2 октября 2009

Радиационный контроль окружающей среды на АЭС России

Нововоронежская АЭС

Федеральной целевой программой «Развитие атомного энергопромышленного комплекса России на 2007-2010 годы и на перспективу до 2015 года» предусмотрено строительство и ввод в эксплуатацию новых 17 типовых серийных энергоблоков АЭС с усовершенствованной реакторной установкой ВВЭР-1200. Поэтому вопросам мониторинга окружающей среды и радиационной безопасности населения при эксплуатации АЭС с реакторами ВВЭР уделяется особое внимание.

Реакторная установка ВВЭР-1200 разработана на основе установки ВВЭР-1000 (типа В-320), которая эксплуатируется на 22 энергоблоках в России и за рубежом.

Пионером в эксплуатации отечественных корпусных водо-водяных энергетических реакторов является Нововоронежская АЭС. На этой станции существует три поколения ВВЭР. К первому поколению относится опытно-промышленный ВВЭР-210, пущенный в сентябре 1964 года (первый блок), и ВВЭР-365, пущенный в декабре 1969 года (второй блок). Ко второму – серийный ВВЭР-440 в разных модификациях (третий и четвертый блоки, пущенные в декабре 1971 года и декабре 1972 года соответственно). К третьему – серийный ВВЭР-1000 большой мощности (пятый блок, введен эксплуатацию мае 1980 года).

В настоящее время в России на пяти атомных станциях эксплуатируется девять блоков с реакторами ВВЭР-1000 (четыре на Балаковской, три на Калининской, по одному на Нововоронежской и Ростовской АЭС) и шесть блоков с ВВЭР-440 (четыре на Кольской и два на Нововоронежской АЭС). Первый и второй энергоблоки Нововоронежской АЭС остановлены и находятся в стадии подготовки к выводу из эксплуатации Радиоактивное загрязнение объектов окружающей среды при эксплуатации АЭС обусловлено радиоактивными газоаэрозольными выбросами и жидкими сбросами, а также временным хранением на АЭС жидких и твердых радиоактивных отходов.

Организация мониторинга и методики проведения измерений

Радиационная защита населения (включая персонал, вне сферы и условий производственной деятельности) при нормальной эксплуатации АЭС, а также в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера обеспечивается соблюдением действующего законодательства в области радиационной безопасности и требований федеральных норм и правил в области использования атомной энергии.

Требования к радиационному контролю окружающей среды на АЭС и системам радиационного мониторинга также регламентированы федеральными нормами и правилами в области использования атомной энергии.

Ответственным за состояние охраны окружающей природной среды является директор атомной станции. Ответственность за организацию работ по обеспечению экологической безопасности на АЭС возлагается на главного инженера.

В проекте каждой АЭС предусмотрена система радиационного контроля (СРК), обеспечивающая измерение значений контролируемых параметров, характеризующих радиационную ситуацию на станции и в окружающей среде при всех режимах работы АЭС, проектных и запроектных авариях, а также выводе АЭС из эксплуатации. Радиационный контроль газоаэрозольных выбросов в окружающую среду и жидких сбросов АЭС, а также мониторинг окружающей среды производятся с помощью технических средств СРК, обеспечивающих: непрерывный контроль на основе стационарных автоматизированных технических средств; оперативный контроль на основе носимых, передвижных или подвижных технических средств; лабораторный анализ с использованием стационарной аппаратуры, средств отбора и подготовки проб для анализов. Средства измерений, применяемые при проведении радиационного контроля, периодически проходят проверку и калибровку.

Объем и периодичность проведения радиационного мониторинга определены регламентом радиационного контроля АЭС и согласованы с территориальными органами Госсанэпиднадзора России.

Лаборатории системы радиационного контроля окружающей среды (РКОС) с помещениями для подготовки проб, радиометрических и спектрометрических измерений располагаются в отдель-ных зданиях на территории жилых поселков АЭС. Лаборатории имеют «Аттестат аккредитации лаборатории радиационного контроля» и зарегистрированы в Государственном реестре.

Радиационный контроль окружающей среды включает в себя: контроль мощности дозы гамма-излучения и годовой дозы на местности; контроль метеопараметров; контроль загрязнения атмосферного воздуха, почвы, растительности, воды открытых водоемов; контроль загрязнения продуктов питания и кормов местного производства. Методики измерения контролируемых параметров аттестованы.

Отбор проб окружающей среды производится в санитарно-защитной зоне, зоне наблюдения АЭС и в контрольном пункте, который расположен с наветренной от станции стороны за пределами зоны наблюдения. Таким образом, радиационным контролем охвачена территория на расстоянии до 40-50 км от АЭС.

Постоянные пункты наблюдения за объектами окружающей среды находятся преимущественно в населенных пунктах и местах, доступных для подъезда автомашин и обслуживания в течение всего года. Пункты наблюдения располагаются по четырем основным направлениям относительно АЭС – по вектору господствующего направления ветров в данной местности и, соответственно, в противоположном и перпендикулярных направлениях.

Контроль доз облучения населения ведется с помощью термолюминисцентных дозиметров, устанавливаемых в различных точках населенных пунктов.

В районе размещения АЭС осуществляется непрерывный мониторинг с помощью автоматизированной системы контроля радиационной обстановки (АСКРО). АСКРО АЭС объединены в единую информационную систему концерна «Росэнергоатом». Данные АСКРО через отраслевую систему Росатома поступают в Единую государственную автоматизированную систему контроля радиационной обстановки на территории РФ – ЕГАСКРО.

Результаты радиационного контроля объектов окружающей среды анализируются, составляется годовой отчет о радиационной обстановке в районах размещения АЭС. Полученные сведения заносятся в форму федерального государственного статистического наблюдения № 2-тп (радиоактивность) – «Сведения о радиоактивных отходах, поступлении радионуклидов в окружающую среду и загрязненных ими территориях».

По результатам анализа в целях уменьшения воздействия АЭС на окружающую среду разрабатываются природоохранные мероприятия.

Анализ полученных данных и оценка радиационного воздействия

Величины допустимых и контрольных уровней газоаэрозольных выбросов, допустимых уровней жидких сбросов АЭС в окружающую среду, а также квоты на облучение населения от выбросов и сбросов при нормальной эксплуатации АЭС установлены Санитарными правилами проектирования и эксплуатации атомных станций (СП АС-03). Соблюдение требований СП АС-03 гарантирует, что доза облучения лиц из критической группы населения по каждому из этих факторов при нормальной эксплуатации не превысит установленной квоты – 10 мкЗв в год.
Средние значения радиоактивных выбросов инертных радиоактивных газов и аэрозолей на российских АЭС с ВВЭР в 2004-2006 годах, с оценкой по отношению к годовым допустимым выбросам (ДВ) радионуклидов, регламентированным СП АС-03, приведены в таблице 1.


Таблица 1. Выбросы радиоактивных газов и аэрозолей на АЭС России с ВВЭР

Из таблицы видно, что в 2004-2006 годах газоаэрозольные выбросы АЭС были ниже ДВ и в среднем не превышали по ИРГ – 0,5%, 131I – 8,4%, 60Со – 1,5%, 134Сs – 1% и
137Сs – 2% ДВ.


Таблица 2. Поступление радиоактивных продуктов с жидкими сбросами АЭС России

Объемы жидких сбросов в окружающую среду и поступление радионуклидов в поверхностные воды в 2004-2006 годах по отношению к допустимому сбросу (ДС), рассчитанному и утвержденному для каждой АЭС, сведены в таблицу 2. Для всех АЭС приводятся данные по 137Cs, который дает основной вклад (до 70%) в суммарную активность сбросной воды.
Согласно полученным данным, средние значения активностей жидких сбросов АЭС по 137Cs в 2004-2006 годах были меньше допустимых и не превышали 5,5% ДС.

Эффективная доза облучения населения, обусловленная обращением с радиоактивными отходами, включая этапы их временного хранения на АЭС и дальнейшего захоронения, не должна превышать 10 мкЗв/год – квоты, установленной ОСПОРБ-99. Как показывают расчеты, эффективная доза облучения населения от сбора, переработки и временного хранения радиоактивных отходов на АЭС значительно меньше 10 мкЗв в год.

Результаты анализа показывают, что радиационный риск для населения, обусловленный влиянием всех трех радиационных факторов, составляет менее 10-6 год-1 и, согласно ОСПОРБ-99 и СаНПиН 2.6.1.24-03, является, безусловно, приемлемым.

Таким образом, длительный опыт эксплуатации АЭС с ВВЭР показал, что системы и организация радиационного мониторинга окружающей среды на АЭС соответствуют требованиям федеральных норм и правил в области использования атомной энергии, а дозы облучения населения – требованиям санитарных норм.