В рамках реализации проекта строительства Централизованного хранилища отработанного ядерного топлива (ЦХОЯТ) на трех АЭС Украины продолжается реализация программы внедрения модифицированной технологии обращения и хранения отработанного топлива (ОЯТ) американской корпорации «Holtec International». В частности, на Ровенской АЭС выполняется ряд подготовительных работ по транспортировке ОЯТ в ЦХОЯТ, а также мероприятия по модернизации и реконструкции.
«Все работы по внедрению американской технологии Holtec на РАЭС – в графике. После их реализации в Госатомрегулирования Украины будет отправлен необходимый пакет документов»,
- сообщает главный инженер энергоремонтного подразделения Ровенской АЭС Олег Халандач.
По словам Олега Халандача, модификация основного оборудования, что связано с внедрением технологии «Holtec» для обращения с ОЯТ на Ровенской АЭС, предусматривает реализацию нескольких этапов на энергоблоках: модернизацию кранов, перегрузочной машины, транспортных коридоров и технологических систем, реконструкции станционных путей, устройство площадки обслуживания спецпоезда с оборудованием и отстоя транспортных контейнеров.
В текущем году на энергоблоках №3,4 Ровенской АЭС во время планово-предупредительных ремонтов (ППР), успешно проведены функциональные и комплексные испытания транспортеров HI-TRAC 190 и HI-STAR 190, предназначенные для обращения с ОЯТ, а также пусконаладочные работы с оборудованием ЦХОЯТ.
В ноябре 2019 года аналогичные функциональные испытания запланированы на энергоблоках №1,2 РАЭС. Сейчас персоналом ОП «Атомпроектинжиниринг» разработан проект выполнения работ, готовится их график реализации.
Сейчас на всех энергоблоках РАЭС выполнены работы по модификации и отладке, а также в полном объеме завершены автономные и комплексные испытания перегрузочной машины. В рамках модернизации транспортного коридора энергоблоков №1,2 РАЭС завершены работы по устройству монолитной плиты. Установлены железнодорожные рейки, выполняется облицовка пола. Перенесены кабельные связи, освещение и пожарную сигнализацию. Работы будут завершены до конца 2019 года.
В полном объеме завершены работы по устройству площадки по обслуживанию спецпоезда и оборудования ЦХОЯТ. На площадке отстоя транспортных контейнеров с ОЯТ завершены строительные работы, до конца 2019 года планируется закончить монтаж системы физической защиты. Продолжается реконструкция станционных путей. Собственными силами транспортного цеха РАЭС проводится ремонт железнодорожных путей по маршруту поезда с оборудованием Holtec. Выполнено 80% работ, планируемый срок завершения – июнь 2020 г.
Кроме того, на площадке ремонтно-строительного цеха ЭРП РАЭС с участием представителей АПИ и «ЮТЭМ-Инжиниринг» продолжается теоретическое и практическое обучение персонала работе на автоматической системе сварки.
В ППР-2020 на энергоблоках №3,4 РАЭС будут проводиться работы по модернизации и наладке крана кругового действия. На энергоблоках №1,2 монтажно-наладочные работы крана мостового запланировано в период с мая по ноябрь следующего года.
До конца текущего года на энергоблоках №1,2 будет осуществлена модернизация технологических систем: электроснабжения, дезактивации оборудования и оснащения, спецвентиляции, подачи сжатого воздуха, спецканализации, водоподготовки (подачи борного раствора), дополнительных средств связи и подачи азота, гелия и аргона. Для энергоблоков №3,4 во время ППР 2020 года.
Ход и выполнение всех запланированных мероприятий находится под контролем заместителя главного инженера РАЭС по ремонту Александра Иванько. Курируют процесс начальник ЭРП Павел Сидоренко и главный инженер ЭРП РАЭС Олег Халандач.
Напомним, как отметил во время недавнего выездного заседания межведомственной рабочей группы и оперативного штаба проекта по строительству ЦХОЯТ президент НАЭК «Энергоатом» Юрий Недашковский, строительная готовность объектов хранилища вышла на финишную прямую и составляет 92-96%. "Все работы на площадке строительства происходят в соответствии с составленным и утвержденным компанией графиком. Сейчас идет активная работа по поставке и закупке технологического оборудования. Убежден, что в следующем году мы введем этот стратегический для Украины объект в эксплуатацию», - отметил Юрий Недашковский.
В январе 2015 года «Энергоатом» подписал договор с американской инжиниринговой компанией «Holtec International» на разработку и внедрение технологии обращения с ОЯТ. Централизованное хранилище строится на площадке площадью 18,2 га. Проектная вместимость ЦХОЯТ составит 458 контейнеров HI-STORM, которые смогут вместить в себя 16 529 отработанных топливных сборок. В рамках договора Holtec поставит специальное оборудование для сухого хранения ОЯТ и его транспортировки, а также предоставит Украине технологии, которые будут применены на АЭС, во время перевозки топлива с АЭС на площадку ЦХОЯТ, а также в самом хранилище.