Решение II Всероссийской научно-практической конференции "Состояние и развитие единой государственной автоматизированной системы контроля радиационной обстановки на территории Российской Федерации"

11 января 2010

27-29 октября 2009 года в г. Обнинске Калужской области состоялась Вторая Всероссийская научно-практическая конференция «Состояние и развитие Единой государственной автоматизированной системы контроля радиационной обстановки на территории Российской Федерации». Инициаторами созыва конференции выступили Государственная корпорация «Росатом» и Росгидромет.

Конференция организована Научно-производственным объединением «Тайфун» - головной организацией Росгидромета в области мониторинга радиоактивного загрязнения окружающей среды и выполнения мероприятий по созданию и развитию базовой территориальной подсистемы радиационного мониторинга в составе ЕГАСКРО.

Участники конференции, заслушав и обсудив представленные доклады и сообщения, отмечают своевременность проведения конференции и актуальность обсуждавшихся на ней проблем.

Конференция рассмотрела широкий круг вопросов создания, функционирования и развития ЕГАСКРО в 2001 – 2008 годах (за период после проведения первой конференции), а также перспектив развития системы в 2009 – 2015 годах в соответствии с мероприятиями федеральной целевой Программы «Обеспечения ядерной и радиационной безопасности на 2008 год и на период до 2015 года». Актуальность такого обсуждения обусловлена тем, что создание ЕГАСКРО определено в качестве одного из основных целевых индикаторов выполнения указанной Программы в целом.

На пленарном и пяти секционных заседаниях конференции были заслушаны сообщения об основных результатах выполнения мероприятий раздела III Федеральной целевой Программы «Обеспечения ядерной и радиационной безопасности в 2008 году и на период до 2015 года» по следующим направлениям:
• организация и нормативно-правовое обеспечение функционирования ведомственных и территориальных подсистем в составе ЕГАСКРО;
• создание региональных и ведомственных кризисных центров, их функции, роль и взаимодействие при аварийном реагировании на чрезвычайные ситуации радиационного характера;
• научно-технические вопросы функционирования автоматизированных систем и средств мониторинга радиационной обстановки;
• мобильные средства радиационной разведки и их роль в системе аварийного реагирования;
• прогнозирование изменений радиационной обстановки при аварийных ситуациях радиационного характера с использованием оперативной информации, получаемой измерительными средствами ЕГАСКРО;
• научно-технические аспекты развития информационных систем аварийного реагирования на радиационные аварии, информационная и экспертная поддержка аварийного реагирования при авариях с радиационным фактором;
• современные технологии и программно-техническое обеспечение проведения учений и тренировок, обучение персонала.

Было заслушано семь пленарных и пятьдесят шесть секционных докладов. В работе конференции участвовали сто сорок представителей и специалистов Госкорпорации «Росатом», МЧС России, Минпромторга России, Минобороны России, Росгидромета, Ростехнадзора, ФМБА, Российской академии наук, представителей администраций и территориальных органов Росгидромета Приморского и Красноярского края, Воронежской, Калужской, Ленинградской, Московской, Мурманской, Ростовской, Саратовской, Свердловской, Томской, Челябинской, Волгоградской областей, Ханты-Мансийского АО.

Конференция отмечает:

Организационно-функциональная структура ЕГАСКРО строится на базе действующих и вновь создаваемых ведомственных (отраслевых) и территориальных подсистем, объединяемых в единую государственную систему на основе организационно-технической и информационной совместимости.

Активная деятельность Росгидромета, при участии заинтересованных министерств и ведомств, по налаживанию оперативного обмена информацией о состоянии окружающей среды и ее загрязнения позволила в настоящий момент осуществлять НПО «Тайфун» Росгидромета реальное постоянное взаимодействие с ведущими специализированными управляющими информационными подразделениями других министерств и ведомств, таких как Кризисный Центр (КЦ) концерна “Энергоатом” ГК Росатом, Ситуационно-кризисный центр (СКЦ) ГК Росатом , Национальный центр управления в кризисных ситуациях (НЦУКС) МЧС России, Аварийный медицинский, радиационно-дозиметрический Центр (АМРДЦ) Минздравсоцразвития России, Экологический центр Минобороны РФ и др. Порядок и формы предоставления информации определены «Положением о порядке информационного обеспечения ФИАЦ Росгидромета министерств и ведомств РФ оперативной и прогностической информацией, связанной с загрязнением окружающей природной среды на территории РФ», согласованным с заинтересованными министерствами и введенным в действие в июне 1999 года приказом Руководителя Росгидромета.

Получаемые в процессе информационного взаимодействия данные оперативно представляются на сайте и публикуются в ежегоднике «Радиационная обстановка на территории России и сопредельных государств».

В период с 2001 по 2008 год была проведена значительная работа по созданию нормативной, методической, технической, информационной и программно-математической базы создания ЕГАСКРО, её ведомственных и территориальных подсистем, определены основные направления построения этой сложной многофункциональной информационной системы.
Министерства и ведомства, участвующие в создании ЕГАСКРО, организовали ведомственные информационно-аналитические центры. На десятках предприятий действуют объектовые АСКРО. В ряде областей (в Архангельской, Тверской, Калужской, Томской, Мурманской, Ленинградской, Челябинской, Волгоградской), в Красноярском крае и в г. Москве уже функционируют территориальные автоматизированные системы или проводятся работы по их созданию.

В 2010 году планируется завершение работ по созданию Главного информационно-аналитического центра ЕГАСКРО.

Представленные доклады имеют высокий научно-практический уровень, достаточно полно отражают разнообразие проблем создания и развития ЕГАСКРО и, в большинстве своём, содержат предложения по решению конкретных задач, стоящих перед участниками создания ЕГАСКРО.

В ходе обсуждения отмечены следующие основные проблемы и недостатки в работах по созданию ЕГАСКРО:

Сдерживающим фактором в развитии ЕГАСКРО является отсутствие необходимых нормативно-правовых документов федерального уровня, регламентирующих информационное взаимодействие между структурами различной ведомственной подчиненности как на федеральном, так и на региональном уровне.

Конференция отмечает важное обстоятельство, во многом определяющее организационные и технические аспекты взаимодействия федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в аварийных ситуациях радиационного характера. В отличие от завершившейся федеральной целевой программы «Ядерная и радиационная безопасность России» на 2000 – 2006 годы, в которой среди мероприятий Программы прямым образом предусматривались работы по созданию ЕГАСКРО как единой государственной системы и был определен государственный заказчик по соответствующему направлению, в новой ФЦП «Обеспечение ядерной и радиационной безопасности на 2008 год и на период до 2015 года» такая задача перечнем мероприятий не предусмотрена и не определен государственный заказчик, ответственный за создание ЕГАСКРО в целом. Сложившаяся ситуация может привести к тому, что ЕГАСКРО, основной целью создания которой является обеспечение информационного взаимодействия между всеми действующими на территории страны ведомственными и территориальными системами контроля радиационной обстановки, распадется на отдельные подсистемы без необходимой координации и взаимодействия именно в аварийных ситуациях.

До настоящего времени отсутствует утвержденное Правительством РФ постановление, определяющее порядок организации и функционирования системы государственного контроля радиационной обстановки на территории Российской Федерации и полномочиях органов, осуществляющих такой государственный контроль, необходимость которого требует статья 21 федерального закона "Об использовании атомной энергии".

Имеющиеся ведомственные и создаваемые территориальные подсистемы используют разнотипные измерительные и программно-технические средства, алгоритмы обработки, передачи, представления и ведения банков данных, что существенно усложняет их информационное сопряжение в рамках ЕГАСКРО. Одной из основных причин такого положения является отсутствие нормативных документов, определяющих перечень необходимой информации о радиационной обстановке в аварийных ситуациях для принятия решения о защите населения и окружающей среды от их негативных последствий, а также единых требований к техническим и программно-техническим средствам, применяемых в ЕГАСКРО.

Практически отсутствует методическая база применения авиационных средств радиационной разведки в составе ЕГАСКРО в условиях чрезвычайных ситуаций радиационного характера. Отставание в разработке такой методической базы сдерживает возможность применения мобильных средств радиационной разведки.

Действующие механизмы проведения аттестации программных средств являются неэффективными и нуждаются в пересмотре.

Недостаточное внимание уделяется вопросам метрологической аттестации создаваемых подсистем и ЕГАСКРО в целом, оценке качества исходной измерительной информации.

С учетом состоявшегося обсуждения хода и направлений работ, связанных с созданием ЕГАСКРО, а также имеющихся проблем,

Конференция рекомендует:

признать наиболее актуальной задачу разработки системы взаимосогласованных нормативных правовых актов, определяющих порядок создания, построения и функционирования ЕГАСКРО, приемки в эксплуатацию её отдельных подсистем, участков и системы в целом;

  • подготовить предложения о внесении в Федеральный закон «Об использовании атомной энергии» изменений, предусматривающих создание интегрированной системы наблюдений, оценки и прогноза радиационной обстановки на территории страны на основе информационного сопряжения отраслевых систем контроля радиационной обстановки в районах размещения ядерно и радиационно опасных объектов и государственной системы мониторинга радиоактивного загрязнения окружающей среды Росгидромета.
  • ввести в действие разработанный и согласованный заинтересованными министерствами и ведомствами «Регламент сбора и представления данных в ЕГАСКРО», устанавливающий порядок информационного взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов управления использованием атомной энергии, органов государственного регулирования безопасности при использовании атомной энергии, органов, осуществляющих государственный мониторинг радиационной обстановки, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в чьем ведении находятся территориальные автоматизированные системы контроля радиационной обстановки, других участников ЕГАСКРО с Главным информационно-аналитическим центром ЕГАСКРО при осуществлении государственного мониторинга радиационной обстановки и реагировании на ядерные и радиационные аварии и инциденты;
  • обеспечить создание и функционирование Базовой территориальной подсистемы радиационного мониторинга в составе ЕГАСКРО, включая функциональную подсистему мобильной радиационной разведки, сеть автоматических спектрометрических пунктов, аналитических лабораторий, а также другие измерительные системы и средства, выполняющие информационное обеспечение ЕГАСКРО;
  • обратить внимание на разработку общих подходов к созданию систем мониторинга параметров безопасности жизнедеятельности населения и их интеграции с другими информационными системами органов государственной власти (ГАС «Управление», другие ведомственные, государственные и региональные информационные системы), разработку законодательной базы и стандартов, описывающих функционирование системы, разделение полномочий при мониторинге параметров безопасности между федеральными органами исполнительной власти, субъектами РФ, муниципальными образованиями, генерирующими и транспортными компаниями, другими субъектами;
  • считать целесообразным в рамках выполнения мероприятий по развитию ЕГАСКРО создание информационных банков данных о разработках методического характера, программного и математического обеспечения, картографической основы гео-информационных систем, содержание которых должно быть доступно всем участникам ЕГАСКРО на специализированном сайте в Интернет;
  • считать необходимым разработку методических рекомендаций по применению авиационных средств радиационной разведки в условиях чрезвычайных ситуаций радиационного характера;
  • обеспечить создание объектовых АСКРО на всех предприятиях, имеющих радиационные объекты I и II категории потенциальной радиационной опасности, которые пока таких систем не имеют;
  • привести нормативно-методическую и проектно-техническую документацию отраслевых и территориальных АСКРО в соответствие с современными требованиями обеспечения ядерной и радиационной безопасности и защиты от радиационного воздействия населения и окружающей среды;
  • разработать согласованный со всеми заинтересованными организациями регламент обеспечения и контроля качества данных в ЕГАСКРО для обеспечения сопоставимости результатов наблюдений;
  • обратить внимание на актуальность использования данных, получаемых АСКРО и ЕГАСКРО в целом, для определения дозовых нагрузок на население при нормальном режиме эксплуатации радиационно-опасных объектов;
  • признать целесообразным разработку в рамках ЕГАСКРО автоматизированных методик обоснования принятия решений на основании данных, характеризующих радиационную обстановку, и прогнозов её изменения.

Участники конференции признают целесообразность проведения в дальнейшем подобных конференций на регулярной основе.