Новости 26 декабря 2013

Экологи советуют как можно быстрее извлечь ОЯТ из реактора атомного крейсера "Адмирал Ушаков"

Каждый год промедления с выгрузкой отработанного ядерного топлива (ОЯТ) из реактора атомного крейсера "Адмирал Ушаков" в Северодвинске будет увеличивать опасность этой операции, заявил корреспонденту Центрального Военно-Морского Портала капитан первого ранга в отставке, председатель правления экологического правозащитного центра "Беллона" Александр Никитин.

Тяжелый атомный ракетный крейсер "Адмирал Ушаков" в 1997 году прибыл на судостроительный завод "Звездочка" для ремонта, который так и не состоялся. С тех пор корабль стоит у причала "Звездочки".

"Есть нормы, жестко требующие соблюдать правила обращения с ядерным топливом, в том числе и в реакторах, - подчеркнул Александр Никитин. - И эти нормы не предусматривают столь длительного нахождения ОЯТ в каналах. Да, реакторы законсервированы, но чем дольше топливо там находится, тем тяжелее будет проводить операцию по его извлечению".

Известный эколог уточнил: операция ядерно опасная. Она опасна сама по себе, потому что во время ее проведения может возникнуть ядерноопасный режим или даже ядерная авария. А когда операция усугубляется такими факторами, как на "Адмирале Ушакове", она становится еще более опасной. В силу вступает и человеческий фактор - излишнее волнение перегрузочной команды. Впрочем, Никитин выразил надежду, что работа по извлечению ОЯТ обойдется без чрезвычайных происшествий.

"Считаю, что необходимо добиваться выгрузки ОЯТ, срочного докования, переводить крейсер в безопасное состояние и убирать его из акватории, освобождая причальное место",

- заявил Алексей Щукин, эксперт по ядерной безопасности экологического правозащитного центра "Беллона".

25 декабря заместитель военного прокурора Северодвинского гарнизона Павел Коношенко сообщил ЦВМП, что военная прокуратура Северодвинского гарнизона начала проверку, исходит ли от атомного крейсера "Адмирал Ушаков" экологическая угроза городу. Проверка должна закончиться 15 января.