Вступило в действие временное применение соглашения Армении с Евросоюзом «О всеобъемлющем и расширенном партнерстве» в части торговли. Сам этот документ означает принципиально новый этап политико-экономических взаимоотношений Еревана с ЕС. И хотя соглашение впрямую пока еще не затрагивает таможенно-тарифных и других условий членства Армении в Евразийском союзе, трудно предположить, что Брюссель не будет добиваться от неё дальнейшего сближения – нормативно-правового, экономического, а следом и политического. Дальше балансировать между двумя объединениями Еревану будет все более проблематично.
А в доказательство того, что давление Запада на Армению будет возрастать и выбирать между ЕАЭС и ЕС рано или поздно придется, сошлемся (применительно к экономическому сегменту соглашения Армения–ЕС) на едва ли не основной пункт соглашения, а по сути – требование Евросоюза о закрытии Мецаморской АЭС после 2026 г. и разработке плана действий в национальной энергополитике с акцентом на переход к альтернативной энергетике.
Крупнейшая в Закавказье Мецаморская АЭС уже лет 40 обеспечивает минимум 40% ежегодного производства электроэнергии в стране. Но разве это так просто закрыть технологически сложнейший энергообъект и почти сразу заменить его другими энергоисточниками? Да и в отдалённой перспективе по технологическим причинам роль этого объекта никакой другой энергогигант не сможет взять на себя.
Кстати, здесь по-прежнему эксплуатируется российское оборудование, работают десятки российских специалистов. Российской компанией «Атомэнергоремонт» (структура «Росэнергоатома») проводятся работы по повышению уровня безопасности станции и увеличению ее мощности. По данным этой компании, мощность Мецаморской АЭС за 2018-2019 гг. увеличится минимум на 10% в рамках инвестпрограммы стоимостью в 300 млн. долл., причем свыше половины этих средств – 170 млн. «направляются на дальнейшее повышение уровня безопасности станции».
Закрытие АЭС лоббируют Анкара и Баку, находящиеся в конфликте с Арменией. Не исключено для того, чтобы путем обострения ситуации с энергоснабжением Армении принудить ее к решению конфликта на турецко-азербайджанских условиях. А затем резонно стремление тех же сторон (и, вероятно, ЕС) к ослаблению 100%-ной зависимости Армении от российского газа и почти 90%-ной – от импорта нефтепродуктов из РФ. На смену явно должны прийти поставки азербайджанских энергопродуктов. То есть сверхзадача всей этой кампании против Мецаморской АЭС – ограничить стратегическую роль России в энергоснабжении Армении.
Характерно, что ни Баку, ни ЕС не выступают против развития атомной энергетики в Турции, новым свидетельством которого является начавшееся в декабре 2017 г. строительство крупной южнотурецкой АЭС «Аккую».
30 января с.г. в Ереване замглавы отдела «Восточного партнерства» в Европейской службе внешних действий Дирк Лоренц заявил, что «Евросоюз по-прежнему настаивает на закрытии Армянской АЭС». Но, как отмечает упомянутый выше российский эксперт Владимир Лепехин, «Мецаморская АЭС развивается по утвержденному совместному плану России и Армении». Что же касается дорожной карты по неатомной энергетике, то «в Министерстве энергетики и природных ресурсов Армении считают, что торопливость в этом вопросе вряд ли целесообразна». Резонно считают. Но властям Армении целесообразно смотреть на проблему шире: требование ЕС о закрытии Мецаморской АЭС может оказаться пробным камнем, проверкой того, насколько далеко готов зайти Ереван в стремлении – уж, извините – одновременно усидеть на двух стульях.