Перед тем, как запустить атомные реакторы на АЭС «Фукусима», японское правительство клятвенно заверило японцев в их полной безопасности. На самом высоком уровне жителям Страны восходящего солнца было обещано, что повторения страшной трагедии, случившейся после землетрясения в марте 2011 года, не будет.
Уговаривая МОК отдать Токио право провести Олимпийские игры в 2020 году, премьер Синдзо Абэ убеждал спортивных чиновников, что проблема радиоактивной воды на Фукусиме практически решена.
Безопасность АЭС обеспечивает возведенная вокруг реакторов Земляная непроницаемая стена, которую японцы и журналисты называют проще и понятнее - «ледяная стена». Однако мнения как специалистов, так и простых японцев относительно надежности этого удивительного инженерного сооружения, обошедшегося японским налогоплательщикам в 35 млрд иен (320 млн долларов), диаметрально противоположные: от согласия с утверждениями властей, что теперь Фукусиме ничто не угрожает и до убежденности в том, что защита это крайне ненадежная. Скептики также говорят, что такая же стена из привычных бетона или металла была бы прочнее и надежнее. Существуют опасения, что стена, для функционирования которой необходима электроэнергия, будет такой же уязвимой перед стихийными бедствиями, как сама станция.
Сомнения в надежности ледяной стены разгорелись с новой силой в августе, после того, как оператор АЭС «Фукусима» - Tokyo Electric Power Co. (TEPCO) объявила, что часть стены, замененная более четырех месяцев назад, еще полностью не замерзла.
Защитная ледяная стена – сооружение уникальное с инженерной точки зрения, пишет New York Times (NYT). Надземная часть – ряд верхушек серебряных труб - не производит особого впечатления. По структуре, она напоминает айсберг, потому что ее львиная доля находится под землей.
АЭС «Фукусима» защищает подземная стена из замерзшего грунта толщиной 30 метров и длиной 1,5 километра. Она огораживает прямоугольный участок, на котором находится АЭС. Главная ее задача состоит в том, чтобы не пропускать воду. До введения ее в строй все пять лет, миновавшие с момента катастрофы, грунтовые воды несмотря на все усилия инженеров продолжали попадать в три поврежденных реактора. До землетрясения и цунами 11 марта 2011 года с грунтовыми водами все было в порядке. Однако образовавшиеся в тот день трещины в основании станции, похоже, начали пропускать воду. Ежедневно на станцию попадает порядка 150 тыс. литров воды. Попав внутрь, вода быстро становится очень радиоактивной и мешает разборке станции. Этими работами сейчас заняты ок. 7 тыс. рабочих.
Уровень радиоактивности и завалы настолько велики, что ни один из пяти роботов, посланных на разведку, не вернулся.
Еще одна задача – остановить утечку радиоактивной воды из поврежденных реакторов в Тихий океан, расположенный поблизости.
Бороться с радиоактивной водой очень трудно. ТЕРСО приходится откачивать ее по мере поступления в специальные 30-метровые резервуары, чтобы она не попала в океан. Компания построила тысячу таких резервуаров, которые занимают почти все свободное место на станции. В них сейчас хранится свыше 800 тыс. тонн радиоактивной воды. Этого объема воды достаточно для того, чтобы наполнить более 320 50-метровых бассейнов.
Ледяная стена на Фукусиме является крупнейшим в мире холодильником. В землю закопали с интервалом около метра 1568 серебряных труб почти 30-метровой длины. Они наполнены соляным раствором, охлажденным до -30°С. Трубы с ледяным раствором нужны для того, чтобы заморозить цилиндр земли радиусом примерно в полметра. Трубы расположены с таким расчетом, что цилиндры замороженного грунта, расположенные по соседству, пересекаются и образуют барьер.
Похожие защитные барьеры нередко применяются при строительстве тоннелей и рудников, но барьер такого размера сооружен впервые. Инженеры из строительной компании Kajima Corp., строившей ледяную стену, считают, что для полного замораживания грунта вокруг серебряных труб необходимо ок. двух месяцев. Это очень энергоемкая процедура, количества электроэнергии хватит для освещения в течение года более чем 13 тыс. домов.
Совсем скоро станет понятно, кто прав: скептики или оптимисты. После двухлетней работы Kajima в феврале закончила установку труб и холодильных камер. В конце марта состоялось первое включение ледяной стены, участка протяженностью приблизительно 800 м. между океаном и станцией. Большая часть оставшегося участка стены была активирована в середине июня.
Включение происходило постепенно, потому что инженеры и ученые опасались, что внезапное полное прекращение поступления грунтовых вод может привести к плохим последствиям. Радиоактивная вода, считают они, начнет скапливаться, просачиваться в окружающий грунт и попадет в Тихий океан. Для избегания этой утечки в верхней части стены на холме были оставлены с полдесятка «ворот», которые закроют лишь после того, как откачают большую часть радиоактивной воды.
В августе «морская» часть ледяной стены замерзла уже на 99%. Несколько небольших отрезков полностью не замерзли, потому что они содержат мусор и песок, оставшиеся после строительства станции полвека назад. Грунтовые воды быстро протекают через эти места, поэтому они и не замерзают полностью. Строители пытаются заделать их быстротвердеющим цементом. Температура этих участков постепенно снижается.
Скептиков беспокоит еще один вопрос: как долго продержится ледяная стена? Ранее все подобные защитные барьеры сооружались на определенный промежуток времени, чтобы закрыть доступ грунтовым водам на строительную площадку.
К тому же, соляной раствор будет разъедать стенки труб, говорят противники ледяной стены, и в них со временем начнут появляться трещины. Главный инженер проекта Исао Абэ отвечает, что заржавевшие или испорченные трубы легко заменить. Что же касается долговечности стены, то ее как раз и обеспечивают трубы.
Если же в результате нового землетрясения в стене появятся трещины, то проходящая через них вода будет замерзать и сама заделает их. Предусмотрен вариант и отключения энергии в результате какого-нибудь стихийного бедствия. Таять ледяная стена будет несколько месяцев. Так что у строителей будет достаточно времени на восстановление источника энергии.
По планам стена должна действовать до 2021 года. Для того, чтобы найти дыры в стенках реакторов и заделать их, у ТЕРСО будет пять лет.
Проблем хватает. Например, не очень понятно, что делать с уже собранной в резервуары радиоактивной водой. Специальные установки извлекают из нее радиоактивные частицы, за исключением одной – радиоактивной формы водорода – трития. Что с ним делать, никто пока не знает. Против сброса такой воды в Тихий океан категорически возражают защитники окружающей среды и местные рыбаки.