Новости 6 октября 2017

В Курчатовском институте состоялась научно-практическая конференция "Атомный ледокольный флот и освоение Арктики"

В НИЦ "Курчатовский институт" состоялась научно-практическая конференция "Атомный ледокольный флот и освоение Арктики", посвященная 40-й годовщине легендарного похода атомного ледокола "Арктика" на Северный полюс. В числе организаторов форума - НИЦ "Курчатовский институт", ФГУП "Атомфлот" и Ядерное общество России.

17 августа 1977 года атомный ледокол "Арктика" впервые в мире достиг в активном плавании географической точки Северного полюса. Атомоход вышел из Мурманского порта, проследовал  через Карское море в море Лаптевых, пройдя проливом Вилькицкого. Достигнув 130-го меридиана, экспедиция повернула на север и шла в этом направлении до Северного полюса. Мощный ледокол впервые в мире преодолел ледяные поля толщиной в несколько метров. "Арктика" стояла на "вершине мира" 15 часов, за это время научные сотрудники экспедиции провели запланированные исследования и наблюдения.

Но путь к Северному полюсу начался намного раньше. Еще в начале 1950-х годов по инициативе И.В. Курчатова и А.П. Александрова в Институте атомной энергии (ныне НИЦ "Курчатовский институт") начались работы по созданию судовых атомных энергетических установок. Были созданы ядерные энергоустановки для подводного корабля, что определило базовые  подходы, принципы формирования и структуру ядерных источников энергии для широкого использования на кораблях и судах, заложило основы новой для страны области науки и техники – корабельной ядерной  энергетики. В 1953 году началось проектирование атомных ледоколов. Ледокол "Ленин", сданный в эксплуатацию в 1959 году, стал первым в мире надводным судном с атомной энергетической установкой. Курчатовский институт был научным руководителем этого проекта. В настоящее время НИЦ "Курчатовский институт", как научный руководитель направления, продолжает участвовать в создании новых атомных ледоколов, повышении надежности и безопасности их ядерных установок. Сегодня уникальный флот атомных ледоколов обеспечивает круглогодичную навигацию по Северному морскому пути и играет ключевую роль в промышленном развитии северных территорий России.

На пленарном заседании с докладом "Ядерные технологии и развитие Арктики" выступил президент НИЦ "Курчатовский институт" М.В. Ковальчук. Он напомнил, что освоение русской Арктики началось несколько столетий назад. Русские поморы и землепроходцы уже в середине XVI века, используя притоки сибирских рек, совершали плавания в Северный Ледовитый океан и вдоль его берегов. Сегодня освоение Арктики – один из стратегических государственных приоритетов.

"Во-первых, это транспорт и коммуникации: Севморпуть – логистическая транспортная система, охватывающая весь мир и находящаяся в юрисдикции одной страны – России, - подчеркнул М.В. Ковальчук. - Во-вторых, Арктика нужна для обеспечения обороноспособности и безопасности государства. В-третьих, в Арктике находится огромное количество минеральных биологических и энергоресурсов. Например, в российской части арктического шельфа в настоящее время разведаны запасы нефти в объеме 415 миллионов тонн (41% от общего объема запасов на Арктическом шельфе). Разведанные запасы газа на российском шельфе составляют 4,7 триллиона кубометров (49,8% от общих запасов газа на шельфе). Всего на Арктику приходится 58% мировых запасов углеводородов на шельфе. В-четвертых, освоение Арктики имеет значение для исследований глобальной экосистемы". 

Он отметил, что Курчатовский институт продолжает научное сотрудничество с судостроителями и по-прежнему является научным руководителем уже нового поколения ледоколов.

"Сегодня в состав НИЦ "Курчатовский институт" входит ЦНИИ КМ "Прометей" (г. Санкт-Петербург), что позволило нам объединить на одной площадке НИЦ "КИ" весь комплекс материаловедческих работ и исследований. Сегодня у нас есть колоссальная научная, экспериментальная база, накопленная за десятилетия эксплуатации атомного флота. И мы готовы полностью к тому, чтобы выйти на качественно новый уровень", - сообщил Ковальчук.

Он отметил также, что в настоящее время Россия обладает ядерными технологиями, развивает современное судостроение, имеет хорошую научную базу, высококвалифицированный штат Атомфлота. "Все это дает возможность в короткий срок решить стратегически приоритетную задачу, поставленную руководством страны по освоению Арктики", - резюмировал Ковальчук.

Генеральный директор ФГУП "Атомфлот" В.В. Рукша отметил, что Россия сегодня обладает самой эффективной технологией, "благодаря применению ядерной энергии для преодоления льда". Он сообщил, что на днях был спущен на воду атомный ледокол "Сибирь", в ближайшие годы запланирован ввод в эксплуатацию атомоходов "Арктика" и "Урал" - самых больших и самых мощных в мире.

"Сейчас мы строим ледоколы нового класса - "Арктика". Еще один атомоход - "Лидер" находится в стадии проекта, он откроет новую страницу в истории освоения Арктики. С пуском ледоколов этого класса Россия получит стабильную круглогодичную навигацию не только в европейском направлении, но и в восточном", - сказал В.В. Рукша.

На конференции обсуждались роль атомного ледокольного флота в научном исследовании и развитии арктического региона; направления совершенствования атомных ледоколов и судов ледового плавания; перспективные судовые ядерные энергетические установки.

Поздравления в адрес участников конференции передал первый заместитель руководителя администрации президента  РФ С.В. Кириенко. В нем, в частности, говорится: "Создание атомного флота – это яркий пример союза самой передовой науки и высокотехнологичной промышленности". Специальный представитель президента РФ по международному сотрудничеству в Арктике и Антарктике А.Н. Чилингаров призвал не снижать темпов технического развития. "Своим успехом в Арктике наша страна во многом обязана российским ученым, которые обеспечивают нам практическую основу для технического прогресса", – отметил он.

К поздравлениям присоединились первый заместитель генерального директора Объединенной дирекции по ядерному оружейному комплексу Госкорпорации "Росатом" И.М. Каменских, президент Объединенной судостроительной корпорации А.Л. Рахманов, заместитель руководителя Федерального агентства морского и речного транспорта Ю.А. Костин, директор Московского центра Всемирной ассоциации операторов атомных электростанций В.И. Аксенов, а также ветераны Атомфлота.

В рамках конференции для ее участников демонстрировались два документальных фильма: о походе атомного ледокола "Арктика" в 1977 году и о походе атомного ледокола "50 лет Победы" в 2017 году.