Звездочка (237) | Организации

Юридический статус: 
АО
Сектор: 
Судостроение
Краткое название: 
АО «ЦС «Звездочка»
Полное название: 
Акционерное общество «Центр судоремонта «Звездочка»
Адрес: 

164509, Российская Федерация, Архангельская область, г. Северодвинск, проезд Машиностроителей, д. 12

Телефон: 
+7-8184-596309
Факс: 
+7-81842-72850
E-mail: 
info@star.ru

«Звездочка» является многопрофильным современным машиностроительным предприятием. Более 10 тысяч рабочих мест делают «Звездочку» одним из градообразующих предприятий Северодвинска. Предприятие занимает площадь более 147 гектаров. Верфь имеет два крытых эллинга, имеющих 7 стапельных мест, рассчитанных на ремонт и постройку кораблей и судов весом до 18000 тонн. Эллинги оборудованы мостовыми кранами грузоподъемностью 32, 50 и 100 тонн, позволяющими формировать корпус из блоков весом до 180 тонн. Эллинги оснащены необходимыми энергосистемами и системами микроклимата, обеспечивающими нормальные условия работы на стапеле в течение всего года.

Док-камера (наливной док) обеспечивает подъем-спуск судов шириной до 25,5 метра и длиной 170 метров. Стапели оснащены необходимым электропитанием, лесами и портальными кранами грузоподъемностью 30 и 80 тонн.

Огромный потенциал и фундаментальная техническая база находят себе применение в различных областях, связанных с корабельным и морским профилем завода: ремонт подводных лодок и надводных кораблей, гражданское судостроение и судоремонт, сотрудничество в области освоения нефтегазовых месторождений, производство гребных винтов, комплексная утилизация атомных подводных лодок, производство судовой мебели, огранка алмазов и ювелирное производство.

За время деятельности «Звездочка» дала вторую жизнь 113 подводным кораблям, 80 из которых с атомной энергетической установкой, 40 надводным кораблям (в том числе и атомному ледоколу «Ленин»). Построено 223 судна и плавсредства, в том числе плавучие причалы, плавучий док, плавучие мастерские, понтонный мост, плавучий завод для приготовления обезвоженных кормов, 6 корпусов портовых буксиров для иностранного заказчика, 5 сухогрузных судов проекта 16900, современные траулеры мирового уровня.
В последние годы с заводских стапелей верфи сошли атомные подводные лодки проекта 667 БДРМ «Верхотурье», «Екатеринбург», «Тула». Летом 2003 года после ремонта от причала «Звездочки» ушел на Север эскадренный миноносец «Бесстрашный». Завершается плановый ремонт АПЛ «Брянск». Начаты ремонт и модернизация РПКСН «Карелия». Ведутся подготовительные работы по приему в ремонт АПЛ третьего поколения.

Последнее обновление: 15 декабря 2016

Нерпа

Судоремонтный завод «Нерпа» расположен в бухте Кут Кольского залива в 30 километрах к северо - западу от крупного морского порта и железнодорожной станции Мурманск, по автомобильной дороге - 73 км. Благодаря ветви теплого течения Гольфстрим бухта Кут и подходы к ней свободны ото льда даже в условиях суровых полярных зим. СРЗ «Нерпа» имеет выход не только на Северный Морской Путь, но и возможность круглогодичного морского выхода в Атлантику. Кроме морских путей завод связан автомобильными путями со всеми промышленными центрами региона и имеет выход на международные автомагистрали, связывающие Мурманскую область со странами Скандинавии. Ввиду удаленности от крупных промышленных и густонаселенных центров СРЗ «Нерпа» является градообразующим предприятием, а специфика производства обусловила присвоение городу-спутнику, заводу и прилегающим территориям статуса ЗАТО. В 4-х километрах от него построен город Снежногорск с развитой социальной инфраструктурой. К услугам жителей и гостей города Дворец Культуры, гостиница, спортивный комплекс, сеть магазинов и городской рынок, 10 детских садов, 3 общеобразовательные школы, один из крупнейших в области больничный комплекс. ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА По мере увеличения на Северном Флоте количества подводных лодок с ядерными энергетическими установками, развития науки и техники, возникла необходимость круглогодичного ремонтно - профилактического обслуживания и переоборудования их , непосредственно в местах базирования. С целью решения этой проблемы Правительством СССР 14.02.1964 года было принято решение о строительстве в незамерзающей бухте Кут Кольского залива Северной сдаточной базы, а с 08.09.1964 года судоремонтного предприятия и поселка судоремонтников. Решение этой задачи было возложено на рабочих, служащих и военных строителей Северовоенморстроя КСФ. В 1966 году строящийся завод получил наименование СРЗ «НЕРПА» и организационно включен в состав 1- го Главного Управления Минсудпрома СССР, а с сентября 1968 года в состав вновь созданного 12 Главного Управления Минсудпрома СССР. СРЗ «Нерпа» начал свою производственную деятельность в 1970 году. С начала 1980 года завод полностью удовлетворяет потребности СФ в ремонте и переоснащении АПЛ определенных проектов . Таким образом, на протяжении 20- ти лет вплоть до середины 90- х годов основным направлением производственной деятельности судоремонтного завода «Нерпа» являлся ремонт подводных лодок и надводных кораблей. На предприятии в течение нескольких лет создавалась структура производства, обеспечивающая выполнение работ по этому направлению. ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ МОЩНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ Производственные мощности СРЗ «Нерпа» позволяют качественно и своевременно выполнять работы по основным направлениям деятельности предприятия. Производственные цеха и объекты СРЗ «Нерпа» обеспечивают следующие виды ремонта плавсредств: • навигационный; • текущий; • доковый; • межпоходовые регламентные работы. • переоборудование и модернизацию Для обеспечения качественного выполнения работ СРЗ «Нерпа» имеет как своих высококвалифицированных специалистов, так и поддерживает связи с многочисленными контрагентами. В распоряжении предприятия находятся: • Монтажно - сборочное производство , представляющее собой крытый эллинг; • Корпусообрабатывающее производство , на базе которого имеется линия первичной обработки металла , автоматизированные установки плазменной резки металлопроката и др.; • Утилизационный комплекс с высокопроизводительной гильотиной, установкой по переработке кабеля , транспортно - погрузочной техникой и оборудованием; • Механоремонтное производство, имеющее большой станочный парк и др.; • Трубомедницкий цех; • Энергетическое производство; • Водный и транспортные цеха; • 2 плавдока, плавсредства, складское хозяйство, крановое оборудование и многое другое. На предприятии имеются в наличии автоматизированные складские помещения для хранения различных грузов, общей площадью 30 тысяч кв.м. Возможна организация новых видов производств по предложениям заказчиков на имеемых свободных производственных площадях. СУДОРЕМОНТ С момента своего создания, СРЗ «Нерпа» предназначался для технического обеспечения, ремонта и модернизации атомных подводных лодок Советского Военно - морского флота. В период с 1974 года, по настоящее время заводом отремонтировано и сдано Военно - морскому флоту более 50 атомных подводных лодок, также отремонтировано и сдано более 80 надводных, военных и гражданских судов и других плавсредств. В цехах предприятия проводился весь комплекс работ по поддержанию технической боеготовности кораблей . На сегодняшний день, работы по контрактам с Министерством обороны РФ являются приоритетными направлениями в деятельности предприятия. В течение 90-2000-х годов на СРЗ «Нерпа» была отремонтирована целая серия надводных военных и гражданских судов, в их числе: научно - исследовательские суда, СРТ, БМРТ, буксиры, баржи, плавкраны, плавказармы и другие плавсредства, в частности, такие суда как НИС «Академик Лазарев», НИС «Геофизик», «Бункеровщик 1», госпитальное судно «Свирь» и др.. Океанские буксиры «Нефтегаз -57 » и «Тумча» , переоборудованы суда пр .503 в морозильные траулеры («Ярославец», «Вариант» «Дистинкт» и др.). В 2010-15гг завод выполняет доковые ремонты судов атомного ледокольного флота и «Росморпорта»(ледоколы «Диксон», «Дудинка»,судно специального назначения «Россита»). Для ремонта и переоборудования судов завод имеет оснащенную производственную базу, в том числе два плавучих дока, параметры которых позволяют производить в них докование судов водоизмещением до 12 тысяч тонн. С 2007 года завод активно занимается техническим перевооружением и модернизацией производства по федерально-целевым программам. Доля военного судоремонта с каждым годом увеличивается. В 2008 году флоту была сдана АПЛ «Нижний Новгород»( проект945 А) В 2014 АПЛ «Обнинск» (проект 671 РТМК) Знаковым заказом для предприятия стала модернизация большого морского транспорта «Яуза» (проект 550М) который 25 мая 2015 года был передан Военно -морскому флоту. СУДОСТРОЕНИЕ Производственные возможности нашего предприятия позволяют строить суда и плавсредства различного назначения со спусковым весом более 10000 т и длиной более 100 м . Завод уже имеет опыт постройки плавпричалов, плавемкостей, плавучих контрольно - дозиметрических пунктов, судоподъемных понтонов, рыболовных судов. Спущен на воду и предъявлен Морскому Регистру Судоходства РФ корпус рыболовного траулера. Строятся и успешно эксплуатируются малые рыболовецкие суда, проектов PC 02, PC 03 и PC 04, по контрактам с Мурманскими рыбодобывающими фирмами. Налажен выпуск секций понтонов плавучих причалов «KUT» и «URA» различных модификаций. Накопленный опыт позволяет строить суда различного назначения и степени готовности как полностью готовые к эксплуатации корабли, так и корпуса предназначенные к дальнейшему дооснащению. Для выполнения работ в рамках судостроительной программы внедрены и освоены технологии по: • первичной обработке металлопроката, • грунтовке и окраске поверхности корпуса, • автоматической вырезке деталей на установке тепловой резки «Кристалл», • сборке секций и автоматической сварке конструкций с использованием сварочных агрегатов фирмы «Линкольн» (США), сварочных автоматов марки АДФ (Россия). Специализированные цеха и участки обеспечивают работы по изготовлению, испытанию и монтажу общекорабельных систем, окраску, монтаж электрооборудования, МСЧ. На предприятии используется система автоматизированной плазовой подготовки, производства с использованием компьютерной программы «ПК - Плаз - ПК». Проектирование и изготовление МСЧ с использованием программного обеспечения «Компас», АСУ - ПУР - МСЧ. Технологические возможности по поточно - позиционному методу постройки на СРЗ «Нерпа» достаточны и включают в себя изготовление деталей, подготовку металлопроката в цехах, сборку секций в объем в специализированном цехе, монтаж, окраску и оснащение судна до 80%-ой готовности в крытом эллинге и достройку у набережных завода. УТИЛИЗАЦИЯ Производственные мощности, созданные на СРЗ «Нерпа» для утилизации АПЛ и формирования реакторных отсеков с помощью российских органов исполнительной власти и международных инициатив правительств США, ФРГ, Италии, Великобритании, Норвегии и Швеции позволили реализовать наиболее значительные и неотложные проекты в области радиационной безопасности по программе комплексной утилизации АПЛ. Пик международного сотрудничества в области утилизации АПЛ пришелся на 2003-2008 годы. За эти годы на заводе утилизировано более 80 АПЛ, надводных кораблей и судов обеспечения, в том числе и атомного технологического обслуживания. Отдельной строкой в программе утилизации СРЗ «Нерпа выделены сложнейшие в техническом плане операции по переводу на завод аварийного АПРК «Курск», выгрузке оружия, отработавшего ядерного топлива и последующая комплексная утилизация субмарины. В настоящее время на предприятии реализуется масштабный международный проект по утилизации плавтехбазы «Лепсе», долгие годы являющейся самой трудной проблемой в сфере обеспечения ядерно-радиационной безопасности Северо-западного региона.