На прошлой неделе в бизнес-школе «Сколково» состоялась школа-семинар по новым конструкционным материалам. Инициатором проведения образовательного форума выступил ядерный кластер Фонда «Сколково». Одна из тем обсуждения - композиты как драйверы экономического роста. Участники дискуссии пришли к выводу, что несмотря на существующие пока сложности, благодаря углепластикам уже в ближайшее десятилетие может кардинально измениться уклад мировой промышленности.
Российские композитчики собрались в Сколково обсудить перспективы создания новой отрасли полимерных композиционных материалов. К дискуссии пригласили представителей разных направлений отрасли, так называемых стеклокомпозитчиков и углекомпозитчиков. Стеклокомпозитчики занимаются производством стеклокомпозитов, углекомпозитчики производством полимерных композиционных материалов на основе углеродных волокон.
Для начала участники дискуссии решили расставить все точки над "i" в вопросах о том, существует ли в нашей стране спрос на композиционные материалы и как можно было бы охарактеризовать их потребителя. Представитель МФТИ Вадим Вещезеров заявил, что в данный момент на российском рынке перспективы имеют лишь стеклопластики, поскольку углекомпозиты слишком дороги. Ему оппонировал директор по маркетингу проектной компании Роснано «Препрег-СКМ», входящей в ЗАО «Холдинговая компания «Композит» Сергей Павлов. По его словам, углекомпозиты становятся все более востребованными на мировом рынке, рано или поздно эта тенденция станет актуальной и для нашей страны. Однако пока мировой рынок углепластиков и российский сильно отличаются.
«Драйверы роста рынка совершенно другие. Если в мире это авиация, автомобилестроение, ветроэнергетика, электроника и индустриальные продукты, то в России - авиация и космос, атомная энергетика, строительство и в перспективе термопластики», - пояснил Павлов.
Вместе с этим он признал, что проблемы с применением углепластиков в нашей стране существуют:
«Ощущается недостаток индустриальных производств, которые могли бы выступать покупателями углеволокна и композитных материалов».
По словам Павлова, именно поэтому компании «Композит» приходится вести работу по самому широкому кругу отраслей, налаживать связи с различными звеньями поставщиков продуктов и материалов. «Наша цель не только развитие полного цикла ПАН-УВ-Ткань-Препрег, но и создание конечных изделий, решений для клиентов. Компания "Композит" предлагает клиентам решения на базе углеволокна. Для этого у нас есть конструкторское бюро, ведутся работы по R&D». Директор по исследованиям, разработкам и развитию направления препрег холдинговой компании «Композит» Ирина Лебедева подтвердила, что в компании проводится широкий круг работ с целью достижения наилучших показателей по полиакрилонитрилу и углеродному волокну:
«Мы инвестируем деньги в НИОКР, покупаем дорогое оборудование и т.д. Мы знаем, что мы делаем. У нас лучшие специалисты отрасли, работавшие еще в СССР».
Впрочем, вопрос цены на композиционные материалы не давал покоя дискуссантам. Вещезеров повторил свою предыдущую мысль: для текущего рынка цена - ключевой фактор. Павлов согласился, однако привел свои аргументы. По его словам, важно, чтобы компании ориентировались не на закупочную цену, а учитывали затраты на всем жизненном цикле:
«Зачастую закупочная цена составляет 20-30% от всей стоимости эксплуатации решений и изделий. Поэтому необходимо считать затраты на жизненный цикл».