Новости 9 октября 2017

На плавучем энергоблоке «Академик Ломоносов» завершилась ключевая операция – промывка систем 1-го контура обоих реакторов

5 октября 2017 г. на головном плавучем энергоблоке (ПЭБ) «Академик Ломоносов», сооружаемом ООО «Балтийский завод - Судостроение» (г. Санкт-Петербург), завершились работы по промывке систем 1-го контура обеих реакторных установок (РУ). 

Этот важный этап пуско-наладочных работ на ПЭБ, проводимый с целью подтверждения надежности работы оборудования и технологических систем, специалисты завершили досрочно (при безусловном выполнении качества работ). Ранее их окончание планировалось на конец ноября текущего года. Сокращения сроков удалось достичь благодаря качественному планированию, слаженной организации работ, тесному взаимодействию с подрядными организациями т.д.

Промывка системы 1-го контура реактора - это важнейшее событие, подтверждающее завершение всех монтажных работ, как по оборудованию 1-го контура, так и по системам, его обслуживающим. Во время этой технологической операции проверяется надежность работы оборудования 1-го контура (например, циркуляционных насосов, обеспечивающих надежный съём тепла с активной зоны реактора и определяющих разрешенный уровень мощности), а также правильность сборки систем обеспечения безопасности.

Кроме того, в ходе промывки система 1-го контура проверяется на прочность и герметичность. Осуществляется очистка воды 1-го контура до требуемых параметров, что вызвано необходимостью очистить контур от возможных послемонтажных загрязнений и  снизить до минимума возможность возникновения коррозии.

Таким образом, промывка 1-го контура РУ – это финальная процедура, которая фактически завершает собой сборку реактора ПЭБ и его подсистем.

В настоящее время специалистами предприятия продолжаются работы по подготовке ПЭБ к комплексным швартовным испытаниям (КШИ), в том числе промывка систем 
2-го контура обеих реакторных установок (РУ) ПЭБ. До конца текущего года продолжатся испытания систем и оборудования плавучего энергоблока на проектных параметрах, в том числе, проверка оборудования перегрузочного комплекса. 

После завершения швартовных испытаний и выполнения работ по подготовке ПЭБ к транспортировке, в мае 2018 г. его отбуксируют в г. Мурманск на площадку ФРУП «Атомфлот», где в октябре 2018 г. состоится загрузка ядерного топлива в реактор, а в ноябре - физический пуск ПЭБ.

Напомним, что осенью текущего года Госкорпорации «Росатом» приняла решение о переносе места загрузки ядерного топлива и проведения комплексных швартовных испытаний ПЭБ из Санкт-Петербурга в Мурманск. Данное решение было принято с учетом интересов ряда европейских государств и добрососедских отношений с западными партнерами. Изменение места достройки ПЭБ не приведет к изменению  срока ввода ПАТЭС в промышленную эксплуатацию, он состоится, как и планировалось, - в конце 2019 г. в Певеке (Чукотский АО). 

Сейчас на будущей площадке размещения ПАТЭС ведутся работы по строительству гидротехнических сооружений (ГТС) и береговой инфраструктуры. Уже завершены работы по погружению свай на участке берегоукрепления, подходной дамбе, соединительном участке мола-причала. Ведется формирование анкерно-ригельной системы, обустройство верхних строений. Начаты работы по погружению свай на морском участке  мола-причала. Проводятся работы по вертикальной планировке площадки для строительства береговой инфраструктуры.

Плавучий энергетический блок (ПЭБ) «Академик Ломоносов» проекта 20870 предназначен для работы в составе плавучей атомной теплоэлектростанции (ПАТЭС). В основу проекта положены проверенные временем технологии судовых (ледокольных) реакторных установок. На ПЭБ установлены 2 парогенерирующих блока с реакторами типа КЛТ-40С, мощностью по 35 МВт. 
ПАТЭС предназначена для замещения выбывающих мощностей Билибинской АЭС, которая расположена в Чукотском автономном округе и на сегодняшний день вырабатывает 80% электроэнергии в изолированной Чаун-Билибинской энергосистеме. Первый энергоблок БлбАЭС запланирован к останову в 2019 году. Вся станция будет остановлена в 2021 г. 
 
ПАТЭС разработана с большим запасом прочности, который делает ядерные реакторы неуязвимыми для цунами и других природных катастроф. Кроме того, ядерные процессы на судах отвечают всем требованиям Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ) и не несут угроз окружающей среде.