Парламентский доклад по регулированию ядерной безопасности в Индии отметил серьезные организационные недостатки и многочисленные расхождения с международными нормами.
Этот доклад, представленный парламенту Главным контрольно-аудиторским управлением (Comptroller and Auditor General) Индии в конце августа 2012 года, касается индийского атомного регулятора - Atomic Energy Regulatory Board (AERB), который регулирует деятельность Комиссии по атомной энергии.
Среди основных фундаментальных проблем, подчеркнутых в докладе, были названы неудовлетворительный правовой статус и полномочия AERB. Несмотря на международные обязательства Индии, распространению передового мирового опыта и рекомендаций собственных экспертов, «по своему правовому статусу AERB продолжает быть органом, подчиненным центральному правительству, с полномочиями, делегированными ему последним», - отмечается в докладе.
Основной принцип регулирования в атомной отрасли – как было рекомендовано МАГАТЭ и как сделано в большинстве стран – орган, регулирующий безопасность, должен быть независим от индустрии и от правительства. Он может принимать самостоятельные решения, базирующиеся исключительно на обеспечении надлежащего уровня безопасности в рамках действующего законодательства – но при этом абсолютно недопустимо принятие решений в чьих-либо политических или коммерческих интересах.
Медицина и промышленность
В числе наиболее серьезных претензий в докладе указано отношение к обеспечению безопасности использования радиационных технологий в медицинских и промышленных предприятиях по всей Индии. Еще в 2001 году Верховный суд обязал AERB создать директораты по радиационный безопасности в 35 административных районах, однако к июлю 2012 года они были созданы только в двух. Оно также не сформировало финансовые правила своей деятельности, в частности, порядок оплаты за выдачу разрешений и лицензирование. Следовательно, система была «слабой» и большинство радиационных объектов работали «без лицензий». Доклад сообщает, что 91% всех рентгеновских установок не были зарегистрированы AERB, и, следовательно, их деятельность не регулировалась должным образом.
AERB так и не установило стандарты инспекций радиационных объектов и контрольный доклад отмечает, что 85% единиц промышленных радиационных установок и приборов радиационной терапии функционированли без учета норм, разработанных МАГАТЭ. Для предприятий диагностической радиобиологии этот показатель достигал уже «более 97%». Не существует подробной инвентаризации радиоактивных источников с целью обеспечения их безопасной утилизации и нет «должного механизма» проверки безопасности захоронения РАО.
Ядерная энергетика
Хотя операторы действующих в стране 7 АЭС имеют планы действий на случай аварийных ситуаций, AERB не играет роли в этих процессах и только рассматривает отчеты о противоаварийных учениях, не принимая в них участия. Если эти тренировки выявляют те или иные недостатки, регулятор не имеет полномочий обязать оператора эти недостатки исправить.
Другие отклонения в ядерном регулировании в Индии включают в себя отсутствие требований к АЭС по разработке планов по выводу из эксплуатации и создание фондов для этой работы. Руководство индийской атомной отрасли не спешит пользоваться услугами МАГАТЭ для экспертной оценки своей регулирующей отраслью и оценки ее эффективности.
Рекомендации
Авторы доклада пришли к выводу, что правительство должно обеспечить независимость регулятора и наличие у него необходимых полномочий, и это должно быть законодательно закреплено. Регулятор должен быть наделен необходимыми полномочиями в части установления правил и контроля за их соблюдением. Имеющиеся недостатки в обеспечении ядерной и радиационной безопасности должны быть устранены. Режим инспекций ядерных объектов должен быть установлен на основании анализов рисков, а сами проверки должны проходить «в рамках норм, установленных МАГАТЭ».
Что же касается АЭС, то AERB должно «принимать более деятельное участие в противоаварийных тренировках». Правительство же должно установить для Национальной корпорации по атомной энергии (NPCIL) конкретные сроки подготовки планов по будущему выводу станций из эксплуатации.
Правительственный Департамент по атомной энергии Индии признал наличие проблем, отмеченных в докладе, однако затрудняется с установлением конкретных сроков, в течение которых эти рекомендации будут выполнены.