Интервью 2 ноября 2017

Андрей Полосин: "Программа ТОСЭР в ЗАТО создавалась для ускоренного развития городов атомной отрасли"

Город Саров стал территорией опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР) и готов принять первого инвестора. У "Росатома" готовы проекты и заявки на все 10 закрытых административно-территориальных (ЗАТО) атомной промышленности России по созданию в них ТОСЭР. О том, какие перспективы ожидают ТОСЭР в атомных ЗАТО к концу нынешнего и началу следующего года в интервью "Интерфаксу" рассказал начальник управления по работе с регионами госкорпорации "Росатом" Андрей Полосин.

- Андрей Владимирович, сколько ЗАТО и других городов присутствия госкорпорации "Росатом" получили статус ТОСЭР?

- Пока среди ЗАТО этот статус имеет всего один город – это Саров в Нижегородской области. Вообще, с ТОСЭРами произошла чиновно-детективная история.

Еще 2014 году глава госкорпорации Сергей Кириенко, рассказывая президенту РФ Владимиру Путину о развитии атомной отрасли, представил обоснования создания в ЗАТО особых условий ведения предпринимательской деятельности. В качестве механизма были предложены территории опережающего социально-экономического развития, как это планировалось и для Дальнего Востока. Надо отметить, что ранее по заданию Совбеза были проработаны перспективы развития ЗАТО, и создание новых высокотехнологичных рабочих мест было определено в качестве приоритета.

Напомню, в марте 2015 года вступил в силу закон о ТОСЭР, описывающий порядок принятия решений о создании территорий опережающего развития. Создание ТОСЭР в ЗАТО разрешено законом с 1 января 2016 года. Минэкономразвития России, Госкорпорацией "Росатом", субъектами Российской Федерации, муниципалитетами была проделана большая работа по подготовке концепций создания ТОСЭР в ЗАТО.

Были определены площадки, на которых нужно разворачивать ТОСЭР. Вместе с региональными и муниципальными властями проведены переговоры с потенциальными инвесторами, определены проекты, которые можно запустить в ЗАТО. При этом мы выбирали только те предложения, где есть понятный заказчик, и только тех инвесторов, у которых есть средства для реализации задуманного. Работы велись как с внутриотраслевыми, так и с внешними инвесторами. Многие из инвесторов еще на стадии подготовки заявок подтвердили свое участие, подписав соответствующее специальное соглашение с субъектом федерации и с министерством экономического развития – так называемое соглашение о намерениях. По этому соглашению, сразу после получения городом статуса ТОСЭР резидент, руководствуясь инвестиционным планом, должен начать работы по запуску новых предприятий на территории ТОСЭР.

Однако на этапе отработки проектов постановлений правительства с Минюстом России открылась правовая коллизия, препятствующая созданию ТОСЭР в ЗАТО.

Согласно закону, ТОСЭР в первую очередь могут быть созданы в субъектах РФ Дальневосточного федерального округа, в монопрофильных муниципальных образованиях (моногородах) с наиболее сложным социально-экономическим положением (перечень - распоряжение правительства РФ от 29 июля 2014 N 1398-р), в закрытых административно-территориальных образованиях (ЗАТО). Для всех остальных территорий возможность создания ТОСЭР предусмотрена после марта 2018 года.

Для моногородов предусмотрен особый порядок создания ТОСЭР, и при его разработке не было учтено, что семь "атомных" ЗАТО являются одновременно и моногородами. К какому типу должны были относиться ТОСЭР в этих городах, было неясно.

Тем не менее, с 1 января текущего года закон ступил в силу, и три города, которые к моногородам не относятся, стали основными претендентами на получение статуса ТОСЭР. Это Саров Нижегородской области, а также Лесной и Новоуральск в Свердловской области.

В апреле этого года постановлением правительства РФ Саров получил статус ТОСЭР и стал первой территорией опережающего развития в закрытых городах. По двум другим городам мы ожидаем выхода постановлений правительства до конца 2017 года.

В Сарове будут создаваться предприятия, связанные с IT-технологиями. "Росатом" участвует в программе создания цифровой экономики, а это предполагает создание производств, которые будут в состоянии выпускать конкурентоспособный продукт сегодня, планировать создание продукта на завтра, понимать, как это развивается.

Экспертный анализ существующего производственного, научного и кадрового потенциала Новоуральского ЗАТО показывает, что создаваемая ТОР может быть привлекательна для локализации широкого перечня инновационных и производственных проектов, включая проекты в области пищевой промышленности и АПК.

Основными отраслями специализации потенциальных резидентов ТОСЭР Лесной являются высоковольтное и электротехническое оборудование, новые материалы и технологии.

Программа ТОСЭР в ЗАТО создавалась для ускоренного развития городов атомной отрасли. "Росатом" всегда воспринимал и будет воспринимать города, построенные для обеспечения безопасности государства, как территории развития.

- Есть ли уже резиденты в ТОСЭР Саров? Какие преимущества появятся у Сарова после получения городом статуса ТОСЭР?

- Да. ООО "Нейрика" уже официально подало заявку на заключение соглашения об осуществлении деятельности на территории опережающего социально-экономического развития "Саров".

Основные виды деятельности заявителя на территории опережающего социально-экономического развития "Саров" - разработка компьютерного программного обеспечения, новые материалы, приборостроение.

Кроме того, ведет подготовку бизнес-плана ООО "Саровсталь" которое намеревается реализовывать проект по обработке судовой стали.

Преимущества, которые появятся у резидентов ТОСЭР Саров, таковы: инвесторов привлекает льготное налогообложение, возможность работы с таможенной зоной, размещенной на площадке, снижение "транспортных плечей", высококвалифицированный персонал и та инфраструктура, которую предоставляют атомные города.

Вообще, для всех резидентов атомных ТОСЭР преимуществом работы на такой площадке является и упрощенное получение государственных услуг – работает система "одного окна", где оператором выступает управляющая компания ТОСЭР. Она занимается ускоренным оформлением нормативной документации, что тоже можно назвать явным преимуществом.

Эффектом от создания ТОСЭР в Сарове станет также и предполагаемый объем инвестиций в основной капитал 10,2 млрд рублей. На базе ТОСЭР будет создано почти 2 тыс. новых рабочих мест. Причем, хочу отметить, заработная плата сотрудников будет не ниже средней по городу, а приближенная к тому, что сейчас платит Российский ядерный центр.

Нам важно, чтобы люди, работающие в ТОСЭР, понимали, что это работа с долгосрочной перспективой – можно планировать свою жизнь, заводить семьи, покупать недвижимость, полноценно жить. Главное, чтобы у людей было понимание, что они востребованы и свои таланты используют по назначению.

- Какова судьба остальных "атомных" городов, которые претендуют на получение статуса ТОСЭР?

- Это очень важный момент. С марта этого года мы начали готовить поправки в федеральный закон о ТОСЭР. На осенней сессии Государственной Думы они уже прошли первое чтение. Сейчас идет доработка. В течение ноября документ поступит из правительства в Думу на второе чтение.

Мы планируем решить вопрос с поправками уже до конца года. Кстати, постановления о создании ТОСЭР во всех городах, кроме Трехгорного в Челябинской области и Зеленогорска в Красноярской области, были направлены субъектами в правительство для создания ТОСЭР уже в конце прошлого года.

Как только снимется законодательное ограничение по созданию ТОСЭР ЗАТО в городах, которые входят в перечень моногородов, мы запускаем это движение. Семь "атомных" ТОСЭР ЗАТО должны появиться в первом квартале следующего года. И еще два (Трехгорный и Зеленогорска) мы будем стараться создать до конца 2018 года.

Согласно уже существующим заявкам, в "атомных" городах, которые получат статус ТОСЭР, может быть создано более 14 тыс. рабочих мест и привлечено около 86 млрд рублей инвестиций.

- Какие объекты социальной инфраструктуры будут создаваться в ЗАТО в рамках ТОСЭР?

- Сначала об основном отличии и преимуществе ТОСЭР в ЗАТО для государства – мы не запрашиваем финансирование на создание инфраструктуры. Есть уже сложившаяся инфраструктура, есть высвобождаемые площади со всей инфраструктурой. Есть квалифицированные кадры. Есть brownfield ("коричневая площадка" – индустриальный парк, который создается на уже ранее использованной для промышленных целей земле – ИФ) со всей подведенной инфраструктурой, а также подготовленные площадки greenfield (парк, создаваемый на новом, ранее незастроенном земельном участке – ИФ).

Создание же социальной инфраструктуры решается не через механизмы ТОСЭР, а через другие программы "Росатома", в том числе через соглашения с субъектами РФ. Согласно им часть средств из дополнительных налогов в субъект направляется в муниципалитеты, где расположены наши предприятия, которые произвели эти дополнительные налоги. И они возвращаются в виде инфраструктурных и социальных программ. Каждый год проводится определенная работа с правительствами субъектов, с муниципалитетами по определению перечня объектов, сроков, программы финансирования этих проектов.

Помимо производственных, мы решаем и другие, не менее важные задачи – более семи лет мы реализуем образовательный проект "Школа Росатома", в основу которого положен принцип внедрения самых передовых образовательных технологий в школах городов расположения объектов атомной отрасли. Уже сейчас школьники учатся в 29, открытых нами, атомклассах и занимаются в 4 школьных технопарках. Ежегодно на базе лучших детских лагерей страны проводятся образовательные смены для детей участников проекта "Школа Росатома". Только за 2017 год отдохнули и получили новые интересные знания и умения более 600 школьников. Особый упор делаем на подготовку и переподготовку педагогов образовательных учреждений, почти 100% преподавателей физики и математики прошли курсы повышения квалификации и стажировки, как в России так и за рубежом. За весь период реализации проекта в нем приняли участие более 20 тысяч учителей и воспитателей и более 200 тысяч школьников.