Atomic-Energy.ru

Марк Глинский о введенной в действие системе радиоэкологического мониторинга на Сибирском химическом комбинате

Комментарий Марка Львовича Глинского к новости «На СХК введена в действие система радиоэкологического мониторинга»:

8 февраля текущего года на официальном интернет сайте топливной компании «ТВЭЛ» была опубликована новостная заметка о вводе в промышленную эксплуатацию информационно-аналитической системы радиоэкологического мониторинга (ИАС РЭМ). Прежде всего, могу сказать о важности заметки, поскольку ее авторами, имеющими одинаковую точку зрения касательно данного вопроса, выступает директор департамента по ядерной, радиационной, промышленной безопасности и экологии АО «ТВЭЛ» Бочаров Кирилл и заместитель технического директора АО «СХК» по охране труда, ядерной и радиационной безопасности, охране окружающей среды и производственному контролю Изместьев Константин. 

В качестве комментария могу отметить только следующее: хорошо, что внедрена хорошая система. ИАС РЭМ сегодня позволяет решать весь комплекс задач, возникающих в процессе работы по обеспечению радиоэкологической безопасности на предприятии. Во-первых, система позволяет организовать поддержку полного цикла работ по производственному экологическому и радиоэкологическому контролю, во-вторых, позволяет анализировать и представлять результаты с использованием геоинформационных технологий, в-третьих в системе предусмотрено формирование государственной и корпоративной отчетности, и в-четвертых, система помогает контролировать выполнение требований законодательства РФ в области охраны окружающей среды.

Это отечественный программный продукт, разработчиком которого является ЗАО «Компания Информконтакт», а руководителем работ, генеральным подрядчиком – ФГБУ «Гидроспецгеология».

Хочу вспомнить как создавалась система. С 2008 года мы начали разрабатывать и внедрять объектный мониторинг состояния недр (ОМСН) на предприятиях отрасли. Тогда мы предложили к объектному мониторингу состояния недр добавить мониторинг других природных сред, а также учет и контроль источников негативного воздействия на окружающую среду. В результате получили большую систему, которая позволяет комплексно решать вопросы охраны окружающей среды и экологической безопасности в едином информационном пространстве. Первая версия ИАС РЭМ была апробирована на ФГУП «ПО «Маяк». Потом система была доработана, включила в себя требования Федерального закона от 21.07.2014 №219-ФЗ, и на АО «СХК» была внедрена уже вторая версия системы.

Я испытал огромную радость, когда прочитал заметку. Я помню все те тернии, через которые мы шли к победе, но победу я ощутил только сейчас, когда увидел данную заметку. Хочу сказать спасибо Кириллу Бочарову и Контантину Изместьеву за хороший отзыв.

Сегодня изменяется порядок государственного контроля за объектами, оказывающими негативное воздействие на окружающую среду. Так, согласно ст. 67 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ предприятия I, II, III категории обязаны разрабатывать и утверждать программу производственного экологического контроля, осуществлять производственный экологический контроль, документировать информацию и хранить данные, полученные по результатам осуществления производственного экологического контроля, а также обязаны представлять в органы исполнительной власти отчет об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля. Очевидно, что организация производственного экологического контроля на предприятии вне единого информационного ресурса – сложная задача.

Сейчас, когда получился конечный продукт, ИАС РЭМ необходимо тиражировать на другие предприятия отрасли, актуализировав программу развития ИАС РЭМ («Программа развития информационно-аналитических систем радиоэкологического мониторинга (ИАС РЭМ) на предприятиях Госкорпорации «Росатом» на период 2015-2020 гг.», утвержденная от 21.09.2012 генеральным директором Госкорпорации «Росатом» С.В. Кириенко). Для предприятия это позволит обеспечить прозрачность учета и ведения данных производственного экологического контроля в соответствии с требованиями законодательства, облегчить взаимодействие предприятия с органами государственной власти и общественными организациями, обеспечить оперативный доступ к информации, прогнозировать и управлять платежами и штрафами.