Эксперты подготовили проект договора FMCT

15 мая 2009

 Эксперты международного комитета по делящимся материалам подготовили черновой вариант договора FMCT - международного пакта, ставящего целью прекратить накопление в мире ядерных материалов оружейного качества.

Договор FMCT (Fissile Material Cut-Off Treaty) широко обсуждается политиками и экспертами с 1993 года, когда о нём заговорили на генеральной ассамблее ООН. За прошедшие с тех пор 16 лет сколь-либо заметного прогресса в подготовке этого документа достигнуто не было.

Формулировки и базовые определения договора не раз становились предметом ожесточённых споров, а радикальные неправительственные группы предпринимали попытки использовать его как средство для полного уничтожения атомной энергетики.

Действительно, что следует называть делящимися материалами в контексте FMCT? В одном из крайних вариантов предлагалось назвать так уран с любым обогащением и ввести вето на его производство. На практике это означало бы скоропостижное закрытие большинства АЭС из-за отсутствия для них топлива.

Конечно, всерьёз предложения экстремистов от нераспространения никто не рассматривал - в конце концов, за версию договора с подобными определениями не проголосовал бы даже Гондурас. Но оставались другие, менее явные подводные камни. Например, введение полного запрета на обогащение урана выше порога МАГАТЭ (20%) негативно сказалось бы на секторе исследовательских и транспортных реакторов.

В предложенном проекте договора международные эксперты постарались как можно аккуратнее и взвешеннее подойти к описанию предлагающихся ограничений, чтобы сделать его приемлемым для основных ядерных держав.

В проекте чётко фиксируется, что подписанты FMCT обязуются прекратить получение делящихся материалов для использования в ядерном оружии и иных ядерных взрывных устройствах. Все существующие объекты, где выполнялось производство таких материалов, должны быть в кратчайшие сроки либо выведены из эксплуатации, либо переориентированы на иные нужды - в том числе, и на обычные военные, но не имеющие отношения к ядерному оружию.

При этом проект договора не ставит под запрет получение делящихся материалов для гражданского сектора и даже для военных реакторов, то есть, атомный флот сможет вздохнуть свободно. Единственное требование, указанное в договоре - это запрет на перенаправление делящихся материалов для использования в ядерном оружии. Иными словами, из урана, загруженного в реактор АПЛ, нельзя будет впоследствии сделать атомную бомбу.

Определение делящихся материалов в проекте FMCT следует за нормами МАГАТЭ. Авторы предлагают считать таковыми:

 

  1. любой плутоний, за исключением содержащего более 80% 238Pu;
  2. уран с обогащением 20% (весовых) и более;
  3. 237Np, 241Am, 243Am и любые другие делящиеся изотопы, пригодные для изготовления ядерного оружия;
  4. любые комбинации из перечисленных выше материалов.

Интересно отметить, что, исходя из предлагаемых определений, ядерные державы будут иметь полное право изымать из мирного сектора уран с обогащением ниже 20% и делать из него ядерное оружие. При нынешнем уровне технологий такой процесс кажется невозможным. Впрочем, мир знает немало примеров недооценки возможностей военного применения, казалось бы, полностью мирных технологий.

Пункт 3 в списке делящихся материалов ставит крест на всех мечтаниях о калифорниевых пулях, так как авторы проекта внесли в него упоминание обо всех делящихся материалах. Но и здесь остаётся своя юридическая слабость - насколько правомерно называть пулю ядерным оружием? Чёткого определения последнего в тексте договора по традиции не даётся.

Контроль за исполнением договора авторы предлагают поручить МАГАТЭ. От стран-обладателей ядерного оружия потребуется при этом заключить с агентством дополнительные соглашения, по поводу точного содержания которых однозначно будет сломано немало копий. Ещё один спорный пункт - судьба накопленных к данному моменту запасов делящихся материалов (в контексте FMCT).

Авторы проекта полагают, что большинство из ядерных держав в целом положительно относится к идее договора.

Так называемая "большая пятёрка" - Россия, США, Великобритания, Франция и Китай - в той или иной степени поддерживает необходимость принятия FMCT. К ней могут присоединиться Индия и Пакистан. Хуже всего дело обстоит с Израилем, где на любые попытки так или иначе ограничить ядерный потенциал даётся стандартная отговорка об угрозе со стороны ядерной программы Ирана.