ОИЯИ принимал 95-е заседание Европейского Комитета по сотрудничеству в области ядерной физики

25 июня 2019

21 — 22 июня 2019 г. в Доме международных совещаний в Дубне работало 95-е заседание Европейского Комитета по сотрудничеству в области ядерной физики (NuPECC).

Европейский Комитет по сотрудничеству в области ядерной физики, полноправным членом которого ОИЯИ является с 2014 года, проводит свои заседания три раза в год. Объединенный институт в комитете NuPECC представляет вице-директор ОИЯИ академик Борис Шарков. О работе NuPECC и о заседании в Дубне рассказал председатель NuPECC, профессор Марек Левитович, который также является председателем ПКК ЯФ ОИЯИ:

«В состав комитета NuPECC, который собирается трижды в год, входят представители ведущих ядерно-физических лабораторий практически из всех европейских стран, ассоциированные члены из Южной Африки и Японии, а также наблюдатели из Южной Америки, Канады, США и Азии. Заседания комитета являются ключевыми событиями для европейского ядерно-физического сообщества. На них мы обсуждаем текущее состояние дел по различным проектам в области ядерной физики, что дает возможность членам комитета по нескольку раз в год отслеживать их развитие. На нынешнем заседании доклады будут посвящены, например, таким проектам, какFAIR, GANIL-SPRIRAL 2, а также проектам других стран в области ядерной физики. Мы стремимся к развитию коллаборации не только между разными странами, но и между разными областями физики. Так, например, мы готовим проведение в этом году совместного совещания трех комитетов — NuPECC, ECFA по физике частиц иAPPEC по астрофизике. Это первое в своем роде мероприятие призвано выработать общую европейскую стратегию в области физики.

ОИЯИ является членом NuPECC уже в течение пяти лет и впервые комитет проводится в Дубне. Это важное мероприятие, как для комитета, так и для самого ОИЯИ, поскольку это является демонстрацией высокого научного авторитета Объединенного института. Институт имеет высокую степень интегрированности в европейскую научную среду и обладает прочными связями со многими научными проектами Европы в области ядерной физики. Для комитета проведение этого заседания в Дубне важно, поскольку это дает возможность членам NuPECCа, ранее не бывавшим в ОИЯИ, ознакомиться с его научной политикой и увидеть лично два больших проекта — NICA и Фабрику сверхтяжелых элементов. Для европейской физики это две очень важные научные установки. Два года назад NuPECC опубликовал свой долгосрочный план (NuPECC Long Range Plan 2017), определяющий стратегию развития ядерной физики в Европе на ближайшие десять лет. Оба этих проекта хорошо известны и включены в долгосрочный план NuPECC, но, тем не менее, очень важно увидеть все лично. Во многом это послужило причиной выбора Дубны для проведения очередного заседания комитета».

Работу заседания комитета в Дубне открыло совместное рабочее совещание представителей NuPECC и руководства ОИЯИ, на котором участников приветствовал директор ОИЯИ академик Виктор Матвеев. В ходе совещания лидеры ОИЯИ представили для участников от NuPECC обзор основных направлений научной деятельности ОИЯИ. Вице-директор ОИЯИ Борис Шарков открыл работу совещания обзорной презентацией, посвященной Объединенному институту. Научную деятельность Лаборатории ядерных реакций в области синтеза сверхтяжелых элементов осветил в своем докладе научный руководительЛЯР академик Юрий Оганесян. Флагманский проект ОИЯИ – коллайдер NICA представил споксмен эксперимента MPD на NICA Адам Кишель. Директор ЛНФ Валерий Швецов рассказал об исследовательском реакторе ИБР-2 и перспективах исследований на нейтронных пучках. Текущую исследовательскую программу ОИЯИ на пучках радиоактивных ядер представил начальник сектора ЛЯР Андрей Фомичев, а о будущих исследованиях ЛЯР в области легких экзотических ядер рассказал главный научный сотрудник ЛЯР, член-корреспондент РАН Леонид Григоренко.

Начиная со второй половины дня, 95-е заседание NuPECC приступило к непосредственной работе, нацеленной на реализацию европейского долгосрочного плана по ядерной физике и координацию деятельности ядерно-физических научных центров в Европе. Рабочая программа 95-го заседания комитета NuPECC продолжилась 22 июня, а часть участников заседания примет участие в работе сессии Программно-консультативного комитета ОИЯИ по ядерной физике, который начинает свою работу в понедельник, 24 июня.

Также в первый день заседания участники 95-го заседания NuPECC посетили Лабораторию ядерных реакций, где побывали на Фабрике сверхтяжелых элементов, осмотрели циклотрон DC-280 и фрагмент-сепаратор АКУЛИНА-2. Знакомство с научной инфраструктурой ОИЯИ продолжилось на следующий день вЛаборатории физики высоких энергий, где гости ознакомились со строящимся комплексом коллайдера NICA.

Объединенный институт ядерных исследований (ОИЯИ) был создан на основе Соглашения, подписанного 26 марта 1956 г. в Москве представителями правительств одиннадцати стран-учредителей, с целью объединения их научного и материального потенциала для изучения фундаментальных свойств материи. Институт расположен в Дубне, в 120 км от Москвы, в Российской Федерации. Сегодня Объединенный институт ядерных исследований является всемирно известным научным центром, в котором фундаментальные исследования (теоретические и экспериментальные) успешно интегрированы с разработкой и применением новейших технологий и университетским образованием. Членами ОИЯИ являются 18 государств.