На Балтийском заводе успешно завершился один из важнейших этапов перед буксировкой первой в мире плавучей АЭС в Мурманск

26 февраля 2018
Строящаяся ПАТЭС "Академик Ломоносов"

22 февраля 2018 г. на АО «Балтийский завод» («БЗ») (г. Санкт-Петербург), где завершаются швартовные испытания единственной в мире плавучей атомной теплоэлектростанции (ПАТЭС) «Академик Ломоносов», специалисты успешно осуществили операцию по кренованию. 

Кренование - это важный этап пуско-наладочных работ на головном плавучем энергоблоке (ПЭБ), который проводится с целью уточнения проектных данных о положении центра тяжести построенного судна. 

Поясняя суть проведенной операции, заместитель руководителя Дирекции по сооружению и эксплуатации ПАТЭС Дмитрий Алексеенко отметил: 

«Опыту кренования подвергаются все головные суда строящихся серий. Поскольку при постройке судна возможно некоторое перераспределение масс, возникают расхождения между расчетными и действительными значениями аппликат центра тяжести и центра величины судна, определяется фактическая величина метацентрической высоты. В этой связи специалисты проводят уточнение проектных данных о положении центра тяжести построенного судна как раз путем проведения так называемого опыта кренования».

Кренование ПЭБ осуществлялось с помощью специальных грузов, которые краном перемещали с борта на борт, фиксируя изменения осадки и угла крена. Таким образом, специалисты АО «БЗ» практически определили координаты центра тяжести судна, необходимые для расчетов весовой нагрузки, остойчивости и непотопляемости.

Руководитель Дирекции по сооружению и эксплуатации ПАТЭС Виталий Трутнев сообщил:

«Для выполнения опыта кренования на АО «Балтийский завод» имеется штат квалифицированных специалистов, имеющих многолетний опыт работы. Они имеют в своем распоряжении современную измерительную аппаратуру, и используют методики, разработанные Морским Регистром с привлечением научных организаций».

Он также подчеркнул, что операция по кренованию ПЭБ прошла успешно, без замечаний.

После завершения этапа швартовных испытаний в Санкт-Петербурге и выполнения всех работ по подготовке ПЭБ к транспортировке, весной 2018 г. его отбуксируют в г. Мурманск на площадку ФГУП «Атомфлот», где в июле 2018 г. состоится загрузка ядерного топлива в реактор, а в октябре — физический пуск.

Напомним, что ПАТЭС предназначена для замещения выбывающих мощностей самой северной в мире - Билибинской АЭС на Чукотке, которая вырабатывает на сегодняшний день 80% электроэнергии в изолированной Чаун-Билибинской энергосистеме. Первый энергоблок БлбАЭС запланирован к останову в 2019 г., вся станция будет остановлена в 2021 г. 

Плавучий энергетический блок (ПЭБ) «Академик Ломоносов» проекта 20870 предназначен для работы в составе плавучей атомной теплоэлектростанции (ПАТЭС). В основу проекта положены проверенные временем технологии судовых (ледокольных) реакторных установок. На ПЭБ установлены 2 парогенерирующих блока с реакторами типа КЛТ-40С, мощностью по 35 МВт.  Эта головной проект серии мобильных транспортабельных энергоблоков малой мощности, предлагаемый для энергообеспечения крупных промышленных предприятий, портовых городов, комплексов по добыче и переработке нефти и газа на шельфе морей, создается на основе серийной энергетической установки атомных ледоколов, проверенной в течение их длительной эксплуатации в Арктике. ПАТЭС разработана с большим запасом прочности, который делает ядерные реакторы неуязвимыми для цунами и других природных катастроф. Кроме того, ядерные процессы на судах отвечают всем требованиям Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ) и не несут угроз окружающей среде.