойэнергии" (в ред. федеральных законов от 10.02.1997 № 28-ФЗ, от10.07.2001 № 94-ФЗ, от 30.12.2001 № 196-ФЗ, от 28.03.2002 № 33-ФЗ, от11.11.2003 № 140-ФЗ, от 22.08.2004 № 122-ФЗ, от 18.12.2006 № 232-ФЗ, от05.02.2007 № 13-ФЗ).

2. Положение олицензировании деятельности в области использования атомной энергии(постановление Правительства Российской Федерации от 14.07.97 № 865 сизменениями, предусмотренными постановлениями Правительства РоссийскойФедерации от 03.10.2002 № 731, от 01.02.2005 № 49, от 26.01.2007 № 50).

3.Положение о государственном компетентном органе по ядерной ирадиационной безопасности при перевозке ядерных материалов и изделий изних (постановление Правительства Российской Федерации от 19.03.2001 №204).

4. Постановление ПравительстваРоссийской Федерации от 12.07.2000 № 514 "Об организации ведомственнойохраны" (с изменениями, предусмотренными постановлениями ПравительстваРоссийской Федерации от 15.04.2002 № 239, от 11.08.2006 № 483, от12.03.2008 № 163).

5. ПостановлениеПравительства Российской Федерации от 30.12.99 № 1436 "О специальныхсредствах и огнестрельном оружии,  используемых ведомственной охраной"(с изменениями, предусмотренными постановлением ПравительстваРоссийской Федерации от 11.02.2003 № 87).

6.Постановление  Правительства Российской Федерации от 26.01.2000 № 73"Об утверждении Правил приобретения, хранения, учёта, ремонта иуничтожения  специальных средств, используемых работникамиведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющихправо на её создание".

7. ПостановлениеПравительства Российской Федерации от 22.02.2001 № 139 "Об утвержденииПоложения о ведомственной охране Министерства Российской Федерации поатомной энергии" (с изменениями, предусмотренными постановлениямиПравительства Российской Федерации от 01.02.2005 № 49, от 01.02.2006 №57).

8. Постановление ПравительстваРоссийской Федерации от 03.03.97 № 240 "Об утверждении Перечнядолжностей работников объектов использования атомной энергии, которыедолжны получать разрешение Федеральной службы по экологическому,технологическому и атомному надзору на право ведения работ в областииспользования атомной энергии" (с изменениями, предусмотреннымипостановлением Правительства Российской Федерации от 01.02.2005 № 49).

9. Правила физической защиты радиационных источников, пунктов хранения, радиоактивных веществ (НП-034-01).

10. Правила физической защиты радиоактивных веществ и радиационных источников при их транспортировании (НП-073-06).

11. Правила безопасности при транспортировании радиоактивных материалов (НП-053-04).

12.Инженерно-техническая укреплённость. Технические средства охраны.Требования и нормы проектирования по защите объектов от преступныхпосягательств (РД 78.36.003-2002).

13.Положение о порядке выдачи разрешений Госатомнадзора России на правоведения работ в области использования атомной энергии работникамобъектов ядерного топливного цикла (РД-05-17-2001).

14.Положение о выдаче разрешений Госатомнадзора России на право веденияработ в области использования атомной энергии работникам пунктовхранения радиоактивных отходов (специализированных предприятий пообращению с радиоактивными отходами) и предприятий (учреждений,организаций), эксплуатирующих радиационные источники (РД-07-14-2001).