Будущий отечественный электрокар «Атом» выходит на финишную прямую к серийному производству. Первая партия машин, как ожидается, будет выпущена на столичном автозаводе «Москвич» до конца этого года. Пока же несколько предсерийных образцов проходят финальные испытания на обычных дорогах. За рулем одного из них удалось оказаться и корреспонденту «Известий».
Пока для избранных
За пару дней до поездки на закрытый гоночный трек, где и проходил тест-драйв «Атома», этот автомобиль с установленными на нем регистрационным знаками был замечен на соседней с редакцией улице. Почему же надо ехать на спецтрассу?

— Это не серийный автомобиль, а пока только прототип, максимально приближенный к серийной версии. Да, несколько таких машин стоят на учете, на них есть госномера, страховка. Но управлять ими для финальных испытаний на дорогах общего пользования разрешено только инженерам-испытателям и только по установленным маршрутам. Именно поэтому мы пока и проводим тест-драйв на закрытой трассе, — пояснили представители компании.
Спасибо за педали...
Для тест-драйва выдан практически серийный образец машины. Именно с таким дизайном кузова и интерьера, 204-сильным электромотором и шасси «Атом» в конце года встанет на конвейер столичного автозавода «Москвич».
Главная фишка машины — распашные двери без центральной стойки. Как и обещали разработчики еще в 2023 году в ходе презентации ходового макета, эта концепция сохранена. Передние «калитки», оснащенные выдвижными ручками и электроприводом, открываются, как и на любом другом автомобиле — по ходу движения машины. А вот задние после нажатия кнопки услужливо распахиваются против движения. В результате открывается широченный проем: в машину не садишься, а буквально входишь.

В салоне сразу бросается в глаза отсутствие каких-либо кнопок, дисплеев и экранов. Подрулевых переключателей нет. При более внимательном изучении интерьера по центру передней панели всё же обнаружились четыре клавиши, отвечающие за выбор режимов движения: «вперед», «назад», «нейтраль» и «паркинг». Более доскональное обследование салона выявило еще одну кнопку — «аварийку», расположенную на потолке. Благо хоть две педали и руль на своих местах... Как этим управлять-то?
— Так вот же, дисплей на руле! — показывает на единственный ЖК-экран в машине размером с два смартфона сидящий справа испытатель. — В нем и на самом руле зашито управление всеми функциями автомобиля!
Руль в «Атоме» — главный орган управления. Надо включить «поворотники» — на левой спице руля для этого есть отдельный переключатель. Надо брызнуть на стекло омывателем и пару раз махнуть щетками — на правой спице своя кнопка. Надо включить фары — рядом с ней еще одна клавиша. А вот если надо включить «дворники» на постоянный режим — добро пожаловать в меню дисплея, который выполняет еще и функции приборной панели. Сделать в салоне попрохладнее, включить подогревы, уменьшить громкость аудиосистемы, поменять радиостанцию — пожалуйте туда же, в тот же экран.
В цифровизации автомобиля разработчики «Атома» переплюнули даже китайцев. Регулировку зеркал некоторые автопроизводители из КНР уже зашили в систему мультимедиа. А вот упрятать туда еще и управление настройками водительского и пассажирского кресла пока не додумались. «Атомовцы» тут их опередили: настройками сидений на отечественном электрокаре заведуют отдельный пункт меню на рулевом дисплее и джойстики на спицах «баранки».

Впрочем, владельцу «Атома» не придется часто лазить по цифровому меню. Электрокар оснащен голосовым ассистентом с нейросетевыми технологиями, при помощи которого можно будет управлять климат-контролем, регулировкой дверей и окон, настраивать руль, зеркала и сиденья, а также освещение. Он же обеспечит работу с телефоном, контактами, мультимедийной системой и радио. Кроме того, в оснащение «Атома» входит камера, распознающая лицо водителя: достаточно один раз установить все регулировки, и она, распознав «рулевого», подстроит под него все настройки.
Оседлать «Атом»
Примерно год назад «Известия» уже тестировали «мул-агрегатоноситель» российского электрокара на той же самой трассе. Тогда он был лишен какой-либо страхующей электроники, а потому показался излишне «вертлявым», срывающимся в занос при малейшем избытке тяги и блокирующим колеса при неаккуратном торможении. Предсерийный образец лишен этих недостатков.
Даже несмотря на откровенные провокации, вроде резкого добавления «газа» или его сброса в повороте, «Атом» вел себя на гоночном треке очень стабильно. Электроника распознавала потенциально опасную ситуацию, и превентивно не допускала ее развития.
При этом, как и год назад, «Атом» уверенно вписывался в изгибы трека, без излишних кренов. Спасибо низкому центру тяжести (массивная аккумуляторная батарея расположена под полом) и неплохим настройкам шасси.
В процессе доводки инженеры убрали избыточную «синтетичность» руля, которая была отмечена при прошлогодних заездах. Теперь водитель четко понимает, на какой угол повернуты передние колеса, на «баранке» появилась ощутимая обратная связь.
А вот тормоза показались излишне чувствительными: даже небольшое прикосновение к педали заставляет машину замедляться интенсивнее, чем ожидаешь. Однако об этом разработчики машины прекрасно осведомлены.
— В процессе доводки были установлены задние тормозные диски увеличенного диаметра, да к тому же еще и вентилируемые. Сейчас, в ходе финальных испытаний в реальных условиях эксплуатации, мы как раз и занимаемся окончательно настройкой тормозов и других систем, — пояснил испытатель.
От ответов на вопросы относительно объемов производства электрокара и его стоимости представители компании пока воздерживаются. Директор по бренду, маркетингу и связям с общественностью «Атома» Олег Вахромеев лишь уклончиво сказал, что его стоимость будет «до 4 млн рублей». Год назад гендиректор компании «Кама» (занимается производством электрокара) Игорь Поваразднюк на форуме «Россия — Исламский мир: «KazanForum 2024» заявлял, что автомобиль будет стоить «от 2,5 млн до 3,5 млн рублей в зависимости от конъюнктуры рынка». Видимо, за год конъюнктура изменилась...
Зато представители «Атома» поделились с «Известиями» своим видением будущих моделей бренда.
— Мы считаем использование альтернативных источников энергии очень перспективным. Обсуждаем возможность создания на базе «Атома» гибридной версии, а также модели, работающей на водороде. Пока это только обсуждения, о конкретных планах говорить рано, — отметил руководитель отдела испытаний Филипп Дьяков.