В 2007 году были внесены поправки в Федеральный закон «О техническом регулировании» и приняты законы «О государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» и «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О государственной корпорации по атомной энергии «Росатом». Это серьезно повлияло на механизмы правового регулирования ядерной и радиационной безопасности атомной отрасли.
Изменения в атомном праве
Новые федеральные законы уполномочили корпорацию осуществлять государственное регулирование безопасности, в том числе выдавать сертификаты-разрешения на транспортирование радиоактивных материалов (РМ) и конструкцию транспортно-упаковочных комплектов, сертифицировать производство и продукцию организаций атомной отрасли, а также вести государственный контроль безопасности при транспортировании РМ и готовности к предупреждению чрезвычайных ситуаций, в том числе ядерных и радиационных аварий.
Новая редакция ФЗ «О техническом регулировании» конкретизировала правовой механизм учета особенностей регулирования ЯРБ в области использования атомной энергии как особого, но все же частного случая технического регулирования.
Сопоставление понятий, используемых в ФЗ «О техническом регулировании» и ФЗ «Об использовании атомной энергии» (см.таблицу), показывает, что действие этих законов одновременно распространяются на одни и те же объекты использования атомной энергии, оборудование, изделия, технологии и виды деятельности. Формы установления обязательных требований, оценки и подтверждения соответствия, предусмотренными первым законом, по сути, совпадают с составляющими процедур регулирования ЯРБ по ФЗ «Об использовании атомной энергии».
Для реализации изменений, произошедших в атомном праве, следует сформировать адекватную систему технического регулирования обеспечения ЯРБ, представляющую собой упорядоченную совокупность объектов, для каждого из которых определены обязательные для исполнения требования, формы оценки соответствия этим требованиям и правила их согласованного использования.
Объекты технического регулирования
Статья 5 ФЗ «О техническом регулировании» распространяется на продукцию (работы, услуги) и объекты, для которых устанавливаются требования, связанные с обеспечением ЯРБ в области использования атомной энергии, а также проектирование (включая изыскания), производство, строительство, монтаж, наладку, эксплуатацию, хранение, перевозку, реализацию, утилизацию и захоронение такой продукции и объектов.
В соответствии с видами продукции (работ, услуг) и объектов, для которых устанавливаются требования по ядерной и радиационной безопасности согласно закону «Об использовании атомной энергии», к объектам технического регулирования ЯРБ следует отнести:
– ядерные установки, радиационные источники, пункты хранения, а также их проектирование (включая изыскания), строительство (сооружение), эксплуатацию, утилизацию (вывод из эксплуатации, закрытие);
– оборудование и изделия для ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения, их проектирование (конструирование), производство, монтаж, наладку, хранение, перевозку (транспортирование) и утилизацию (захоронение).
Обязательные и добровольные требования
Согласно ФЗ «О техническом регулировании» обязательные требования по обеспечению ЯРБ в области использования атомной энергии устанавливаются техническими регламентами, нормативными документами соответствующих органов государственного управления и регулирования безопасности, а также госзаказчиков.
Системообразующим документом регулирования ЯРБ должен стать, по нашему мнению, технический регламент «О ЯРБ объектов использования атомной энергии». Он должен определить перечень и (или) описание объектов технического регулирования и правила их идентификации, общие требования и уровни риска для объектов различных категорий, а также необходимые формы обязательной оценки соответствия этим требованиям (в их числе государственный контроль (надзор), экспертиза и лицензирование).
Этот документ следует принять постановлением Правительства РФ, определив в нем такие условия введения регламента в действие, которые предусматривают механизм управления рисками, то есть применения компенсирующих мер на действующих объектах, модернизация которых невозможна или экономически нецелесообразна.
Другие технические регламенты в этой сфере излишни, поскольку прочие требования по ЯРБ устанавливаются органами государственного регулирования безопасности в форме федеральных норм и правил в области использования атомной энергии, а также санитарно-гигиенических правил и нормативов – в соответствии с ФЗ «Об использовании атомной энергии» и ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». По закону о государственной корпорации, «Росатом» согласовывает федеральные нормы и правила. Кроме того, «Росатом» мог бы вводить обязательность исполнения отдельных требований национальных стандартов для обеспечения регламентируемых уровней риска конкретных технологий.
Добровольные требования относятся к сфере стандартизации и исполняются с целью повышения уровня безопасности, обеспечения научно-технического прогресса и повышения конкурентоспособности, что особенно актуально для инновационного развития атомной отрасли. Национальные стандарты и стандарты организаций должны обеспечивать единую отраслевую систему нормирования безопасности и качества и основываться на современных подходах к стандартизации (ISO 15926 и т.д.). «Росатому» следует взять на себя ответственность за формирование полноценной системы национальных стандартов в области использования атомной энергии и стимулирование стандартизации на уровне предприятий.
Оценка соответствия
В соответствии с законом «О техническом регулировании» для каждого объекта должны быть установлены правила и формы такой оценки, определяемые с учетом степени риска причинения вреда, а также, при необходимости, схемы подтверждения соответствия и порядок продления сертификата, предельные сроки оценки.
Эти правила и формы могут устанавливаться только техническим регламентом, чем и обусловлена его необходимость. Они должны обеспечить достоверность оценки соответствия и ее адекватность с точки зрения социально приемлемого риска. При этом необходимо минимизировать временные и трудозатраты, категорически исключить одновременное применение нескольких форм оценки соответствия любому требованию.
По степени риска причинения вреда объекты технического регулирования делятся на четыре группы, для которых целесообразно определить разные формы оценки соответствия.
Для ядерно-опасных объектов (ядерных установок, пунктов хранения ядерных материалов и хранилищ РАО, содержащих ядерные материалы) нужно установить:
– при проектировании (в том числе изысканиях) – приемку проектной документации заказчиком;
– перед началом строительства (сооружении) – государственную экспертизу проектной документации (в соответствии с Градостроительным кодексом РФ);
– непосредственно перед вводом и выводом из эксплуатации (утилизацией, закрытием) – подтверждение соответствия требованиям ЯРБ (лицензия на эксплуатацию объекта или вывод из эксплуатации);
– в процессе строительства, эксплуатации и вывода из эксплуатации – государственный контроль (надзор).
Для радиационно-опасных объектов (радиационных источников, пунктов хранения радиоактивных веществ, хранилищ РАО, не содержащих ядерные материалы) целесообразно определить аналогичные формы оценки соответствия, заменив лицензии (ФЗ «Об использовании атомной энергии») санитарно-эпидемиологическими заключениями (закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»).
Для подтверждения соответствия оборудования и изделий для ядерных установок, радиационных источников или пунктов хранения, содержащих ядерные материалы и (или) радиоактивные вещества (в том числе ТВС ядерных реакторов и радионуклидных источников) можно рекомендовать:
– при проектировании (конструировании), производстве, монтаже, наладке – принятие декларации о соответствии;
– при транспортировании – выдачу сертификата-разрешения на перевозку;
– при хранении и утилизации (захоронении) – оценку соответствия в рамках выдачи лицензии или санитарно-эпидемиологического заключения на эксплуатацию пункта хранения.
Для прочего оборудования и изделий при их проектировании (конструировании), производстве, монтаже и наладке могут применяться следующие формы оценки соответствия:
– для оборудования первого класса безопасности – приемка эксплуатирующей организацией;
– для оборудования второго и третьего классов – обязательная сертификация;
– для оборудования четвертого класса – добровольная сертификация.
***
Предлагаемая схема реализации изменений, произошедших в атомном праве, повысит эффективность регулирования безопасности и будет способствовать инновационному развитию атомной энергетики.