Кара-зима 2015»: треть экспедиции пройдена

28 апреля 2015

8 апреля атомный ледокол «Ямал» вышел из Мурманска в экспедицию по заданию нефтяной компании «Роснефть». Сейчас ученые из ААНИИ проводят исследования в юго-западной части Карского моря, а скоро атомоход отправится на проводку судов. Самые свежие новости экспедиции - с борта атомного ледокола

31 ледовая станция

К работам участники экспедиции приступили уже через три дня после выхода из Мурманска - 11 апреля. А/л «Ямал» должен пройти по маршруту от Баренцева до Восточно-Сибирского моря, практически вдоль всего побережья российской Арктики. Организатором экспедиции выступает НК «Роснефть» при поддержке специалистов ФГБУ «Арктического и антарктического научно-исследовательского института». По словам начальника экспедиции Евгения Макарова, программа у исследователей обширная:

- Это очередная комплексная экспедиция по заданию «Роснефти» для изучения физико-механических, морфо-метрических свойств льда, океанографических и гидрометеорологических условий, сопутствующих образованию таких свойств, - рассказывает по телефону с борта а/л «Ямал» Евгений Иванович. - У нас в плане 31 ледовая станция. На юго-западе Карского моря их запланировано 10-11. К сожалению, вмешиваются силы природы - ветра, видимость, подвижки льда, и мы вынуждены немного сдвигать наши работы. Но со всеми трудностями мы успешно справляемся с помощью экипажа атомного ледокола.

Эта экспедиция превосходит предыдущие - «Кара-зима-2013» и «Кара-зима-2014» - по технической оснащенности и масштабу района работ. В этом году работы будут проходить по всему Северному морскому пути. Программа каждой станции - так участники экспедиции называют комплекс замеров на отдельно взятой точке маршрута - всегда одинаков, но разнообразные географические положения дают возможность сравнить ситуацию по всей протяженности Севморпути. Так ОАО «НК «Роснефть» продолжает программу по масштабному изучению Арктики в рамках своей деятельности по освоению лицензионных участков на шельфе.

В фокусе внимания - торосы

Отдельная программа запланирована для юго-запада моря Лаптевых и островов Беллоуза. На островах будут выставлены сейсмические станции, определяющие сейсмичность этой части моря Лаптевых. 

- Там запланировано 12 станций, мы планируем там работать 17 дней, - продолжает начальник экспедиции Евгений Макаров. - Еще 6-7 станций на северо-востоке Карского моря. После окончания этих работ, которые займут приблизительно 45 дней экспедиционных работ, мы последуем на остров Диксон и оттуда пойдем к Земле Франца-Иосифа для выполнения съемок ледников с помощью радиолокационных приборов, установленных на вертолете.

По словам начальника экспедиции, пока все гипотезы, с которыми исследователи выходили в экспедицию, подтверждаются:

- Все идет по намеченному плану. Предположения, что ледовая обстановка средняя - подтверждается. Торосистость льда в этом году больше, чем в прошлом. И это нас радует, потому что основные проблемы судоходства, нагрузки на инженерные сооружения оказывает деформированный лед, и цель нашей программы - исследования именно торосистого льда. 

Средние льды

Все ожидаемо и по плану - и у экипажа атомного ледокола. 

- Ледовая обстановка - средней тяжести, толщина льда около метра, - рассказывает капитан а/л «Ямал» Александр Лембрик. - Экспедицию немного подводят свойства льда - он в районе работ достаточно битый и разрушенный, и погодные условия - сильный ветер и недостаточная видимость.

26 апреля, во время перехода в другой район исследований - море Лаптевых, атомоход попутно проведет суда «Капитан Данилкин» и «Юрий Аршеневский» (ОАО «Мурманское морское пароходоство») к острову Котельный. В это время участники «Кара-зима-2015» займутся обработкой материала, которого за двадцать дней работы накопилось достаточно. А после - снова приступят к программе экспедиции. Ориентировочное время возвращения атомного ледокола «Ямал» в Мурманск - не раньше 15 июня.