Сергей Кондратьев, «Институт энергетики и финансов»: «У Росатома с самого начала преобразования в госкорпорацию была четкая стратегия»

27 августа 2012

Роскосмос готовит предложения по преобразованию Федерального космического агентства в госкорпорацию по примеру "Росатома", сообщил глава агентства Владимир Поповкин.

Сергей Кондратьев, заведующий сектором экономического департамента фонда "Институт энергетики и финансов" 

На самом деле достаточно сложно говорить однозначно о полезности или вредности превращения какого-либо федерального ведомства в госкорпорацию. Потому что вместе с Росатомом были созданы и другие госкорпорации, которые, правда, не выходили напрямую из федеральных ведомств - они отличались по структуре. Например, госкорпорация "Ростехнологии" оказалась гораздо менее успешной, чем Росатом, несмотря на то, что принципы закладывались схожие.

В этом смысле очень важно, кто конкретно будет реализовывать программу по изменению схемы управления. Росатом контролировал в большей степени всю свою производственную цепочку - от добычи урана до производства электроэнергии. В случае с Роскосмосом некоторые достаточно важные предприятия приватизированы, поэтому придется искать компромисс и находить с ними какой-то общий язык. Это все может затянуть процесс создания госкорпорации из Роскосмоса. И как проказывает наш российский опыт, успех приходит далеко не сразу - необходимо 3-5 лет работы и четкое понимание, зачем нужно такое преобразование. Дело в том, что и отрасли у Росатома и Роскосмоса разные, и стартовые условия тоже. Модель управления, скорее всего, тоже будет отличаться. Достичь какого-то успеха, просто повторяя какие-то шаги Росатома, будет вряд ли возможно. Сейчас одна из главных проблем с Роскосмосом в том, что у Росатома с самого начала преобразования в госкорпорацию была четкая стратегия и понимание того, что необходимо достичь, - в плане и нового строительства, и зарубежной экспансии. Это были не просто какие-то декларативные цели, а четко проработанные планы с количественными показателями, оценками и конкретными сроками. Все это было сделано, еще когда Росатом был федеральным агентством.

В случае с Роскосмосом этот подготовительный этап тоже очень важен. Причем его лучше пройти, пока он еще является госструктурой. Потому что, как и в случае с Росатомом, задавать какие-то целевые приоритеты должно государство. Проще это делать, пока не начался процесс трансформации. Надо определить цели развития Роскосмоса еще на берегу, а не сев в лодку и решая уже по дороге, куда плыть.