Дмитрий Байдаров, руководитель Проектного офиса «Развитие продукции гражданского назначения» Росатома, рассказал о той задаче, которую решает его немногочисленный офис – задачи коммуникации и помощи предприятиям ЯОК при выходе на внешний рынок гражданской продукции.
- Дмитрий Юрьевич, каковы основные задачи Проектного офиса «Развитие продукции гражданского назначения»?
- Многие предприятия ЯОК уже давно занимаются иными видами деятельности в инициативном порядке. Более пяти лет назад всем предприятиям ЯОК были установлены официальные показатели по «прочей» продукции. Хотя, отмечу, что мне не нравится понятие «прочая продукция» – складывается впечатление, что люди занимаются чем-то незначащим, я считаю, что лучше использовать термин «гражданская продукция». Потому что как корабль назовешь, так он и поплывет. Это очень важная деятельность, и в отрасли есть серьезные достижения. Например, с 2007 года во ВНИИА им. Духова объем по гражданской продукции вырос в 10 раз! ВНИИА является безусловным лидером в ЯОК в области АСУ ТП. Был момент, когда они, купив лицензию на производство оборудования АСУ ТП у компании Siemens, не стали заниматься так называемым отверточным производством, а ушли в развитии настолько вперед, что фактически выпускают уже четвертое поколение этой техники.
- Ставится ли цель перед предприятиями локализовать на местах производство иностранных компаний?
- Вопрос локализации перед нашими предприятиями, конечно, стоит. Например, в прошлом году было подписано лицензионное соглашение со Schneider Electric и электромеханическим заводом на сборку электротехнического оборудования, но после того как коллеги из Schneider оценили возможности нашего предприятия, то они предложили расширить лицензию с учетом подготовленности нашего предприятия к такого вида работам. Таким образом, компетенции электромеханического завода помогают ему не заниматься в чистом виде «отверточным производством».
- А нужно ли предприятиям решать вопросы импортозамещения?
- В критических сферах – да, безусловно. Я сомневаюсь, что кто-то пустит наши предприятия в управление критически важными технологическими процессами на зарубежный рынок, участие российских компаний даже рассматривать не будут. А почему мы тогда должны поступать иначе на территории России?
- Вы говорили о том, что расширение гражданского производства позволяет решать социально-экономические задачи в ЗАТО?
- У Госкорпорации исторически есть социальная ответственность перед ЗАТО. Росатом активно принимает участие в развитии этих городов и в развитии градообразующих предприятий. Очень важно, чтобы сотрудники предприятий, которые высвобождаются с основного производства, были задействованы по другим направлениям деятельности, чтобы активно использовался научно-производственный потенциал предприятия. В этом заинтересована как атомная отрасль, так и другие отрасли промышленности.
Но хочу отметить, что предприятия ядерно-оружейного комплекса ВСЕГДА будут исполнять свою основную задачу, которая поставлена государством, – гособоронзаказ. Это приоритет. Но если при этом у них будет возможность нарастить объемы гражданской продукции за счет использования имеющихся мощностей, людей и потенциала предприятия, то это необходимо делать. Ведь, в свою очередь, это поможет самим предприятиям быть более устойчивыми.
- А готовы ли предприятия ЯОК выходить со своей гражданской продукцией на рынки других отраслей промышленности?
- Конечно. Они сейчас этим занимаются и будут активно заниматься впредь. Я считаю, что с точки зрения общеотраслевых технологий наши предприятия могут стать некими центрами развития технологий и производств. Например, в России плохо развито станкостроение, а наше предприятие ПСЗ делает первые шаги в этой области по развитию важного для страны центра компетенций.
- Каким образом оценивается эффективность работы предприятий ЯОК по гражданской тематике?
- Эффективность на данный момент оценивается по консолидированной выручке, которая в прошлом 2013 году достигла 55,3 млрд руб., а также по производительности труда. Планы по консолидированной выручке на 2014 год уже выше – порядка 60,5 млрд руб. Хочу отметить, что первоначально эффективность оценивалась просто по выручке от реализации гражданской продукции, то есть выручки с учетом внутригрупповых оборотов. Что было в корне неверно. Например, если мы с вами возьмем карандаш стоимостью в рубль и продадим его друг другу четыре раза, то выручка будет уже четыре рубля. В результате – есть выручка, но в чем эффективность? Исходя из этого, с 2013 года показатели эффективности были изменены на консолидированную выручку, очищенную от внутригрупповых оборотов. Соответственно, производительность труда тоже стала рассчитываться с точки зрения консолидированной выручки.
А уже с 2014 года по инициативе блока развития международного бизнеса этот показатель был заменен на два новых: выручка по новым бизнесам, причем оцениваются только те заказы, которые получены на открытом рынке, благодаря конкурентной борьбе, лучшему конкурентному предложению, и второй показатель – это портфель заказов на 10 лет.
- Почему именно на 10-летний период?
- Во-первых, для того чтобы сохранить преемственность показателей с блоком развития международного бизнеса. Во-вторых, такой горизонт планирования будет полезен и для самого ЯОК. Да, пока у предприятий ЯОКа нет таких долгосрочных контрактов по гражданской продукции, но задумываться и искать их нужно. Ведь долгосрочные проекты – это уверенность и стабильность как для предприятия, для людей, так и для ЗАТО в целом.
- Насколько остро перед предприятиями ЯОК стоит задача привлечения внебюджетных средств?
- Все, что связано с развитием гражданской продукции на предприятиях, тянет за собой задачу привлечения внебюджетных средств. Ведь хочешь или нет, но по гражданской продукции предприятия ЯОК находятся в рыночных условиях. Даже если Госкорпорация готова принимать решение о выделении средств по некоторым проектам, то только на возвратной основе. И это справедливо для гражданской продукции – предприятия ЯОК находятся в рыночных условиях. Бизнес на деньгах, которые не нужно отдавать, – это не бизнес!
- Что мешает построению эффективного бизнеса в части гражданской продукции?
- В части гражданской продукции на местах банально не хватает бизнес-специалистов. На наших предприятиях всегда растили лучших рабочих, лучших мастеров, инженеров, технологов, но не бизнес-кадры, которые знают, как договариваться с партнерами, как продвигать продукцию, как формировать продуктовые стратегии и выстраивать эффективные партнерские отношения с заказчиком. Ведь ЯОКу просто не нужно было заниматься маркетингом. Помимо этого иногда на предприятиях новая сфера гражданской деятельности лежит лично на директоре, которому приходится заниматься всем и вся. И если раньше отдельным специалистам приходилось заниматься традиционными задачами, то теперь они оказались в ситуации «с сегодняшнего дня вы – бизнесмены». Поверьте – это не просто. На мой взгляд, настало время подготовки бизнес-кадров в ЯОКе.
- Одним словом, нужно быть в рынке: активно работать с заказчиком и учиться участвовать в конкурсных процедурах?
- Еще важно избавиться от ненужной конкуренции между предприятиями при выходе на внешний рынок. Конкуренция нужна, но не деструктивная! Нам сегодня необходима синергия, дополнение лучших качеств друг друга, чтобы уйти от простого выживания каждого предприятия по отдельности. Приведу хороший пример синергии: у нас в ЯОК лидером по АСУ ТП является ВНИИА Духова, но при участии в конкурсе на поставку АСУ ТП для Белорусской АЭС, проанализировав ситуацию, было принято совместное решение: комплектным поставщиком в рамках данного проекта определить НИИИС – у них тоже есть компетенции в области АСУ ТП, территориально они ближе к нижегородскому АЭПу и в целом логистика для них будет проще. Не было никакого перетягивания одеяла, и всех руководителей предприятий такое решение устроило. Конечно, не везде получается такая слаженная командная игра, и зачастую это происходит именно из-за разрозненности показателей эффективности предприятий.