Перед высадкой экспедиции «Северный полюс — 38» наш корреспондент на борту атомохода встретилась с людьми, для которых освоение северных территорий стало делом жизни.
АРТУР ЧИЛИНГАРОВ, специальный представитель президента РФ по международному сотрудничеству в Арктике и Антарктике.
— Считаю, что атомоходы — наше гигантское преимущество. Россия обладает таким атомным флотом, который в любое время года — вне зависимости, полярный день или полярная ночь, может выйти в любую точку Арктики и выполнить поставленную задачу.
— Деятельность России в Арктике всё чаще привлекает внимание со стороны международных организаций и общественности…
— Я хочу сказать официально: мы никого не будем спрашивать, как и когда нам здесь работать. Арктика — российская, мы соблюдаем все международные договоры и продолжим освоение этой территории.
— Что вы думаете по поводу строительства нового двухосадочного ледокола?
— Естественно, нельзя останавливаться на достигнутом. Можно и нужно думать о новом поколении флота, новых атомных ледоколах. И я рад, что это уже не просто слова — за ними конкретные планы и дела.
ОЛЕГ ЩАПИН, капитан атомного ледокола «Россия».
— Полярная станция СП‑ 38 была высажена на льдину в рекордные сроки — всего за пять дней. Все поработали отлично. Нельзя оценивать действия экипажа, полярников, членов экспедиции, лётчиков по отдельности — это слаженная работа огромного количества специалистов, которые доказали свой высокий профессиональный уровень. Выгрузка шла круглосуточно, практически без перерывов, несмотря на полярную ночь и очень сложные погодные условия.
— В августе «Россия» провела по Севморпути супертанкер. После этого многие заговорили о маршруте как о реальной альтернативе традиционному, через Суэцкий канал. Не рано ли?
— Я думаю, самое время. Мы доказали, что ледоколы способны почти круглый год проводить караваны судов любого тоннажа. Ну и фактор риска играет большую роль: пока безопасность коммерческих судов в Индийском океане не могут обеспечить даже ВМС разных стран, предпочтение неизбежно будет отдаваться более спокойному варианту.
— Какие перспективы у этого маршрута?
— Сейчас речь идёт как минимум о шести-семи проводках в следующем году. Думаю, на самом деле их будет больше — возможно, десять.