Корпорация USEC борется за государственные гарантии от правительства США для строительства центрифужного завода в Пайктоне. Лоббисты корпорации, в число которых входит национальное управление ядерной безопасности (NNSA), настаивают, что завод необходим для страны. В комитете по распределению гарантий (LGPO) эти аргументы считают неубедительными.
Не имей сто друзей, а имей одного, но в нужном месте
У корпорации USEC есть много друзей, в том числе, в правительственных кругах и силовых структурах Соединённых Штатов. Это единственная американская компания, занимающаяся обогащением урана. Ей же принадлежат как законсервированные, так и всё ещё работающие разделительные заводы, на которых используется устаревший, дорогостоящий и энергоёмкий газодиффузионный метод обогащения урана.
USEC мечтает построить в Пайктоне центрифужный завод с использованием собственной разработки - центрифуг AC100. У корпорации не хватает средств и внешних инвестиций, и для успешного завершения проекта ей нужны госгарантии от министерства энергетики США.
Но в малочисленном офисе LGPO, который распределяет госгарантии в энергетической сфере, у USEC друзей нет. И заявку от USEC там рассматривают со всей возможной строгостью.
В одном из документов LGPO, попавшем в печать в соответствии с американским законом о свободе информации, проводится краткое, но нелицеприятное сравнение двух заявок, связанных со строительством разделительных заводов на территории США - от USEC и французской группы AREVA.
Заявка, поданная дочерней компанией группы AREVA, поддерживается французским атомным сектором, вызовет интерес у частного капитала и обоснована экономически. В противоположность французам, к корпорации USEC есть вопросы по её способности обеспечить надёжную работу при строительстве завода, следовать смете и изыскивать средства на покрытие возможных перерасходов.
Неудивительно, что AREVA госгарантии получила. В мае 2010 года министерство энергетики США предоставило французам гарантии на 2 миллиарда долларов для строительства разделительного завода в штате Айдахо. Что до USEC, то американская корпорация до сих пор не в состоянии договориться с LGPO. Пока не в состоянии…
Национальная безопасность
Главный аргумент, поднимаемый на щит друзьями USEC - завод в Пайктоне необходим для национальной безопасности США. Дело в том, что европейские разделительные заводы на территории Соединённых Штатов - как почти построенный завод от URENCO, так и планируемый завод от AREVA - будут эксплуатироваться по принципу чёрного ящика. Доступа к собственно технологиям у американцев не будет.
Есть и другой пункт, на который обращают внимание стратеги из NNSA. Заводы по обогащению урана должны обслуживать не только мирный, но и военный атомный сектор. Американцам нужен "полный доступ" к обогатительным мощностям для производства ВОУ-топлива для подводных лодок, топлива для наработки трития и других подобных нужд. Европейцы заниматься этим в США не будут - следовательно, американцам нужен "национальный" завод. К тому же, на таком заводе будет проще организовать систему экспорт-контроля.
В настоящее время, единственное предприятие на территории Соединённых Штатов, имеющее право обогащать уран для военных - завод в Падуке, штат Кентукки. Это тот самый газодиффузионный завод, принадлежащий корпорации USEC и стоящий на закрытие к 2017 году по причинам экономического и экологического характера.
Несомненно, что Падуку следует чем-то замещать, и новый завод в Пайктоне пришёлся бы как нельзя кстати. Но, как неожиданно выяснилось, "Американская центрифуга" (название завода в Пайктоне) не совсем американская.
Хотя собственно центрифуги изготавливаются по технологии, разработанной в организациях министерства энергетики США, и на американских предприятиях, "незначительная часть" вспомогательного оборудования для Пайктона должна поставляться из Европы.
Это ставит крест на планах использовать завод в военных целях, так как европейские поставщики на подобное применение их оборудования не согласятся, дабы не вступать на скользкий путь нарушения статьи I ДНЯО.
USEC обещает избавить Пайктон от европейского присутствия и перейти на более дорогие американские аналоги, но в офисе LGPO верят не словам, а реальному положению вещей.
Неувязки лоббистов
NNSA, профсоюзы и даже госдепартамент США убеждают офис по гарантиям в необходимости Пайктона для нужд обороны. В офисе, в свою очередь, обращают внимание на некоторые неувязки в аргументации лоббистов.
Прежде всего, лицензия, которую планирует получить завод в Пайктоне, не предполагает обогащения урана до величин, требуемых в военно-морском флоте. Одно из двух - или USEC должна изменить свою лицензию, или не надо рассказывать о важности завода для ВМФ. Тем более, что, как отмечают в LGPO, у американских военных моряков накоплено достаточное количество ВОУ, и дополнительные потребности в нём возникнут у флота нескоро.
Не всё так просто и с наработкой военного трития, к которой собирается иметь отношение USEC. Да, для получения трития нужен низкообогащённый уран, который могли бы производить в Пайктоне. Но в LGPO отказываются понимать, почему этот НОУ нужно получать исключительно на американском заводе.
Тритий - побочный продукт эксплуатации ядерного реактора, и он образуется в активной зоне вне зависимости от национальности компании, обогащавшей уран для свежего топлива. В LGPO полагают, что нет законодательных или международных запретов, способных помешать военным собирать тритий в реакторах, и иностранные поставщики ОУП не станут против этого возражать.
Самое интересное, что практика однозначно подтверждает логику офиса по гарантиям. Компания TVA, заключившая контракт на производство трития для военных нужд на АЭС "Уоттс Бар", будет закупать услуги по обогащению у "URENCO USA", европейского разделительного завода, достраивающегося в штате Нью-Мексико. Никаких возражений против этой сделки у политиков и юристов нет.
На помощь Пайктону поспешили прийти американские разведчики. Им также необходимо, что в США был собственный центрифужный завод. Якобы это требуется для того, чтобы эффективнее оценивать и бороться с распространением технологий по обогащению урана в других государствах, особенно в таких, как Иран.
С этим аргументом в LGPO расправились не без язвительности. Схожи ли между собой центрифуги AC100 и центрифуги, которые выпускает Иран? Естественно, нет! Но в таком случае, чем Пайктон сможет помочь при анализе иранской ядерной программы? Помимо всего прочего, для таких целей хватит научной лаборатории, и вовсе не требуется коммерческий завод.
Что же делать с проектом завода в Пайктоне и со всей корпорацией USEC в целом? Из офиса LGPO исходили предложения национализировать корпорацию и поставить Пайктон на бюджетное довольствие - если уж столь много государственных организаций и ведомств Соединённых Штатов полагают проект необходимым для национальной безопасности. Альтернативой могла бы стать продажа USEC какой-либо из крупных американских военно-промышленных компаний.
И всё же, давление слишком велико. Госгарантии для Пайктона, скорее всего, будут выданы, а сумма в 2 миллиарда долларов на эти цели в Вашингтоне уже отложена. Теперь USEC и её друзьям осталось только добить сопротивление офиса LGPO. Вопрос только в том, когда именно это случится.