Новости 10 августа 2018

Сотрудники НИЯУ МИФИ получили патент на устройство для контроля и изменения свойств молекул и материалов с помощью света

Роспатент сообщил о решении выдать патент на изобретение И.Р. Набиева, Д.С. Довженко, К.Е. Мочалова, А.В. Мезина, П.М. Соколова и Ю.П. Раковича «Способ модификации свойств молекул образца и устройство для его осуществления».

Разработанное сотрудниками Лаборатории гибридных фотонных наноматериалов (ЛГФН) и Лаборатории нано-биоинженерии (ЛНБИ) устройство позволяет менять электропроводность, химическую реакционную способность, скорость дейтерообмена и многие другие физические и химические свойства помещенного в него образца, а также влиять на такие процессы, как эффективность переноса энергии и лазерная генерация. В устройстве используется эффект создания гибридного состояния «свет-вещество» при достижении резонанса электромагнитной моды излучения и электронного или колебательного перехода молекул образца. В основе устройства — микрорезонатор, состоящий из плоского и выпуклого зеркал, что обеспечивает плоско-параллельность по крайней мере в одной точке поверхности выпуклого зеркала. Резонанс достигается путем тонкого (с нанометровой точностью) регулирования расстояния между зеркалами, позволяющего проводить настройку на требуемый электронный или колебательный уровень помещенного в него образца, с последующим расщеплением этого уровня под действием излучения.

Это изобретение — только один из результатов серии совместных исследований и разработок ЛГФН и ЛНБИ в области взаимодействия светового излучения и вещества в режимах сильной и слабой связи. Лежащий в его основе подход уже получил высокую оценку научного сообщества: публикация авторов на эту тему в престижном международном журнале Review of Scientific Instruments была отмечена редакцией в числе особо выдающихся ("Editor's Pick"), о чем ранее сообщалось в разделе новостей сайта НИЯУ МИФИ, а программная работа Дмитрия Довженко, Семена Рябчука, Юрия Раковича и Игоря Набиева «Light–matter interaction in the strong coupling regime: configurations, conditions, applications» была недавно опубликована высокорейтинговым журналом Nanoscale — об этом также сообщалось на сайте МИФИ.

Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ» (Московский инженерно-физический институт) образован 8 апреля 2009 года на базе Московского инженерно-физического института (государственного университета). Историю ведёт от основанного в 1942 году Московского механического института боеприпасов (ММИБ). Первоначальной целью института ставилась подготовка специалистов для военных и атомных программ Советского Союза. В 1945 г. переименован в Московский механический институт, а в 1953 г. в Московский инженерно-физический институт (МИФИ). С 1993 г. — Московский государственный инженерно-физический институт (технический университет). С 2003 г. — Московский инженерно-физический институт (государственный университет). С 2009 г. - Национальный Исследовательский Ядерный Университет "МИФИ".