Египет и Иордания - что их объединяет? Обе страны принадлежат к арабскому миру, в обеих странах разгорается цветная революция, и обеим странам ГК "Росатом" была не против построить атомную станцию.
Тендер на строительство АЭС в Иордании идёт полным ходом и добрался до второй стадии, где на время благополучно затих. Соперниками россиян выступают канадцы и франко-японское СП "Atmea". Тендер на строительство исследовательского реактора россияне проиграли, уступив первенство Южной Корее.
На самом деле, Иордании нужно сразу две атомных станции. Одна - для снабжения электричеством всего народного хозяйства, а другая - специально заточенная под нужды канала между Мёртвым и Красным морями. Строить вторую станцию королевство будет только в том случае, если соберётся строить собственно канал.
Тендер на строительство АЭС в Египте пока не объявлен. Сначала его собирались объявить в декабре 2010 года. Потом перенесли на конец января 2011 года. В середине января египетский министр энергетики Хасан Юнис пообещал стартовать тендер "в ближайшие две недели". Вместо этого, египтяне стартовали революцию.
К обоим тендерам в "Росатоме" и в российских властных структурах относятся серьёзно. По Иордании буквально на днях высказался помощник президента Сергей Приходько: "Мы такую заинтересованность проявляли и сказали о том, что мы готовы сотрудничать". Чтобы цитата не стала подвешенной, нужно напомнить и о других его словах: "Они должны принять решение по площадке, мы должны принять решение по кредиту… Это вопрос не одного-двух лет".
По Египту российские намерения также выглядели серьёзно. В середине декабря министр торговли и промышленности Египта Рашид Мухаммед Рашид после переговоров с Виктором Христенко публично подтвердил - Россия готова "оказать помощь в финансировании проекта - это могут быть как государственные кредиты, так и коммерческие кредиты банков, принадлежащих государству".
Что теперь ожидает арабские тендеры? В Иордании, говорят, молодой король устоит и удержится у власти. Сценарии для Египта самые непредсказуемые. К президентской должности там рвётся Мохаммад Эльбарадей, бывший гендиректор МАГАТЭ с неформальным прозвищем "Фараон". Возможно, это не самый худший из вариантов.
Хотя, если вспомнить, как Эльбарадей управлял в МАГАТЭ, то, положа руку на сердце, придётся признать - тоже ведь, тот ещё деятель.
Хорошо, что волнения в Египте и Иордании случились на этапе тендера. Было бы хуже, если бы тендеры там закончились, и закончились бы нашей победой. Могла бы повториться бушерская ситуация, когда в один из кризисных моментов вокруг Ирана всерьёз ставился вопрос о срочной эвакуации российских и украинских специалистов.
События в арабском мире дают повод поговорить (спокойно и без пропагандистских передёргиваний!) о том, насколько хорошо подготовлена международная экспансия "Росатома".
В октябре 2010 года российское атомное ведомство подвело итог своей международной деятельности и озвучило, что намерено построить 35 блоков в 15 странах.
Но все ли страны одинаково полезны? В списке из 15 государств есть Турция, и это правильно. В списке есть Вьетнам, и это наш старый союзник. В списке есть Венгрия, и это Европа.
Но что мы можем сказать теперь, с позиций послезнания, о Египте или Иордании? И тем более, что мы можем сказать о таком претенденте на российские реакторы, как Народная Республика Бангладеш?