Новости 10 июня 2016

В Петербурге продолжается процесс изготовления катушки полоидального поля для ИТЭР

На Средне-Невском судостроительном заводе (СНСЗ) в Санкт-Петербурге продолжается процесс изготовления одной из шести катушек полоидального поля магнитной системы ИТЭР. Специалисты АО «СНСЗ» и АО «НИИЭФА им. Д.В. Ефремова» производят намотку второй двойной галеты будущей катушки.    

Катушка PF1 является 1 из 6 катушек полоидального поля в магнитной системе, которая служит для удержания плазмы в реакторе ИТЭР. Катушка – сложное изделие, основой которого являются двухслойные двухзаходные галеты. Особенность изготовления этих галет состоит в том, что их намотка осуществляется одновременно из двух сверхпроводников. Для этого используется изготовленный ранее в России в кооперации с Европой ниобий-титановый сверхпроводник, обладающий сверхпроводящими свойствами при сверхнизких температурах около 5 градусов Кельвина.

Ввиду критической важности магнитной системы будущей установки для её успешного функционирования, Международная организация ИТЭР предъявляет высочайшие требования к технологии производства магнитов на каждой из стадий, к качеству используемых материалов, равно как и к свойствам произведенных изделий. На сегодняшний день российскими специалистами – первыми в международной кооперации изготовителей катушек   по проекту – были успешно пройдены процессы квалификации, что позволило приступить к активному производству составных компонентов катушки. В настоящий момент специалисты АО «НИИЭФА им. Д.В. Ефремова» и АО «СНСЗ» осуществляют намотку первой из восьми входящих в состав катушки двойной галеты. Этому предшествовала отладка технологии при намотке полномасштабной макетной галеты.

Особенности технологии изготовления производства катушки полоидального поля для ИТЭР были разработаны в Институте электрофизической аппаратуры им. Ефремова. Там же была разработана, изготовлена и испытана большая часть оборудования, необходимого для этого процесса. Поскольку катушка будет иметь вес около 300 т. и внушительны размеры – около 10 м в диаметре, оборудование в 2014 году было перевезено на территорию Средне-Невского судостроительного завода ввиду его выгодного территориального положения (прямой выход на судоходную реку), а также наличия подходящих по размеру цехов и подъездных путей.  Помимо этого АО «СНСЗ» обладает рядом наукоёмких технологий, без которых невозможно изготовление таких сложных изделий, как крупномасштабные сверхпроводящие магниты.