Атомная энергия кораблей - для уральской АЭС

15 июня 2010

Подземную атомную теплоэлектростанцию малой или средней мощности вскоре планируется построить в городе Кушва Свердловской области. В качестве реакторов предлагается использовать снимаемые с судов атомные энергетические установки. Экспертные слушания с обсуждением проекта АЭС на судовом оборудовании пройдут в уже в сентябре-ноябре 2010 года.

Такое решение принял председатель правительства Свердловской области Анатолий Гредин, сообщает департамент информационной политики губернатора Свердловской области. В мероприятии примут участие ученые, энергетики, представители министерств экономики, ЖКХ и природных ресурсов и администрации Кушвы.

"Предполагается, что оборудование с судов станет альтернативным источником энергии наряду с энергетикой на торфе, мини-ГЭС, биоэнергетикой, ветряной энергетикой", — сказано в сообщении.

Еще лет пять назад в Кушве разрабатывался проект строительства АЭС на атомных судовых установках. Сумма проекта оценивалась более чем в $500 млн., но без финансовой и административной поддержки проект заглох.

Между тем, проект АЭС с применением корабельных установок вполне соответствует Федеральной целевой программе "Ядерные энерготехнологии нового поколения на период 2010–2015 годов и на перспективу до 2020 года" (Постановление Правительства РФ № 50 от 3 февраля 2010 года), полагают в областной администрации.

Неподалеку от Кушвы располагаются Нижнетагильский меткомбинат, Уралвагонзавод, ВСМПО-АВИСМА, комбинат "Электрохимприбор", Баранчинский электромеханический завод и иные крупные потребители электроэнергии. Потребности будут расти, а область уже сейчас практически полностью зависит от внешних поставок топливно-энергетических ресурсов. Поэтому и корпорациям этот проект может быть интересен.

Предполагается, что "сердцем" станции станет энергетический блок на базе реакторной установки атомных ледоколов: реактор судового типа КЛТ-40С, турбоэлектрогенератор, водонагревательная установка и вспомогательное оборудование, размещенные под землей. Согласно первоначальному проекту, реакторы станции предполагалось разместить в отработанной железорудной шахте Валуевская на глубине 50 метров. Глубина и окружающие мощные гранитные породы должны гарантировать безопасность атомной электростанции.

Главное преимущество подземной станции — дешевизна получаемой энергии, примерно три цента за кВт-ч. Себестоимость тепла составляет $11,4-$12,2 за Гкал. Стоимость проекта также невысока по сравнению с возведением классической АЭС, отмечает "Энергетика и промышленность России". Около 70% себестоимости энергии действующих атомных станций сейчас составляет возврат капиталовложений, около 20% — затраты на топливо, остальное — обслуживание. Капиталовложения для ПАЭС ниже примерно на 30%-40%.

Ледокольные реакторы уже используются для проекта плавучих атомных станций — ПАТЭС. КЛТ-40С используется на плавучей атомной станции малой мощности (АСММ), которую планируется ввести в строй в 2013 году. На 30 июня текущего года намечен спуск на воду баржи для первой плавучей атомной электростанции, заявил в понедельник глава госкорпорации "Росатом" Сергей Кириенко в ходе посещения форума "Атомэкспо-2010".

Однако если плавучие атомные станции вызывают сомнения в уровне реальной безопасности, то подземные АЭС в проекте выглядят на порядок безопаснее не только водных, но и наземных аналогов. Не говоря уже о том, что плавучие АЭС являются дорогостоящими.

"Я пока не берусь дать оценку степени вероятности реализации данного конкретного проекта. Но если атомная энергия работает в таких формах на нашем флоте, то почему мы не можем перенять этот опыт? Если взять наши города, Лесной или Новоуральск, — квалифицированные кадры имеются, опыт работы есть, Федерация готова помочь. Так, может, есть хорошая перспектива у такой альтернативы большой энергетике на территории нашей области?" — заявил УрБК министр энергетики и ЖКХ Юрий Шевелев.

Ближайшим аналогом кушвинской станции является швейцарская АЭС "Агеста", расположенная в горном тоннеле на расстоянии около 30 метров от поверхности. Она успешно проработала более 40 лет и показала высокий уровень безопасности.