Росатом урезал планы строительства гидрографических судов

14 мая 2019

«Росатом» решил оптимизировать программу строительства флота для вошедшего в госкорпорацию ФГУП «Гидрографическое предприятие», сократив число новых судов с тринадцати до пяти. Вместо четырех многофункциональных судов ледового класса Arc7 будет построено всего одно за 4 млрд руб., заказчиком выступит «Росатом». Еще два гидрографических катера и два лоцмейстерских судна построит Минтранс и затем передаст их госкорпорации. Кроме того, за 1,5 млрд руб. планируется модернизировать три уже работающих судна. Профильный вице-премьер Максим Акимов поддержал эти предложения.

По данным газеты "Коммерсантъ" (“Ъ”), «Росатом» предложил скорректировать программу по строительству флота ФГУП «Гидрографическое предприятие», отвечающему за безопасность мореплавания на Севморпути и вошедшему в госкорпорацию в апреле. Исходно планировалось построить тринадцать новых судов — четыре многофункциональных гидрографических судна ледового класса Arc7 для промеров в целях картографии, четыре лоцмейстерских судна и пять гидрографических катеров для работ на реках, а также провести модернизацию имеющегося флота (см. “Ъ” от 18 и 20 декабря 2018 года). На эти цели в комплексном плане развития инфраструктуры в проекте «Севморпуть» до 2024 года было заложено 20 млрд руб., из них в текущем бюджете — 2 млрд руб.

Теперь «Росатом» предлагает вместо четырех судов Arc7 построить одно судно в 2022–2024 годах стоимостью 4 млрд руб., рассказывают источники “Ъ”. Кроме того, достигнута договоренность с Минтрансом о строительстве двух лоцмейстерских и двух гидрографических судов за счет ФКУ «Дирекция госзаказчика», после чего суда будут переданы «Росатому», говорят собеседники “Ъ”. Также планируется модернизировать три действующих судна «Гидрографического предприятия», на что потребуется по 500 млн руб. в 2021–2023 годах. Проектную документацию по модернизации госкорпорация подготовит за собственные средства, уточняют источники “Ъ”.

Два обновленных судна будут осуществлять промеры, объем которых должен составлять около 55 тыс. приведенных километров в год. Без этого, учитывая рост интенсивности крупнотоннажного судоходства, обеспечить безопасность мореплавания невозможно, уверяют собеседники “Ъ”. По их словам, третье судно будет заниматься расстановкой знаков навигационной обстановки (буев и т. п.). «Росатом» также прорабатывает возможность установки многолучевых эхолотов на уже работающих на Севморпути судах, например ледоколах.

В «Росатоме» не пояснили причины сокращения программы обновления флота. По данным “Ъ”, это может быть связано с отсутствием гарантий получения бюджетного финансирования. При этом правительство предложения «Росатома» поддержало, следует из протокола заседания проектного комитета транспортной части комплексного плана развития инфраструктуры под председательством вице-премьера Максима Акимова от 17 апреля (копия есть у “Ъ”). Теперь Минфин, «Росатом» и Минтранс должны предоставить согласованные предложения по обеспечению финансирования.

Сейчас имущество ФГУП «Гидрографическое предприятие» передается от Минтранса в ведение «Росатома», это непростой процесс, а обновление флота необходимо уже сейчас, говорит один из источников “Ъ”. Проще провести модернизацию судов через «Дирекцию госзаказчика» Минтранса, в противном случае есть опасность не успеть в срок. «Работа через действующие программы Минтранса обеспечит оперативное финансирование необходимого строительства и модернизации гидрографического флота»,— согласен глава консультационного центра «Гекон» Михаил Григорьев. Он полагает, что решение об установке многолучевых эхолотов на суда весьма перспективно, наибольшую роль должны сыграть замеры с ледоколов, поскольку грузовые суда будут следовать уже промеренными трассами.