Сегодня, судя по всему, пробьет звездный час для атомного лобби Германии. Сама канцлер ФРГ Ангела Меркель проводит саммит о направлениях энергообеспечения в будущем, участвовать в котором приглашены первые лица энергетических предприятий, эксплуатирующих ядерные реакторы. Главы четырех «атомных концернов» -- E.ON, RWE, EnBW и Vattefall -- ожидают получить на этом мероприятии определенные гарантии продления сроков промышленной эксплуатации немецких АЭС. Согласно действующему закону на этот счет, принятому во времена правления коалиции социал-демократов и «зеленых» во главе с канцлером Герхардом Шредером, уже в текущем году должны быть отключены две станции, производящие атомное электричество. Не делать этого ни при каких условиях до принятия предстоящей осенью национальной концепции энергетики Германии призвал политиков глава концерна E.ON Вульф Бернотат, выступивший на проходящей в Берлине трехдневной энергетической конференции, организованной под эгидой газеты Handelsblatt.
Сегодняшняя встреча в ведомстве канцлера станет первой беседой на эту тему приблизительно за 100 дней правления новой правительственной коалиции христианских и свободных демократов. Задача политиков и предпринимателей -- как можно более элегантно проломить брешь в принятом в июне 2000 года соглашении (его называли еще «атомным консенсусом») между правительственной коалицией и производителями атомной электроэнергии об «упорядоченном» прекращении ее производства.
Федеральный министр экономики Райнер Брюдерле в начале этой недели заверил атомщиков, что до осени продление сроков действия АЭС в Германии должно быть закреплено соответствующими документами. Фактически это высказывание обещает, что на выходе из атомной энергетики в Германии будет поставлен крест.
Произойдет это небесплатно: сообщается, что федеральное правительство, делая этот шаг доброй воли в сторону атомной энергетики, стремится получить долевое участие в дополнительной прибыли энергоконцернов, которая образуется от сохранения или по крайней мере продления жизни АЭС. Министр Брюдерле рассчитывает добиться получения в федеральный карман не менее половины такой дополнительной прибыли.
Правда, у нового «атомного консенсуса» есть оппоненты. Г-же Меркель (она, напомним, по образованию физик-ядерщик) предстоит сгладить разногласия между министром экономики Брюдерле и министром охраны окружающей среды христианским демократом Норбертом Реттгеном, который в силу ведомственной принадлежности относится к идее «отказа от выхода» более прохладно.
Вчера с трибуны энергетической конференции Handelsblatt докладчики выпустили мощный залп в поддержку мирного атома, ориентируясь, очевидно, на ведомство канцлера. Речь шла о том, что ядерная энергетика и возобновляемые виды энергии не конкуренты друг другу, а партнеры в достижении такого набора энергоносителей, который позволит минимизировать вредные выбросы в атмосферу. Об этом, в частности, говорил глава правления E.ON Energie профессор Клаус Дитер Маубах, выступивший с докладом «Сколько Европы в нашем будущем производстве энергии». Его позиция заключается в том, что продление сроков действия АЭС в Германии не окажет сдерживающего воздействия на развитие возобновляемых источников энергии. Вывод г-на Маубаха подкреплен исследованиями Института энергетического хозяйства и рационального использования энергии Штутгартского университета, проведенными по поручению E.ON Energie. Ученые считают, что атомные электростанции можно гибко использовать, например, с целью компенсации колебаний в выработке возобновляемых энергоустановок, когда, скажем, по причине чрезмерно продолжительного отсутствия ветра или солнца случается «не их день».
В необходимости подобной кооперации атома и экологии убежден Ульрих Гребер -- технический управляющий директор Areva Nuclear Power, предприятия по выработке атомного электричества из Эргангена. В своем докладе он подробно (видимо, тоже в расчете на участников сегодняшней встречи у канцлера) описал, как «третья энергетическая революция», которую мы переживаем сегодня, зависит от атомных электростанций. Компания Areva NP возникла в 2001 году под именем Framatome при слиянии Siemens Nuklear Power, атомного подразделения концерна, и французской фирмы Framatome. Позднее компания получила название Areva. Г-н Гребер подчеркнул, что Евросоюз также возвращается к широкому признанию атомной энергетики. «Конечно, Брюссель не может в административном порядке заставить страны -- члены ЕС эксплуатировать у себя АЭС, -- отметил менеджер Areva. -- Однако Еврокомиссия со всей отчетливостью заявила, что амбициозные цели европейцев по охране климата будут недостижимы без атомной энергии». Брюссель отнюдь не рассматривает ядерную энергетику в качестве некоей «промежуточной» технологии -- напротив, в Европейском стратегическом плане по энерготехнологиям Европейская комиссия выступает за развитие так называемых ядерных реакторов четвертого поколения.