Atomic-Energy.ru

Константин Пуликовский: «Финансирование должно быть справедливым»

21 октября 2008
Константин Пуликовский

Непременное условие обеспечения ядерной и радиационной безопасности — современная нормативно-правовая база. Об актуализации российского законодательства в этой области нашему корреспонденту рассказывает руководитель Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзора) Константин Пуликовский.

– Константин Борисович, какие шаги предпринимаются Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору для нормативно-правового обеспечения создания единой системы обращения с РАО и ОЯТ?

– В России сегодня существует множество предприятий и организаций, которые решают текущие проблемы обращения с радиоактивными отходами и отработавшим ядерным топливом. Однако связи между ними и требуемое целостное единство отсутствуют. Ввиду широкой номенклатуры РАО и ОЯТ и большого количества ранее накопленных отходов, особенно при реализации оборонных программ, создание единой государственной системы обращения с радиоактивными отходами в России является сложнейшей народнохозяйственной задачей, требующей наличия соответствующей правовой основы.

В настоящее время Правительство Российской Федерации рассматривает проект Федеральной целевой программы «Обеспечение ядерной и радиационной безопасности» на 2008 год и на период до 2015 года, мероприятия которой направлены, главным образом, на решение накопленных проблем РАО и ОЯТ. При этом необходимо не только обеспечить безопасность при обращении с радиоактивными отходами и отработавшим топливом в соответствии с принципами, принятыми международным сообществом, но и уделить особое внимание вопросу экономической эффективности вложения средств.

Опыт развитых зарубежных стран, таких как Франция, Германия, Нидерланды, Испания, Швеция, Великобритания, показывает, что основными действующими лицами, элементами, системы обращения с РАО и ОЯТ должны быть производители отходов, организация по обращению с РАО и ОЯТ, а также органы регулирования безопасности (надзора).

С точки зрения нормативного регулирования безопасности примечателен тот факт, что Ростехнадзор установил систему федеральных норм и правил в области использования атомной энергии, позволяющую регулировать практически все аспекты обеспечения безопасности при обращении с радиоактивными отходами и отработавшим ядерным топливом. Таким образом, можно констатировать: Ростехнадзором создана нормативно-техническая основа для единой государственной системы обращения с РАО и ОЯТ.

– Разрабатывается ли новый проект федерального закона «Об обращении с радиоактивными отходами»? Что в нем должно быть отражено?

– Правительство Российской Федерации утвердило «План мероприятий, связанных с выполнением второго этапа реализации основ государственной политики в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности Российской Федерации в период до 2010 года и дальнейшую перспективу». Этот документ предусматривает разработку проекта федерального закона об обращении с радиоактивными отходами, в которой предполагается участие целого ряда федеральных органов исполнительной власти, в том числе и Ростехнадзора. Росатом определен головным ведомством.

На мой взгляд, целью данного законопроекта должно быть закрепление на федеральном законодательном уровне правовых основ создания и функционирования единой государственной системы управления РАО и ОЯТ.

Принцип загрязнитель платит должен гарантировать, что поставщики отходов примут все необходимые меры для безопасного обращения со своими РАО и ОЯТ, и расходы лягут на того, кому выгодно такое производство.

Имеются разные механизмы для финансирования обращения с РАО и ОЯТ, но они должны гарантировать наличие достаточного объема денежных средств в нужный момент и не перекладывать ношу на будущие поколения. Желательно, чтобы принципы финансирования были справедливыми —то есть гарантировали, что производители отходов платят в пропорции с вкладом их отходов в общую сумму затрат.

–Что делается для реализации концепции окончательной изоляции радиоактивных отходов?

–Статьей 47 Федерального закона Об использования атомной энергии определено, что при хранении или при захоронении радиоактивных отходов должны быть обеспечены их надежная изоляция от окружающей среды, защита настоящего и будущих поколений, биологических ресурсов от радиационного воздействия сверх пределов, установленных нормами и правилами в области использования атомной энергии.

В соответствии с этим и должна реализовываться концепция окончательной изоляции радиоактивных отходов. Ростехнадзор, базируясь на международных документах и российском законодательстве, определил в федеральных нормах и правилах практически полный набор требований к размещению, проектированию и сооружению, эксплуатации и выводу из эксплуатации пунктов подземного захоронения РАО.

– В 2005 году Россия ратифицировала Венскую конвенцию о гражданской ответственности за ядерный ущерб. Какие меры принимаются, чтобы привести российское законодательство в соответствие с международными нормами в этой сфере? Разрабатывается ли соответствующий федеральный закон? Что он должен содержать?

– Положения закона «Об использовании атомной энергии», определяющие гражданскую ответственность за вред, причиненный радиационным воздействием, в большинстве своем соответствуют принципам, заложенным в международных конвенциях. Однако некоторые существенно отличаются от положений Венской конвенции. Эти различия должны быть устранены, поскольку согласно статье 15 Конституции РФ, если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Следует также отметить, что закон «Об использовании атомной энергии» включает только основные положения в области ответственности за вред, причиненный радиационным воздействием. Конкретный механизм возмещения вреда не определен. И он должен стать предметом регулирования нового законодательного акта, обеспечивающего детальную регламентацию всего комплекса отношений, возникающих в этой сфере.

Росатомом разработаны проект закона «О гражданской ответственности за причинение ядерного ущерба и ее финансовом обеспечении», а также предложения по внесению изменений в федеральный закон «Об использовании атомной энергии». В настоящее время эти документы находятся на рассмотрении и согласовании в Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору.

Для рассмотрения вопросов и подготовки предложений по совершенствованию системы страхования гражданско-правовой ответственности организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты и объекты использования атомной энергии, в Ростехнадзоре создан экспертный совет по страхованию. В его рамках образована секция ядерного страхования, одна из рабочих групп которой участвует в доработке Федерального закона «О гражданской ответственности за причинение ядерного ущерба и ее финансовом обеспечении». В состав группы входят специалисты Ростехнадзора и ведущих страховых компаний России.

В законе «О гражданской ответственности за причинение ядерного ущерба и ее финансовом обеспечении» должны быть уточнены, конкретизированы и приведены в соответствие с требованиями Венской конвенции основания, пределы и другие характеристики ответственности. Этот документ также должен обеспечить создание механизма обязательного страхования ответственности и дополнительных финансовых гарантий возмещения вреда.

В законе «О гражданской ответственности за причинение ядерного ущерба и ее финансовом обеспечении» должны быть уточнены, конкретизированы и приведены в соответствие с требованиями Венской конвенции основания, пределы и другие характеристики ответственности.