Новости 13 сентября 2017

В США вновь подана заявка на строительство АСММ на площадке Клинч-Ривер

В мае 2016 года компания TVA подала в комиссию по ядерному регулированию (NRC) США заявку, касающуюся возможного строительства АСММ на площадке "Clinch River" вблизи Окриджа.

Речь идёт о получении предварительной лицензии на размешение (Early Site Permit, ESP). О ходе рассмотрения заявки говорится в материале, опубликованном на сайте NEI.

Регуляторы приняли заявку к рассмотрению в январе 2017 года. В интервале времени между подачей и принятием заявки компания TVA передала в NRC больщой объём дополнительной информации и продолжает передавать её в ответ на запросы регуляторов.

Старший менеджер TVA по малым модульным реакторам Дэн Стаут напоминает, что заявка, поданная его компанией, первая в своём роде. Это первая в США заявка, посвящённая малым реакторам.

"Заяка TVA основывается на наборе параметров, включающих четыре проекта легководных АСММ, разработанных в США - mPower, SMR-160, проект "NuScale Power" и проект "Westinghouse". Одна из главных целей проекта "Clinch River" - показать, как особенности АСММ повышают безопасность и физическую безопасность путём исключения ряда сценариев потенциальных аварий", - говорит Стаут.

Он уточнил, что большая часть анализов при подготовке заявки делалась на основе проекта "NuScale Power" как наиболее проработанного из всех вышеперечисленных.

Менеджер пояснил, каким образом компания определяет зону проектных аварий (emergency planning zone, EPZ) вокруг будущей малой АЭС.

"TVA обосновывает, что максимальная доза, которую население может набрать в результате постулированных аварий, меньше пределов, установленных американским агентством по охране окружающей среды (EPA), и определяет путём детального анализа, где это (максимальная доза) может случиться, как далеко от станции".

Дэн Стаут рассказал о некоторых запросах, поступивших в компанию от регуляторов. Так, сотрудники NRC попросили представить детальное описание "усовершенствованных свойств безопасности" АСММ, позволяющих сократить размеры зоны EPZ.

Одним из факторов, позволяющих уменьшить эту зону (по действующим нормативным документам её радиус должен быть 10 миль), в компании считают малую мощность АСММ. Активность, которая может выйти в окружающую среду при потенциальных авариях, у реактора малой мощности будет меньше, чем у больших реакторов.

Кроме того, остаточное энерговыделение в АСММ будет меньше, чем в больших реакторах, и его проще отводить для недопущения расплавления активной зоны.

"В АСММ применяются упрощённые проекты систем и компонентов, и это устраняет многие гипотетические аварии, которые должны анализироваться для больших реакторов. Такие проектные решения, как большое соотношение воды к урану и исключение трубопроводов больших диаметров и проходок ниже активной высоты топлива, устраняют целый ряд аварий - например, аварий LOCA с оголением топлива. Вероятности возникновения других типов аварий снижены за счёт проектных решений".

Применение пассивных систем безопасности и другие проектные решения в АСММ приводят к более медленному протеканию аварий. Соответственно, у операторов появляется дополнительное время для вмешательства в тех редких ситуациях, когда такое вмешательство будет необходимо, считает Стаут.

На основании проведённых анализов, компания TVA в своей заявке на площадку "Clinch River" просит регуляторов сделать исключение и отказаться от требования 10-мильной зоны EPZ.

Более того, в компании считают, что зона проектных аварий для АСММ "Clinch River" может даже совпадать с границами станционной площадки.

"Мы используем действующие нормы по чрезвычайному планированию и аналитическим путём показываем, что АСММ за счёт внутренне присущих свойств значительно снижают последствия вне площадки от потенциальных аварий. Требования и планы экстренного реагирования вне площадки будут полностью соразмерны этим сниженным последствиям", - утверждает Стаут.