29 декабря 2008

РЕШЕНИЕ III Международного ядерного Форума «Безопасность ядерных технологий»

Решение III Международного ядерного Форума «Безопасность ядерных технологий», 22-26 сентября 2008 г. г. Санкт-Петербург

 

Государственной корпорацией по атомной энергии «Росатом» на базе НОУ «Институт дополнительного профессионального образования «Атомпроф» (г. Санкт-Петербург) в период с 22 по 26 сентября 2008 г. в рамках форума «Российский промышленник» проведен III Международный ядерный форум «Безопасность ядерных технологий».

В организации Форума приняли участие ведущие предприятия и организации отрасли: ФГУП АТЦ СПб, ОАО «Головной институт «ВНИПИЭТ», ФГУП «ВНИИНМ», ФГУП НПО «РИ», ОАО ВНИИХТ», ВНИПИпромтехнологии, ФГУП «ФЦ ЯРБ», НОУ «ИДПО «Атомпроф» и др., а также организации Российской академии наук, выставочное объединение «РЕСТЭК». Официальными спонсорами Форума выступили ФГУП «ВНИИНМ», ОАО «Техснабэкспорт», ОАО «Концерн «Энергоатом», ОАО Банк ВТБ, Страховая группа «СОГАЗ». Поддержку в подготовке и проведении Форума оказал Всемирный совет трудящихся ядерной промышленности (WONUC). Информационную поддержку при подготовке и в работе Форума осуществляли: агентство ИТАР-ТАСС, Некоммерческое партнерство отечественных производителей приборов учета «Метрология энергосбережения», журнал «Безопасность окружающей среды», газета
«Атомпресса», телефонный справочник «Весь Петербург», журнал «Экономика и ТЭК сегодня», ОАО «Атомэкспо», электронное издание «Энергодиалог», ЗАО «НТЦ Экспертцентр», профессиональное информационное издание «Энергетика и промышленность России», интернет-ресурсы minatom.ru, nuclear.ru, zivert.ru и graph.runnet.ru.

Основная цель Форума - обсуждение научно-технических и политических аспектов обеспечения ядерной, радиационной и экологической безопасности, поиск путей решения научно-технических, правовых и социальных проблем при обращении с радиоактивными отходами, включая их транспортирование, хранение и окончательную изоляцию, а также при реабилитации радиоактивно загрязненных территорий.

В работе Форума приняли участие более 300 делегатов - представители Госкорпорации «Росатом», Минпромторга России, МЧС России, Ростехнадзора, Росморречфлота, Росгидромета, ФМБА России и других федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, предприятий и организаций Российской Федерации, Таджикистана, Ирана, ЮАР, Германии, США, Украины, Швеции, Финляндии, отечественного и зарубежного бизнеса, общественных организаций.
Участникам и гостям Международного ядерного форума было адресовано приветственное письмо генерального директора Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» С.В. Кириенко. В работе Форума принял участие заместитель генерального директора Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» Е.В. Евстратов.

В рамках Форума было проведено пленарное заседание «Единая
национальная система обращения с радиоактивными отходами» и пять
заседаний по секциям: «Реализация федеральной целевой программы
«Обеспечение ядерной и радиационной безопасности на 2008 год и на период до
2015 года»: первые результаты и ближайшая перспектива», «Долговременное
хранение и окончательная изоляция радиоактивных отходов»,
«Транспортирование радиоактивных материалов: методы, оборудование,
разрешительная деятельность», «Приборы и методы радиационного контроля.
Результаты межотраслевой интеркалибрации», «Реабилитация предприятий и
площадок «ядерного наследия», ряд круглых столов: «Обеспечение ядерной и
радиационной безопасности и общественное мнение», «Ядерное образование и
кадровая политика», «Международное сотрудничество в сфере обращения с
ОЯТ и РАО». Было заслушано и обсуждено 80 докладов и сообщений,
представлено 4 постерных доклада. В докладах освещались вопросы
функционирования и развития атомной отрасли, законодательства и
нормативного регулирования ядерной и радиационной безопасности, перспектив
реализации федеральной целевой программы «Обеспечение ядерной и
радиационной безопасности на 2008 год и на период до 2015 года», обеспечения
безопасности при транспортировании радиоактивных материалов, проблемы
обращения с РАО, реабилитации радиоактивно загрязненных площадок
«ядерного наследия», взаимодействия с общественностью.

В ходе Форума была проведена выставка в помещении НОУ «ИДПО
«Атомпроф», организовано посещение выставки «Атомная промышленность-
2008» в выставочном комплексе Ленэкспо в Гавани, проведены пресс-
конференции.

Издан и распространен сборник докладов Форума.

Рассмотрев и обсудив актуальные вопросы обеспечения безопасности при
обращении с РАО,
ФОРУМ ОТМЕЧАЕТ:

III Международный ядерный форум проводится в период вхождения
Российской Федерации в новый этап своего социально-экономического
развития. Концепция социально-экономического развития России до 2020 года
предусматривает глобальное развитие национальной инновационной системы и
технологий, что позволит обеспечить научное и технологическое лидерство
России в мире по направлениям, определяющим ее конкурентное преимущество
и национальную безопасность.

Особое место в создании национальной инновационной системы
отводится атомному энергопромышленному комплексу как одному из ключевых
высокотехнологичных секторов экономики, в которых Россия обладает и
претендует на создание серьезных конкурентных преимуществ в мировой
экономике.

Указанная цель не может быть достигнута без эффективного комплексного
решения ранее накопленных проблем ядерного наследия и недопущения
возникновения подобных проблем в будущем. Большое значение для
достижения целей развития атомной отрасли имеет решение проблем
безопасного обращения с радиоактивными отходами (РАО), повышение
эффективности научно-методического, финансово-экономического,
нормативного, материально-технического и организационного обеспечения этой
деятельности.

Современная ситуация в области обращения с РАО в Российской
Федерации достаточно специфична. С одной стороны, предприятия и
организации атомной энергетики и промышленности обеспечивают
необходимый уровень ядерной и радиационной безопасности, ежегодно
фиксируемый и в отчетах по безопасности и в документах органов
регулирования безопасности. С другой стороны, именно в этой области
происходит масштабное накопление проблем. Деятельность предприятий
атомной энергетики и промышленности осуществлялась в условиях
существовавшей в СССР экономической системы, которая не предусматривала
создание специализированных организаций и отдельных накопительных фондов
по обращению с РАО. В силу экономических причин в конце 80-х годов
реализация планов развития инфраструктуры обращения с РАО была
практически свернута.

В 90-е годы предпринимались отдельные шаги (ФЦП РАО) в области
развития системы обращения с РАО, которые в силу экономических
ограничений не приводили к радикальному изменению ситуации. Вместе с тем
необходимо отметить, что в рамках федеральной целевой программы «Ядерная
и радиационная безопасность России на 2000-2006 годы» удалось наметить
важные ориентиры деятельности, которые нашли свое отражение в «Основах
государственной политики Российской Федерации в области обеспечения
ядерной и радиационной безопасности на период до 2010 года и дальнейшую
перспективу», утвержденных Президентом Российской Федерации в 2003 году.
Серьезным прорывом в системном решении задач по обеспечению
безопасности при обращении с РАО стали утверждение Перечня мероприятий
по обеспечению ядерной, радиационной и экологической безопасности на 2007
год, принятие Правительством Российской Федерации (постановление от
13.07.2007 № 444) федеральной целевой программы «Обеспечение ядерной и
радиационной безопасности на 2008 год и на период до 2015 года» (далее - ФЦП
ЯРБ) и интенсификация разработки проекта федерального закона «Об
обращении с радиоактивными отходами».

Система мероприятий ФЦП ЯРБ сформирована по 5 направлениям.
1. "Создание основных объектов инфраструктуры по обращению с
отработавшим ядерным топливом и радиоактивными отходами".
2. "Практическое решение проблем, связанных с прошлой деятельностью"
3. "Создание и совершенствование систем, необходимых для обеспечения
и контроля ядерной и радиационной безопасности в условиях нормальной
эксплуатации и аварий"
4. "Повышение защищенности персонала, населения и окружающей среды
от радиационного воздействия"
5. "Научное, информационно-аналитическое и организационное обеспечение деятельности в области ядерной и радиационной безопасности".

Только за счет средств федерального бюджета на реализацию
программных мероприятий предусмотрено выделение 131,8 млрд. рублей, а с
учетом привлекаемых внебюджетных средств и средств субъектов Российской
Федерации эта сумма превышает 145 млрд. рублей.

Реализация столь масштабной программы, охватывающей значительный
сегмент вопросов обеспечения ядерной и радиационной безопасности, требует
четкой и скоординированной работы предприятий и организаций всех уровней,
задействованных в выполнении мероприятий. Необходимо отметить, что в связи
со значительными изменениями, произошедшими в текущем году в структуре
федеральных органов исполнительной власти и в российском законодательстве в
области использования атомной энергии, не все ведомства - государственные
заказчики ФЦП ЯРБ и задействованные в реализации программы предприятия
оказались готовы к выполнению программных мероприятий в полном объеме.
Ряд нормативных документов по составу объектов хранения и
окончательной изоляции РАО содержат требования, не учитывающие
особенности этих объектов, что вынуждает проектные организации усложнять
инфраструктуру и увеличивать капитальные и эксплуатационные расходы на
охрану, пожарную безопасность и др.

Продолжает оставаться актуальным вопрос о статусе объектов мирных
ядерных взрывов как объектов «ядерного наследия».

Инновационный характер разрабатываемой стратегии обращения с РАО
диктует необходимость обратить особое внимание на вопросы управления
рисками.

Реализация амбициозной программы ускоренного развития атомной
энергетики, ФЦП ЯРБ и в целом - продекларированного Президентом Российской
Федерации и Правительством Российской Федерации перехода к «экономике
знаний» в принципе невозможны без наличия достаточного контингента
грамотных, мотивированных к работе в отрасли, знающих, умеющих и внутренне
способных к преодолению сформировавшихся стереотипов мышления
специалистов.

Столь же очевидно, что ситуация в этой области имеет характер
системного и стремительного углубляющегося кризиса.
Причин тому несколько:

демографический провал, в результате которого приток молодежи в
экономику ежегодно снижается на 20-25%;
низкий престиж инженерных профессий, в т.ч. «ядерных»;
политика нынешнего руководства Министерства образования и науки.
ФЦП ЯРБ явилась планом первого решительного шага государства в
области системного решения проблем обращения с РАО. Следующие шаги
должны быть сделаны и государством, и хозяйствующими субъектами, для чего
должны быть создана эффективная правовая основа. Главным
системообразующим актом, призванными определить дальнейший путь
развития и совершенствования атомной отрасли России в области обращения с
РАО, должен стать федеральный закон «Об обращении с радиоактивными
отходами».

Значение данного законопроекта для правовой системы заключается в том,
что в отличие от фрагментарного правового регулирования отношений,
связанных с обращением с РАО в отдельных отраслях экономики различными
нормативными правовыми актами (федеральные законы «О санитарно-
эпидемиологическом благополучии населения», «Об охране окружающей
среды», «Об использовании атомной энергии», «Об отходах производства и
потребления», «О недрах», «О финансировании особо радиационно опасных,
ядерно опасных производств и объектов», «О радиационной безопасности
населения», «О техническом регулировании», Земельный кодекс Российской
Федерации, Водный кодекс Российской Федерации и т.п.), разрабатываемый
законопроект имеет комплексный характер и регулирует отношения по
обращению с РАО в различных отраслях экономики.

Целью законопроекта является формирование правовых механизмов
эффективного функционирования единой системы обращения с РАО в
Российской Федерации, обеспечивающих:
- создание условий, которые соответствуют принципам устойчивого
развития общества и при которых на всех стадиях обращения с РАО
обеспечивается защита здоровья человека и охрана окружающей среды, не
налагается чрезмерного бремени по обращению с РАО на будущие поколения;
- снижение риска несанкционированного использования РАО, включая их
использование в террористических целях;
- предотвращение аварий с радиологическими последствиями на любой
стадии обращения с РАО;
- устойчивое финансирование работ при обращении с РАО.

Социально-экономические последствия принятия законопроекта
определяются тем, что принятие указанного законодательного акта позволит
решить основные вопросы, в области обращения с РАО, включая:
- создание условий, которые соответствуют принципам устойчивого
развития общества и при которых на всех стадиях обращения с РАО
обеспечивается защита здоровья человека и охрана окружающей среды, не
налагается чрезмерного бремени по обращению с РАО на будущие поколения;
- снижение риска несанкционированного использования РАО, включая их
использование в террористических целях;
- предотвращение аварий с радиологическими последствиями на любой
стадии обращения с РАО;
- устойчивое финансирование работ при обращении с РАО;
- создание единой системы обращения с РАО в Российской Федерации,
определение основных требований к её эффективному функционированию, а
также основных принципов, стратегии обращения и технической политики при
обращении с РАО с учетом международных требований и зарубежного опыта;
- закрепление конечной ответственности за обеспечение безопасности
обращения с РАО и гарантий государства в этой области;
- разграничение финансовой ответственности между государством и
хозяйствующими субъектами за обращение с историческими и
эксплуатационными РАО;
- создание государственного компетентного органа по обращению с РАО и
национального оператора по обращению с РАО в Российской Федерации.
Констатируя полезность и высокий уровень организации мероприятия и
представленных докладов.

Форум рекомендует:
1. Госкорпорации «Росатом» ускорить доработку и внесение в
Правительство Российской Федерации проекта федерального закона "Об
обращении с РАО», проектов постановлений Правительства Российской
Федерации о внесении изменений в ФЦП ЯРБ и в постановления Правительства
Российской Федерации от 30.01.2002 № 68 и от 21.09.2005 № 576 о порядке
формирования резервов, предназначенных для обеспечения ядерной и
радиационной безопасности. С учетом опыта, полученного при разработке
проекта федерального закона "Об обращении с РАО», считать целесообразным
интенсифицировать разработку предложений по проектам федеральных законов
«Об обращении с ОЯТ» и «О выводе из эксплуатации ЯРОО».
2. ДЯРБ Госкорпорации «Росатом» разработать и утвердить в
установленном порядке регламент подготовки заявок на внесение изменений в
ФЦП ЯРБ.
3. Минпромторгу России с участием Госкорпорации «Росатом» и
Минобороны России подготовить изменения в Порядок определения состава
7
затрат на производство продукции оборонного значения, поставляемой по
Гособоронзаказу, утвержденный приказом Минпромэнерго России от 23.08.2006
№ 200, для приведения его в соответствие с Постановлением Правительства
Российской Федерации от 21.09.2005 № 576.
4. Федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим
государственное регулирование безопасности при использовании атомной
энергии совместно с Госкорпорацией «Росатом», провести анализ и
корректировку нормативно-правовой базы в области использования атомной
энергии с целью устранения взаимных противоречий, дублирования функций и
уменьшение количества разрешительных документов. Подготовить
предложения по разработке нормативно-правовых документов по переводу
хранилищ РАО в объекты окончательной изоляции и снятия их с эксплуатации.
5. При формировании единой государственной системы обращения с РАО
использовать основные принципы создаваемой в настоящее время
корпоративной системы управления рисками и комплексной страховой защиты
предприятий Госкорпорации «Росатом».
6. Одобрить проведение и результаты первого этапа межлабораторных
сличений (интеркалибрации) среди 36 подразделений предприятий
Госкорпорации «Росатом» и других ведомств, выполняющих измерения в целях
радиационного мониторинга и контроля, которые позволили определить
перечень лабораторий, способных квалифицированно выполнять измерения
активности основных дозообразующих нуклидов. Считать целесообразным
проведение межлабораторных сличений на постоянной основе.
7. Возобновить мониторинг Kr85 и радионуклидов Xe, подтверждающий
безопасность работы объектов атомной энергетики.
8. Разработать единый перечень возможных исходных событий проектных
и запроектных аварий для объектов хранения ОЯТ и РАО и окончательной
изоляции РАО, подготовленный в соответствии с современными требованиями
и с учетом существующих и разрабатываемых систем контроля и физической
защиты.
9. Считать необходимым научное сопровождение проектных работ по
выводу ЯРОО из эксплуатации с точки зрения их соответствия целям
окончательного решения проблемы РАО (снятие с регулирующего контроля и с
точки зрения требований радиационной безопасности).
10. Определить создание опытно-демонстрационного центра по выводу из
эксплуатации уран-графитовых ректоров приоритетным этапом работ по
реализации отраслевой концепции вывода из эксплуатации. Рекомендовать ОАО
«СХК» сформировать план деятельности опытно-демонстрационного центра по
выводу из эксплуатации уран-графитовых ректоров с экономической оценкой.
11. Рассмотреть возможность использования полигонов глубинного
захоронения предприятий Госкорпорации «Росатом», захоранивающих
нерадиоактивные промстоки (Калининская АЭС, ОАО «ЧМЗ»), для захоронения
в них жидких РАО.
12. Ростехнадзору совместно с заинтересованными федеральными
органами исполнительной власти ускорить разработку отдельного нормативно-правового акта по определению статуса РОО на всех этапах работ по их
реабилитации.
13. Госкорпорации «Росатом» и ФМБА России разработать научно
обоснованные критерии безопасности проведения работ по выводу из
эксплуатации РОО.
14. Для оптимального решения вопросов ВЭ ЯРОО ускорить завершение
работ инвентаризации и по создания базы данных по объектам «исторического
наследия».
15. Выработать типовые подходы и методики к ВЭ ЯРОО и реабилитации
загрязненных территорий с учетом отсутствия (утраты) первичной
документации об объекте.
16. Рекомендовать создание перечня типовых технологий и оборудования,
рекомендованных для проведения работ по ВЭ.
17. Госкорпорации «Росатом» подготовить предложения по включению
«ядерных» специальностей в подготавливаемый Правительством Российской
Федерации перечень специальностей, по которым с 2009 г. в ВУЗах страны
будет осуществляться подготовка инженеров (специалистов).
18. Определить потребности отрасли в квалифицированных специалистах
на перспективу до 2020 г. с учетом планируемого перехода на «новую
технологическую платформу», диверсификации сфер использования атомной
энергии, разработки и внедрения альтернативных топливных циклов, развития
НИОКР в области термоядерной энергетики, совершенствования оборонного
потенциала, расширения экспортных возможностей и т.п.
19. Реанимировать программу обязательной отраслевой переподготовки и
повышения квалификации кадров.
20. Обратить внимание на важность работы с общественностью как один
из залогов успешного выполнения ФЦП ЯРБ, определить механизмы
координации указанной деятельности.
21. Предусмотреть в планах Госкорпорации «Росатом» проведение в 2009
году IV международного ядерного форума «Безопасность ядерных технологий»
по вопросам обеспечения безопасности при транспортировании радиоактивных
материалов «Атомтранс-2009».

Директор Департамента ядерной и
радиационной безопасности, организации
лицензионной и разрешительной деятельности
Госкорпорации «Росатом» А.М. Агапов