Atomic-Energy.ru

Эдуарт Крючков, проректор НИЯУ МИФИ: "Единое образовательное пространство атомной отрасли"

26 июня 2012

Национальный ядерный исследовательский университет «МИФИ», организованный по инициативе Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом», призван консолидировать систему российского ядерного образования для кадрового обеспечения крупномасштабного инновационного развития атомной энергетики. О создающихся в рамках НИЯУ «МИФИ» механизмах управления ядерными знаниями и закрепления в отрасли специалистов рассказывает проректор университета, заведующий кафедрой «Теоретическая и экспериментальная физика ядерных реакторов» Московского инженерно-физического института Эдуард КРЮЧКОВ.

– Эдуард Феликсович, каковы особенности Научно-исследовательского ядерного университета «МИФИ»? Чем они обусловлены?

– НИЯУ «МИФИ» – единственный в России национальный университет, имеющий филиалы в пяти из семи федеральных округах. Сегодня он объединяет 10 вузов и 15 учебных заведений среднего профессионального образования (колледжей). Кроме того, только у нас есть единый заказчик – ГК «Росатом», который не только ставит задачи, но и софинансирует программу развития, беря на себя половину расходов. Более того, «Росатом» продолжит вкладывать в НИЯУ «МИФИ» средства и после 2013 года, когда государство перестанет нас финансировать. Разумеется, госкорпорация строго следит, чтобы эти средства шли на решение именно тех проблем, которые стоят перед корпорацией в области подготовки кадров. При НИЯУ «МИФИ» создан управляющий комитет, который возглавляет генеральный директор ГК «Росатом» Сергей Кириенко.

Идея создать именно такую образовательную структуру – территориально разветвленный холдинг – возникла в 2008 году. К тому времени уже были утверждены масштабные программы развития отрасли, и выяснилось, что существующая на тот момент система ядерного образования не соответствовала ее растущим запросам. За время «застоя» атомной энергетики в некоторых вузах появились непрофильные специальности, снизилось качество образования. Удовлетворить потребности отрасли – как в необходимых специальностях, так и в уровне подготовки специалистов, можно было только за счет консолидации ядерного образования.

– В чем конкретно проявляются плюсы объединения образовательных учреждений?

– Программа развития НИЯУ «МИФИ» нацелена на то, чтобы за пять-семь лет достичь нового качества образования по основным специальностям, необходимым ГК «Росатом». Для этого мы переходим на образовательные стандарты третьего поколения, в которых сформулированы компетенции, которыми должен обладать выпускник вуза. Однако только работодатель сможет точно определить, какими необходимыми компетенциями обладает выпускник, а какими нет. Соответственно, необходима модернизация образовательных программ по результатам обратной связи с предприятиями. У нас есть возможность использовать собственные образовательные стандарты, что позволит, имея обратную связь, наиболее полно удовлетворять потребности работодателя, которые для разных секторов отрасли могут существенно различаться.

В рамках единого образовательного холдинга мы имеем возможность осуществлять единое методическое руководство,   единые образовательные программы с использованием единых учебников и т.д. Но для стандартизации этого недостаточно, поскольку каждое  учебное заведение имеет свои преимущества и недостатки. Например, вузы, расположенные рядом с федеральными ядерными центрами (в Сарове, Снежинске) дают очень хорошее образование по ряду специальностей, необходимых для работы в таких центрах. В тоже время по некоторым специальностям (например, по теоретической физике) они предпочитают набирать выпускников из московского вуза. Мы, тем не менее, должны обеспечить единое и высокое качество подготовки специалистов, независимо от места учебы студентов. Единое образовательное пространство позволит проводить эффективное модульное обучение. Группа студентов может приехать в Москву, непосредственно в Московский инженерно-физический институт для прохождения нужных курсов, или преподаватели из МИФИ будут проводить занятия в региональных вузах. Планируется также организовывать индивидуальные траектории подготовки учащихся. На мобильность как студентов, так и преподавателей выделяются отдельные средства.

– В последние годы наблюдается резкий спад числа выпускников средних школ, при этом уровень их образования снизился. Как привлечь в НИЯУ «МИФИ» самых лучших?

– Да, это серьезная проблема. Не секрет, что введение единого государственного экзамена (ЕГЭ) привело к снижению «качества» абитуриентов, поступающих в технические вузы. Наш опыт показывает, что у около трети абитуриентов баллы по ЕГЭ не соответствуют уровню реальных знаний. Кроме того, для таких технических вузов, как наш университет, МГТУ имени Н.Э. Баумана, МГУ и другие, очень важно, чтобы студент логически мыслил, умел решать нестандартно поставленные задачи, что вряд ли выявит ЕГЭ. НИЯУ «МИФИ» вошел в десятку вузов, имеющих право проводить дополнительные экзамены, что позволит набрать студентов, способных обучаться по нашим образовательным программам.

Другой способ выявления талантливой молодежи – проведение традиционных олимпиад ГК «Росатом» по физике и математике. Такие мероприятия проводятся не только в МИФИ, но и в районах расположения АЭС, закрытых территориальных образованиях. Их победители получают преимущества при поступлении в университет.

К сожалению, в средней школе отводится очень мало времени изучению физики (в старших классах – два часа в неделю). Это приводит к тому, что выпускники не выбирают физику – сложный предмет – в качестве экзамена по ЕГЭ, и, следовательно, не могут поступить в НИЯУ «МИФИ» на профильные специальности. Поэтому мы активно проводим работу не только со школьниками старших классов, но и с учителями физики и математики региональных школ для того, чтобы они прививали детям интерес к техническим предметам, организовывали факультативные занятия. Совместно с ГК «Росатом» мы намерены обратиться в министерства образования тех регионов, где расположено много ядерных объектов, например, Челябинской области, чтобы решить проблему совместными усилиями.

– В образовании очень многое зависит от педагогов. Хватает ли университету компетентных преподавателей? Что делается для их привлечения и удержания?

–  Все зависит от конкретного учебного заведения. В вузах, расположенных вблизи ядерных центров, где работают сотни ученых, проблем с преподавательским составом, как правило, не возникает. В Московском инженерно-физическом институте ситуация сложнее: не хватает молодых педагогов. Мы пытаемся взращивать преподавательский состав в рамках самого института. Реализуется программа «Молодой преподаватель». По результатам первого этапа, за 2009 год отобрано 98 человек, которым МИФИ из собственных средств выделил ставки, дал возможность профессионального роста и неплохой доход в рамках хозяйственных договоров с предприятиями. Программа рассчитана, как минимум, на три года. В дальнейшем аналогичную программу планируется реализовать в ИАТЭ, где также заметно старение преподавательского состава.

Кроме того, предполагается привлекать к преподавательской деятельности ученых из научных центров и специалистов из аппарата госкорпорации.

– В следующем году запланирован перевод российских вузов на двухуровневую систему образования (бакалавриат и магистратура). Как это отразится на решении задач НИЯУ «МИФИ»?

– Прежде всего, по ряду специальностей, для которых пока невозможна подготовка бакалавров и магистров, оставлена прежняя система обучения специалистов. В официальный перечень таких укрупненных специальностей вошли «Электроэнергетика и электротехника», «Ядерная физика и технологии», «Электроника и автоматика физических установок», «Компьютерная безопасность», «Ядерные реакторы и материалы», «Энергетическое машиностроение», «Атомные станции: проектирование, эксплуатация и инжиниринг», «Технологии разделения изотопов и ядерное топливо» и другие. Здесь обучение останется традиционным.

Двухуровневая система, на мой взгляд, имеет определенные преимущества. Главное – магистратура сможет наиболее полно удовлетворить заказчиков. Образовательные государственные стандарты для специалиста оставляют на усмотрение вуза (вариативная часть) всего 10% объема обучения, и только в их рамках мы можем подстраиваться под нужды конкретных предприятий. А для магистратуры вариативная часть составляет 70%. И в ее рамках возможно выстраивание индивидуальной образовательной программы для каждого студента, чтобы подготовить выпускников, которые нужны отдельным ­заказчикам.

Кроме того, в НИЯУ «МИФИ» входят и технические колледжи. В рамках единого образовательного пространства возможен ввод в них прикладного бакалавриата, чтобы затем набирать в магистратуру лучших выпускников.

Конечно, переход на двухуровневую систему образования будет непростым. Необходимо осмыслить, по каким программам готовить бакалавров. И определить, вместе с предприятиями отрасли, на каких конкретных должностях будут работать именно бакалавры, а где магистры. Совместно с концерном «Росэнергоатом» мы уже решаем эту задачу и намерены активно работать в этом направлении с другими заказчиками.

– Много ли студентов университета остаются работать в атомной отрасли?

– Студенты региональных вузов практически все остаются в отрасли, так же как и выпускники ИАТЭ, специализирующиеся по АЭС.
Московский инженерно-физический институт традиционно нацелен на подготовку кадров для научно-исследовательских центров, расположенных, в основном, в Москве и ближайшем Подмосковье. Сейчас только около трети выпускников МИФИ идет работать в атомную отрасль. Мы надеемся увеличить их число за счет работы как со студентами, так и с предприятиями.

После окончания московского вуза многие выпускники не желают работать в регионах, поскольку считают, что «стартовые условия» для карьерного роста в крупном городе намного выше. Если региональные научные центры и предприятия отрасли будут предлагать конкурентные условия работы, я думаю, эта проблема может быть решена гораздо эффективнее. Хорошие результаты в этом направлении приносит ярмарка вакансий для выпускников, регулярно проводимая совместно с ГК «Росатом».

Поскольку в атомной отрасли стабильная ситуация, выпускники достаточно охотно остаются в ней работать. Однако ядерное образование – достаточно долгий процесс, и подготовку специалистов в соответствии с нуждами заказчика надо начинать за несколько лет. Сегодня, к сожалению, далеко не все предприятия готовы дать четкий ответ на вопрос, сколько наших выпускников, по каким специальностям и когда они готовы взять на работу. Конкретные заказы поступают только от организаций, работающих в рамках оборонного заказа.

Долгосрочные прогнозы носят во многом вероятностный характер, поэтому мы вынуждены работать в условиях неопределенности. Однако стараемся удовлетворять текущие потребности предприятий – если запрос поступает хотя бы за год до выпуска. Чем более детализированный и долгосрочный заказ на выпускников конкретных специальностей для конкретных предприятий мы будем иметь, тем более эффективно сможем решать задачу кадрового обеспечения атомной отрасли.

Беседу вела Елена ТЕР-МАРТИРОСОВА