В этом году исполнилось 10 лет с того момента, как в районе деревни Валейкуны Островецкого района Гродненской области началась геологоразведка очередной атомной площадки.
Изыскания на площадке
До этого уже прошло обследование двух площадок в Могилёвской области - Краснополянской в Чаусском районе Могилёвской области и Кукшиновской в Горецком районе тоже Могилёвской области.
Тогда мало кто верил, что Белорусскую АЭС будут строить в Островецком районе.
Если раньше, когда только всё начиналось, было интересно бывать на строительстве Белорусской АЭС примерно раз в полгода и всякий раз удивляться, как в некогда глухом краю заброшенных хуторов, где ещё в 2009 году попадались жилые хутора без электричества, постепенно вырастает ввысь архипелаг Белорусской АЭС, становясь доминантой местности.
Последних два года для журналиста бывать на стройке БелАЭС стало скучно. Теперь внешне изменений почти не видно - возведены 171-метровые громады градирен, которые видны за 30 и более километров, машинные залы, завершаются работы на крышах реакторных корпусов, монтаж оборудования и коммуникаций.
В ближайших к БелАЭС деревнях сносят стоявшие десятилетиями старые бесхозные дома, превращая места, где они стояли, в зелёные лужайки. Из-за этого деревни около БелАЭС с явно заметными местами захороненных старых нежилых домов напоминают деревни около белорусского сегмента Чернобыльской зоны, где в последние годы массово также захоранивают нежилые дома.
В остальном жизнь окружающих БелАЭС деревень не изменилась - труд на полях и фермах, весьма скромные зарплаты и приусадебное хозяйство. Редко кому из сельчан удалось устроиться на строительство БелАЭС, куда подрядчики из разных регионов Беларуси присылают своих рабочих.
Проверки на площадке
Наверное, строительство БелАЭС можно сравнить с тяжёлым поездом, который, набрав скорость, движется без остановок спокойно и ровно.
Как местное население уже привыкло к ночному зареву от прожекторов стройки, так в Беларуси привыкли к протестным заявлениям Литвы, вспоминая поговорку о собаке и караване.
Как ни странно, действия Литвы пошли на пользу как Белорусской АЭС, так и в целом "Росатому".
Из-за поднятой Литвой шумихи по поводу близости БелАЭС к границе Литвы (20 км) и к Вильнюсу (50 км) на стройплощадке Белорусской АЭС постоянно бывают проверяющие разных стран и различного уровня.
МАГАТЭ ещё на стадии подготовки площадки провело две миссии на площадке, а в начале 2017 года провело ещё одну SEED-миссию на стройке по учёту внешних угроз.
Вердикт МАГАТЭ - площадка соответствует всем требованиям, а работы по выбору площадки под БелАЭС атомное агентство назвало беспрецедентными.
Как известно, Литва потребовала также провести стресс-тесты БелАЭС. Стресс-тесты - это детальный анализ того, как могут повлиять на работу и безопасность АЭС различные неблагоприятные условия: землетрясения, затопления, экстремальные погодные условия и даже падение самолета на саму станцию.
Стресс-тесты стали проводить на атомных станциях после аварии на Фукусиме. Проведение стресс-тестов не является обязательным условием для БелАЭС, но Беларусь пошла на них в добровольном порядке.
Результаты тестов проверила спецкомиссия Евросоюза и по результатам проверки вынесла только отдельные рекомендации, не касающиеся безопасности БелАЭС.
Гендиректор МАГАТЭ Юкия Амано дважды посещал стройку и его вывод - Беларусь осуществляет строительство самого современного проекта в мире проекта.
Получается, что благодаря Литве на БелАЭС побывало множество международных проверок, которые положительно оценили белорусский проект Росатома.
Особо забавляет ситуация, когда Литва пытается заставить ЕС отказаться от белорусской энергии, мотивируя, что если, по мнению Литвы, БелАЭС строится незаконно, значит и электроэнергия, производимая БелАЭС, тоже будет незаконной и её нельзя покупать.
Но, в отличие от Литвы, у других стран своё мнение о законности БелАЭС - ни одна страна не поддержала Литву в призыве не покупать энергию БелАЭС.
В мае 2017 года власти Литвы подняли на воздушном шаре еврокомиссара по энергетике Мароша Шефчовича, чтобы показать ему с расстояния 20-30 км Белорусскую АЭС. Итогом полёта еврокомиссара на воздушном шаре стало его заявление, что "в ЕС нельзя запретить импортировать атомную энергию, поскольку это противоречит принципам внутреннего энергетического рынка".
На БелАЭС, узнав, что еврокомиссар по энергетике смотрел на стройку из-за границы с воздушного шара, удивились, что он не приехал в Беларусь, где ему могли показать БелАЭС вблизи, как это сделали в сентябре 2016 года его заместителю Герассимосу Томасу, побывавшему на стройплощадке.
Со строительством БелАЭС обнаружилось, что немалая часть населения с трудом понимает, что такое атомная станция.
Одно дело, когда бабульки с окрестных хуторов рассуждают, показывая на градирни, что "в этих трубах будет дымить реактор", а другое дело - когда администрация БелАЭС во время пресс-тура ведёт группу журналистов не последних СМИ к градирне, показывает журналистам её устройство, и терпеливо отвечает на вопросы, разъясняя, почему из градирен не будет выделяться радиация.
Вопрос сбыта
Ещё на стадии начала строительства БелАЭС возник вопрос об её избыточной для Белоруссии мощности, и как следствие - вопрос сбыта электричества.
Предполагается, что с запуском БелАЭС в Беларуси начнутся масштабные работы по модернизации существующих ТЭЦ.
На большинстве ТЭЦ установлено оборудование 1970-1980-ых годов. Его предполагается заменить на современное, на котором в течение суток можно без проблем изменять мощность.
Делается это с расчётом, что БелАЭС будет выдавать постоянное количество энергии, а в пиковые суточные или сезонные нагрузки будет повышаться отдача реконструированных ТЭЦ.
Решение строить БелАЭС принималось в 2006-2007 годах. Тогда было сложно предположить, что строительство Балтийской АЭС в Калининграде остановится, было сложно предположить, что на Украине из-за изменения политической обстановки появится дефицит энергоносителей.
Когда принимали решение о строительстве в Белоруссии АЭС, сложно было представить, насколько популярными станут электромобили электромобили - "Тесла" появилась в продаже в 2012 году. А сегодня в Минске на нескольких городских маршрутах эксплуатируются электробусы белорусского производства на суперконденсаторах.
Сейчас в районе Островца, как и везде у границы с Литвой, на ближайших автозаправках можно видеть множество автомобилей с литовскими номерами - бензин и дизтопливо в Беларуси намного дешевле, чем в Литве. Возможно, в недалёком будущем на этих же заправках будем видеть литовские электромобили.
Ещё в 2016 году начальник управления жилищной политики министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь Александр Горвал объявил, что к 2018 году должны быть подготовлены соответствующие проекты домов, в которых будет на электричестве не только приготовление пищи и освещение: "Будет увеличиваться объём электроэнергии после ввода атомной станции в Беларуси, и поэтому сейчас ведётся работа по подготовке проектов жилых домов с расширением использования электрической энергии на отопление и подогрев воды".
Корпусная история
Ровное движение в строительстве БелАЭС за 10 лет было нарушено двумя инцидентами с транспортировкой корпусов реакторов и тремя трагическими несчастными случаями. Из наиболее значимых инцидентов на стройке - это случившееся с корпусами реактора первого энергоблока.
Первый корпус реактора первого энергоблока уронили с высоты нескольких метров при перемещении от места хранения к месту последующей раскантовки и установки в проектное положение.
Несмотря на отсутствие повреждений, было решено его заменить по причине "нарушения правил транспортировки".
С транспортировкой второго корпуса также произошёл инцидент - на небольшой железнодорожной станции Славное между Оршей и Борисовом (дорога Москва-Минск) транспортируемый спецпоездом корпус реактора задел бетонную опору железнодорожной контактной сети.
Любители сенсаций поспешили расписать происшедшее примерно так: "Реактор врезался в столб".
Белорусские государственные СМИ поясняли, что поезд только слегка задел корпусом реактора опору. При этом почему-то никто из журналистов не посчитал нужным оперативно съездить и посмотреть место происшествия.
Автору статьи удалось побывать на месте инцидента через полгода после встречи корпуса реактора и столба. Среди потемневших от поднимаемой поездами пыли бетонных опор знаменитый столб выделяется светлыми полосами.
В корпусе реактора самые широкие места - это кожух, прикрывающий выступающий опорный бурт и выступающие патрубки. Особенно опасно, если патрубки ударятся о столб.
Зная расположение выступающих частей корпуса реактора и сопоставив их со светлыми следами на бетоне опоры, можно уверенно утверждать - касания кожухом были. Именно касания, а не удар - по совсем неглубоким следам на бетоне видно, что не хватило долей миллиметра, чтобы инцидента не произошло. К тому же скорость прохождения поезда станции была минимальной.
По прибытии корпуса реактора на БелАЭС было установлено отсутствие повреждений.
Люди на площадке
Сейчас работает на БелАЭС примерно 6000 человек. Много россиян и украинцев. Если посмотреть на номера автомобилей на стоянках около стройплощадки - Россия представлена многими регионами, в том числе и теми, где имеются объекты российской атомной промышленности: Омск, Смоленск, Воронеж, Ростов, Новгород, Волгоград, Ленинградская обл, Башкирия, Иваново, Краснодар.
Автомобили с украинскими номерами составляют примерно 10% от числа российских. Учитывая реалии, непривычно видеть рядом автомобили с номерами Ивано-Франковска и Донецка, стоящие в окружении авто с российскими номерами.
Во избежание конфликтов, на БелАЭС считается неприличным обсуждать тему Донбасса и украино-российских отношений.
Белорусские рабочие представлены строительными организациями из разных регионов Белоруссии. Привыкшим строить в своих райцентрах стандартные панельные пятиэтажки или коровники, этим рабочим сложно привыкать к условиям работы на БелАЭС.
На БелАЭС за порядком следит собственная служба безопасности. За время строительства было три несчастных случая с гибелью людей. Все несчастные случаи связаны с нарушением пострадавшими техники личной безопасности. После каждого случая происходило ужесточение работы службы безопасности.
Сейчас служба безопасности очень редко делает предупреждения - за нарушение существующих правил нарушитель тут же удаляется со стройплощадки и лишается дальнейшего доступа туда.
Максимум на что может рассчитывать провинившийся, оставаясь в Островце, это устроиться работать в другом месте, не связанном с допуском на стройплощадку БелАЭС - к примеру, строить жильё или дороги.
Нарушения - в основном это попытка пронести запрещённый сотовый телефон, ненадетая каска и бич строителей всех времён и народов, а именно, состояние алкогольного опьянения.
Известен случай, как прибыла работать на БелАЭС бригада строителей численностью около 10 человек. По привычке они вечером хорошо отметили приезд в Островец так, что утром, с явным запахом перегара, поехали на работу. В итоге на проходной у всей бригады отобрали пропуска на стройплощадку. Такие условия порождают текучку кадров и слухи о "творящемся беспределе".
В настоящее время набран и подготовлен персонал для первого энергоблока. В учебно-тренировочном центре на полномасштабном тренажёре продолжаются тренировки персонала. Идёт набор персонала и его подготовка для второго энергоблока. Также проходят тренировки персонала на оборудовании распределения энергии.
Проценты и сроки
Сейчас готовность по первому энергоблоку - 98%. По зданиям блока - 100%. Продолжается монтаж основного оборудования - трансформаторное оборудование в основном фирмы "Сименс". Начаты работы по благоустройству территории.
По второму энергоблоку строительная готовность 95% и продолжаются работы по монтажу основного оборудования.
В середине октября 2018 года насосами первого и второго подъёма в системы водоснабжения АЭС подана первая вода из реки Вилия. В ноябре планируется выполнить химобессоливание воды, чтобы заполнить первый контур и выйти на холодные и горячие испытания.
В октябре 2018 года прошёл пролив активных и пассивных систем безопасности на открытый реактор, сейчас начата сборка реактора для проведения технологических испытаний. Для них в реактор будут загружены имитаторы топлива.
17 декабря планируется завершить сборку реактора и начать гидравлические испытания первого контура. В январе - испытание на параметрах. То есть, на тех же параметрах, что и при эксплуатации, за исключением наличия реального топлива.
В декабре 2018 года планируется завоз на АЭС ядерного топлива. На март 2019 года запланирован физический пуск реакторной установки первого энергоблока. В июне 2019 года - его включение в энергосистему Беларуси, а к концу 2019 года планируется выйти на полную мощность и подписать акт ввода первого энергоблока.
Подписание акта ввода второго энергоблока планируется в середине 2020 года.
Одновременно со строительством БелАЭС завершается реализация проекта выдачи мощности Белорусской АЭС.
Проект выдачи мощности реализуется по контракту от 08.06.2012 на сумму 340,86 миллионов долларов США, заключённому между РУП "Гродноэнерго" и ООО "Северокитайская электроэнергетическая проектная компания при китайской электроэнергетической инженерно-консультационной корпорации".
Проектом предусмотрено строительство воздушных линий электропередачи 330 кВ протяжённостью 1032,5 км, реконструкция существующих линий электропередачи 110-330 кВ протяжённостью 672,4 км, реконструкция четырёх подстанций со строительством ячеек 330кВ (ОРУ 330 кВ ТЭЦ-4, ПС 330 кВ Россь, ПС 220 кВ Столбцы, ПС 330 кВ Сморгонь), строительство новой подстанции 330кВ "Поставы", установка второго трансформатора на ПС 330кВ "Сморгонь".
По словам начальника информационно-аналитического отдела в ГПО "Белэнерго" Александра Малькова, такие грандиозные строительства ЛЭП и подстанций в Белоруссии были последний раз в 50-70 лет назад, когда проводили электричество к глухим полесским деревням.
В рамках проекта в качестве эксперимента на отдельных участках некоторых линий были установлены повышенные опоры - высота опор 61 метр, высота крепления проводов 47 метров.
Первая такая высотная линия ЛЭП 110 кВт на белорусском Полесье на участке Калинковичи-Дрозды - 20 км. Вторая - в 70 км к северу от Минска в районе райцентра Молодечно
Высотные ЛЭП проложены через лесные массивы - из-за большой высоты падающее дерево не сможет повредить провода. Ширина просеки под высотной ЛЭП в три раза меньше, чем при стандартной. Как следствие - сохраняется больше леса, меньше работ по вырубке деревьев, меньше земельный налог.
Заместитель министра энергетики Белорусии Михаил Михадюк отметил, что благодаря модернизации электросетей затраты условного топлива на выработку электроэнергии в Беларуси стали наименьшими среди соседних стран - на 1 кВт×ч 230 г. У ближайших соседей Беларуси на 1 кВт×ч - 320-330 г и более.
На сегодняшний день энергосистема Беларуси имеет связи с системами Литвы, Латвии, Украины, России, Польши.
Благодаря модернизации электросетей Беларусь с 2018 года прекратила покупку электроэнергии извне и стала экспортировать её. В рамках отдельных контрактов наибольший экспорт энергии осуществляется в Литву как через биржу "Nord Pool Spot", так и по договору с системным оператором Литвы АО "Litgrid" при оказании аварийной взаимопомощи.
По словам министра энергетики Беларуси Владимира Потупчика, экспорт электроэнергии в 2017 году составил 146,5 миллионов кВт×ч, в I квартале 2018 года - 381,9 миллионов кВт×ч.
В период с 2013 по 2018 годы аварийная помощь литовской энергосистеме оказывалась 55 раз, в том числе в I квартале 2018 года - пять раз.
Защита станции
Вместе с АЭС создаются объекты, обеспечивающие её безопасность. В Островце справил новоселье местный КГБ, получив новую базу.
Со стороны деревни Валейкуны к БелАЭС примыкает воинская часть №7434 внутренних войск, численностью примерно 300 человек под командованием подполковника Виктора Жадобина - сына экс-председателя КГБ и экс-министра обороны Юрия Жадобина.
Для защиты с воздуха БелАЭС будет прикрывать возрождённый в 2017 году гвардейский зенитно-ракетный полк №1146.
История этого полка началась с его формирования в сентябре 1941 года как 251-ый отдельный зенитный артиллерийский дивизион для защиты Ленинграда.
Во время войны он сменил номер на 36-ой. А в 1956 году на территории Белорусской ССР на базе 36-ого гвардейского зенитно-артиллерийского дивизиона сформирован 1146-ой гвардейский зенитный артиллерийский полк, просуществовавший до его расформирования в 2001 году.
Основная база полка, находится на расстоянии 6 км к югу от БелАЭС. С автодороги Островец-БелАЭС хорошо видна база полка - казармы, склады, искусственные возвышенности для радаров, обваловка позиций зенитно-ракетных комплексов.
На специально сооружённых возвышенностях уже размещены радары различных типов. Антенны некоторых радаров двигаются.
В Островце на Дне города в августе 2018 года в качестве образцов вооружения охраны БелАЭС был показан ЗРК "Тор-М2К" (зенитно-ракетный комплекс с боевой машиной на колёсном шасси, разработанном минским заводом колёсных тягачей) и приближающаяся к 60-летнему юбилею 23-мм спаренная зенитная установка ЗУ-23-2.
Кроме основной базы ПВО, сооружены две небольшие дополнительные позиции, находящиеся на расстоянии 1,7 км от БелАЭС на северо-запад у дороги Островец-БелАЭС-трасса Вильнюс-Полоцк и 5,5 км на юго-восток.
На каждой из дополнительных позиций возвышаются наблюдательные вышки примерно 30 метров в высоту.
Белорусский атомград
Белорусский атомград - райцентр Островец, находящийся в 18 км от БелАЭС и ставший в 2012 году городом, за 10 лет строительства БелАЭС превратился из убогого посёлка в аккуратный город.
Когда шла подготовка к строительству БелАЭС, в Островце привели в порядок фасады центральных зданий, придав Островцу бордово-бежевую расцветку - признак белорусских городков, где за последние 10 лет проходил косметический ремонт.
Практически обязательный в белорусских райцентрах памятник Ленину и доска почёта с портретами передовиков прилагаются.
Одновременно с началом работ на БелАЭС, в Островце начали строить новые микрорайоны современных многоквартирных домов.
Генеральным планом предусмотрено строительство трёх микрорайонов в южной части города, рядом с которой проходит дорога на БелАЭС. Два микрорайона уже построены, третий - строится. С окончанием строительства третьего микрорайона туда переместится центр Островца.
На генеральном плане развития Островца хорошо видны существующие дома старой застройки и большие кварталы в новых микрорайонах.
Согласно статистике, Островец в 2016 и 2017 годах оказывался на первом месте по приросту населения из всех белорусских городов - за год число жителей выросло на 7,15% в 2016 году и на 6% в 2017 году, достигнув 10 878 человек на 1 января 2018 года.
Ожидается, что к 2020 году - времени пуска БелАЭС, количество жителей Островца будет в районе 20 000 человек, а генеральный план развития Островца предусматривает проживание 40 000 жителей
Сейчас примерно 6000 строителей БелАЭС, работающих здесь вахтовым методом, проживают во временно превращённых в общежития квартирах новых микрорайонов и не входят в статистику жителей Островца.
После окончания строительства в этих квартирах сделают косметический ремонт и заселят 2000 человек персонала БелАЭС с семьями.
В новых микрорайонах вместе с жилыми домами возводится вся необходимая инфраструктура -детские сады, школы, магазины, поликлиники и т.д.
25 августа в день 550-летия Островца в городе открылся физкультурно-оздоровительный центр с бассейном.
Ещё с советских времён в Островце находится гостиница "Радуга" на 37 номеров, вмещающая 54 постояльца, отремонтированная в 2009 году. В дополнение к ней в рамках инвестиционного проекта ассоциации "Турецкий капитал" в 2016 году построена за 12 миллионов долларов США четырёхзвёздочная гостиница "Sun Hotel" на 68 номеров, вмещающая 145 постояльцев.
Двух гостиниц не хватает - в них останавливаются высокопоставленные делегации, регулярно приезжающие на БелАЭС, и при бронировании мест они пользуются преимуществом.
В итоге цены на аренду жилья в Островце самые высокие в Белоруссии даже в сравнении с Минском. Даже прежде годами заброшенный хутор около АЭС превратился в мини-гостиницу.
Сейчас, накануне привоза на БелАЭС ядерного топлива, можно уверенно утверждать, что Белорусская АЭС, построенная за российский кредит и ставшая белорусской стройкой десятилетия, сильно изменила не только Островец и не только энергосистему Белоруссии, но и всему миру показала надёжность инвестиций в большие белорусские проекты.