Академик Ломоносов ПАТЭС (245) | Организации

Плавучая атомная теплоэлектростанция «Академик Ломоносов» - головной проект серии мобильных транспортабельных энергоблоков малой мощности. Энергоустановка ПАТЭС имеет максимальную электрическую мощность болеее 70 МВт и включает две реакторные установки КЛТ-40С. ОАО «ОКБМ Африкантов» является главным конструктором, изготовителем и комплектным поставщиком оборудования этих реакторных установок тепловой мощностью 150 МВт каждая - реакторов, ИМ СУЗ, насосов, оборудования обращения с топливом, вспомогательного оборудования и др.

Плавучий энергоблок, предлагаемый для энергообеспечения крупных промышленных предприятий, портовых городов, комплексов по добыче и переработке нефти и газа на шельфе морей создан на основе серийной энергетической установки атомных ледоколов, проверенной в течение их длительной эксплуатации в Арктике.

Выполненные институтами и предприятиями Госкорпорации "Росатом" исследования и проектные проработки показали возможность создания на основе освоенных в России судовых реакторов энергоисточников нового класса для коммерческого производства электричества, опресненной воды, промышленного и бытового тепла — плавучих атомных энергоблоков мощностью от 3,5 до 70 мегаватт (эл.) и более.

Полный материал...

Плавучий энергоблок (ПЭБ) — это автономный энергетический объект, который целиком создается на судостроительном заводе как несамоходное судно и затем буксируется морским или речным путем к месту его эксплуатации. Заказчику поставляется полностью построенный, испытанный и готовый к работе энергетический объект с жилыми помещениями и полной инфраструктурой, обеспечивающей проживание эксплуатационного персонала и техническое обслуживание самого объекта, то есть реализуется технология сдачи «под ключ».

Корпус реактора ПАТЭС в цехе предприятия

Строительство ПЭБ в заводских условиях позволяет максимально сократить сроки и стоимость сооружения станции, обеспечивая одновременно самые высокие требования к качеству. Исключаются дорогостоящие строительные работы на месте размещения ПАТЭС. При необходимости ПЭБ может быть перебазирован с одной площадки на другую.

Плавучие энергоблоки наилучшим образом приспособлены для работы в труднодоступных районах по берегам морей или крупных рек, удаленных от систем централизованного энергоснабжения. В России это, прежде всего, районы Крайнего Севера и Дальнего Востока, которые не охвачены единой энергетической системой и нуждаются в надежных  и экономически приемлемых источниках энергии. Здесь уже в настоящее время существует острая потребность в нескольких десятках теплоэлектростанций малой мощности для стимулирования развития экономической активности и обеспечения современных условий жизни местного населения. Типичные поселки Севера имеют от сотен до нескольких тысяч человек. Потребности такого поселка в электроэнергии составляют соответственно от нескольких единиц до нескольких десятков МВт. Аналогичны промышленные потребности большинства рудников и горно-обогатительных комбинатов.

Для экспорта в прибрежные районы стран и регионов с засушливым климатом разработан  вариант атомного энергоопреснительного комплекса (ПАЭОК), который производит не только электроэнергию, но и качественную питьевую воду из морской воды. В составе такого комплекса - ПЭБ и плавучий водоопреснительный комплекс, в котором может использоваться либо технология обратного осмоса (RO), либо- многоступенчатые испарительные установки (MED). Интерес к таким комплексам проявляют многие страны Африки, Азии и Европы, испытывающие острый дефицит пресной воды.

Обогащение топлива, применяемого в установках плавучего энергоблока, не превышает предельного уровня, установленного МАГАТЭ для соблюдения режима нераспространения ядерного оружия. Это позволяет использовать атомные плавучие энергоисточники в рамках международного законодательства в том числе и в развивающихся странах.

Работа станции в прибрежных районах мирового океана ставит вопрос об их устойчивости к экстремальным природным воздействиям, таким как цунами, смерчи и т.п. ОАО "ОКБМ Африкантов" располагает комплексом технологий для изготовления атомной энергоустановки таким образом, чтобы она выдерживала любой заданный в проекте уровень динамических нагрузок. Это подтверждено практикой: реакторные установки атомного подводного крейсера "Курск", созданные специалистами ОКБМ, не только выдержали мощный взрыв, но и автономно обеспечили вывод реактора из работы, поддержание его в безопасном состоянии. Даже продолжительное пребывание разрушенного корабля под водой не привело к выходу радиоактивности в окружающую среду.


Барьеры защиты плавучей АЭС, препятствующие выходу радиоактивности в окружающую среду

Плавучая атомная станция – впрочем как и любая другая - согласно современным нормам безопасности изначально проектируется с «запасом прочности», превышающим предельно возможные в данной местности нагрузки, такие как удар волны цунами по станции, столкновение с другим судном или с береговым сооружением в результате такого удара.

Говоря о безопасности плавучих АЭС важно отметить, что сотни судов и военных кораблей с атомными энергетическими установками, эксплуатируются в составе флотов России, Соединенных Штатов, Китая, Великобритании, Франции. Атомные ледоколы, ракетные крейсера, авианосцы и атомные подводные лодки базируются в портах, нередко находящихся вблизи крупных городов (например, в Мурманске).

Ремонт станции и перегрузка топлива будут выполняться в условиях существующих в нашей стране специализированных предприятий технологического обслуживания атомных судов, располагающих необходимым оборудованием и квалифицированным персоналом.

После 40 лет работы энергоблок будет заменен новым, в то время как старый возвращается на специализированное технологическое предприятие для утилизации. Как в процессе, так и после окончания работы плавучей АТЭС на месте ее эксплуатации не остается никаких экологически опасных веществ и материалов (принцип "зеленой лужайки").

Основные технические характеристики станции и реактора в буклете:

Плавучая атомная теплоэлектростанция малой мощности на основе судовых технологий с реакторными установками КЛТ-40С

Последнее обновление: 16 сентября 2011

Новости (213)

Инновационные разработки госкорпорации помогут в освоении северных территорий - 9 июня 2018

Ремонт ПАТЭС "Академик Ломоносов" будет проходить раз в 12 лет на заводах ОСК - 22 мая 2018

Плавучий энергоблок «Академик Ломоносов» прибыл для загрузки ядерным топливом в Мурманск - 21 мая 2018

Островные страны проявляют интерес к российским плавучим атомным станциям - 21 мая 2018

Первый в мире плавучий энергоблок «Академик Ломоносов» прибыл в Кольский залив - 18 мая 2018

У плавучей атомной теплоэлектростанции в Певеке появится своя пожарная часть - 17 мая 2018

Первая плавучая атомная станция "Академик Ломоносов" прибудет в Мурманск для загрузки топливом 19 мая - 11 мая 2018

Норвежцы знакомятся с процессом буксировки плавучего энергоблока «Академик Ломоносов» - 10 мая 2018

В Балтийском море предотвращена попытка опасного сближения с плавучим атомным энергоблоком «Академик Ломоносов» - 4 мая 2018

"Гринпис" выступил против транспортировки плавучей АЭС в Мурманск - 4 мая 2018

Новый плавучий энергоблок может быть построен за 5 лет при наличии заказов - 3 мая 2018

Начата буксировка плавучего энергоблока «Академик Ломоносов» в Певек - 28 апреля 2018

ИЦАЭ Санкт-Петербурга организовал экскурсию на Балтийский завод - 25 апреля 2018

На Балтийском заводе провели испытания инженерных устройств швартовки плавучей АЭС - 19 апреля 2018

Росморречфлот отбуксирует ПАТЭС в Мурманск в мае, на Чукотку - к августу 2019г - 26 марта 2018

ПЭБ "Академик Ломоносов" отправится в Мурманск для загрузки топливом до мая - 7 марта 2018

Росэнергоатом провел совещание-диалог по обсуждению годового отчета на Балтийском заводе - 27 февраля 2018

На Балтийском заводе успешно завершился один из важнейших этапов перед буксировкой первой в мире плавучей АЭС в Мурманск - 26 февраля 2018

Готовность плавучего энергоблока "Академик Ломоносов" оценили в 95% - 22 февраля 2018

В Певеке близится к завершению строительство причала для ПАТЭС - 13 февраля 2018

Страницы