Интервью 27 октября 2017

Анатолий Захарчев, Госкорпорация «Росатом»: «Выгрузка отработавшего ядерного топлива с ПТБ «Лепсе» начнется в 4 квартале 2018 года»

В России продолжаются уникальные работы по утилизации плавучей технической базы «Лепсе», проходящие в рамках Федеральной целевой программы «Промышленная утилизация вооружения и военной техники ядерного комплекса на 2011-2015 годы и на период до 2020 года» при поддержке Европейского Банка Реконструкции и Развития. Руководитель проектного офиса комплексной утилизации АПЛ Госкорпорации «Росатом» Анатолий Захарчев в специальном интервью рассказывает об основных этапах самой сложной операции этого проекта – выгрузки отработавшего ядерного топлива из хранилища судна «Лепсе», включая дефектное.

- Анатолий Александрович, когда начнется выгрузка ОЯТ с плавтехбазы «Лепсе»?

- Сегодня уже намечены сроки – предположительно, выгрузка начнется в 4 квартале 2018 года.

В рамках подготовительного этапа сейчас разрабатывается специальное высокоинтеллектуальное оборудование с дистанционным управлением для выгрузки ОЯТ, так как обычным способом это сделать невозможно. Технические устройства должны будут надежно работать в очень сложной радиационной обстановке.

Научно-производственная фирма «Сосны» уже практически завершила разработку этого оборудования в Димитровграде, а 24 мая прошли опытные испытания оборудования на макетах на площадке авиационного завода «Авиастар» в Ульяновске.

- С каким результатом прошли эти испытания?

- Результаты испытаний по резке плиты стенда, аналогичного на ПТБ «Лепсе» под которым находится ОЯТ, прошли успешно. Однако на текущий период не решен вопрос удаления металлической стружки при резке плиты и после. В рамках этой операции доступ персонала будет невозможен, соответственно, необходимо будет разработать дополнительное оборудование, возможно дистанционное.

В этом году разработка оборудования будет окончательно завершена и далее будет доставлено на площадку судоремонтного завода «Нерпа», где сейчас идет активное строительство специального защитного укрытия для носовой упаковки «Лепсе».

- Какие подготовительные работы проходят сейчас на заводе «Нерпа»?

- На площадке судоремонтного завода «Нерпа» создается целый комплекс по обращению с отработавшим ядерным топливом.  Главной составляющей – это укрытие, предназначение которого, изолировать от внешней среды носовую блок-упаковку с подачей необходимых энергосред. Внутри будет размещено технологическое оборудование. 

В 1 квартале 2018 года состоится межведомственная комиссия, которая, как мы ожидаем, допустит этот комплекс к реальным работам.

- В каком году носовая упаковка «Лепсе» будет приведена в ядерно-безопасное состояние?

- Работы по извлечению топливных сборок с плавтехбазы «Лепсе» рассчитаны на два года. В 2020 году мы планируем перевести носовую упаковку в губу Сайда, где уже находится кормовая упаковка «Лепсе».

Упаковки «Лепсе» и реакторные отсеки утилизированных АПЛ размещаются там на длительное хранение сроком в 70-100 лет, после чего они, возможно, будут подлежать полной утилизации. Соответствующие технологии утилизации уже сейчас разрабатываются научными институтами Госкорпорации «Росатом».

- Насколько значимо решение проблемы «Лепсе» и утилизируемых АПЛ для экологического благополучия северо-запада России?

- ПТБ «Лепсе» является одним из наиболее сложных ядерно- и радиационно опасных объектов, с которым мы когда-либо имели дело. Безусловно, успешная выгрузка ОЯТ и дальнейшая утилизация судна в значительной мере улучшат экологическую безопасность Мурманской области.

В этом году заканчивается утилизация последней атомной подводной лодки, а в 2019 году закончим разделку атомных блоков, которые находятся на плаву. За десять лет активной работы по программе утилизации АПЛ и реабилитации бывших военных береговых баз атомного флота построены уникальные объекты инфраструктуры, которые позволили выполнить колоссальный объем уникальных и очень важных работ.

- Какое будущее вы видите для этих объектов, после того, как основная часть программы по утилизации будет завершена?

- Возможно, в будущем эти предприятия могут быть задействованы в утилизации токсичных отходов, и даже бытового мусора. На построенных комплексах существует развитая транспортная и инженерная инфраструктуры, где работают высокопрофессиональные специалисты, способные решать многие уникальные задачи.

Справка. Судно «Лепсе», построенное еще в тридцатые годы прошлого века, в начале шестидесятых было переоборудовано под плавтехбазу для обслуживания создаваемого атомного ледокольного флота страны. ПТБ «Лепсе» задействовали для перезарядки реакторов атомоходов «Ленин», «Арктика», «Сибирь». С 1981 года судно использовалось уже в качестве хранилища отработавшего ядерного топлива и радиоактивных отходов.