Настоящий Меморандум о создании Балтийского экологического кластера «Атомная энергетика – электромобили» (далее «Кластер») является соглашением о взаимодействии и поддержан участниками Международного форума «Балтийский экологический кластер «Атомная энергетика – электромобили»
1. Актуальность
186 государств, в том числе Россия, приняли или ратифицировали Парижское соглашение по климату, провозгласившее курс на декарбонизацию энергетики и транспорта и признавшее атомную энергетику составной частью «зелёной» экономики.
1 июля 2020 года абсолютное большинство населения поддержало внесение изменений в Конституцию Российской Федерации и активную практическую реализацию провозглашенной Президентом Российской Федерации Владимиром Владимировичем Путиным социально ориентированной политики.
Особое значение в Конституции РФ уделено роли гражданского общества в решении вопросов экологического благополучия и качества жизни народа.
Исходя из этих трех начал Межрегиональное общественное экологическое движение «Ока» предлагает к реализации проект Балтийского экологического кластера «Атомная энергетика – электромобили».
2. Российская атомная энергетика и мир
Россия развивает атомную энергетику для созидания справедливого, устойчивого, экологически чистого мира, в том числе снижения выбросов парниковых газов, декарбонизации энергетики и транспорта.
3. Качество жизни и потребление электроэнергии
Сегодня Россия занимает 70 место в мировом рейтинге качества жизни и 59 место по уровню счастья населения.
В первую десятку стран с самым высоким качеством жизни и счастливым населением входят такие же северные страны: Норвегия, Швеция, Финляндия, Исландия, Канада - лидеры по уровню потребления электроэнергии на душу населения. Россия отстает по этому показателю в 3-5 раз.
Исследования, проведенные Экологическим движением «Ока», выявили прямую зависимость качества жизни населения от уровня потребления электроэнергии в расчете на одного человека.
4. Почему в Балтийском регионе?
В Балтийском регионе на территории 10 стран проживает более 40 млн. человек, количество автотранспорта с ДВС - более 17 млн. единиц и продолжает увеличиваться, действует 22 атомных энергоблока и планируется построить ещё 12 энергоблоков к 2035 году.
В Санкт-Петербурге, Ленинградской и Калининградской областях постоянно проживает более 12 млн. человек, а количество автотранспорта с ДВС – более5,5 млн. единиц, действует 6 атомных энергоблоков и планируется построить ещё 4 энергоблока к 2035 году.
На территории Санкт-Петербурга, Ленинградской и Калининградской областей:
- находятся ведущие научные и образовательные центры России, в том числе предприятия и организации атомной отрасли;
- СПбПУ имени Петра Великого реализует инновационный проект по созданию «Русского электромобиля»;
- расположены крупнейшие предприятия России по производству автомобилей ведущих компаний Германии, Южной Кореи и Японии, активно осваивающих рынок электромобилей.
5. Почему «Атомная энергетика», «Электромобили» и «Экологический кластер»?
Когда мы говорим «Атомная энергетика», то имеем в виду не только атомную генерацию, но и водородную энергетику, энергетику термоядерного синтеза, другие инновационные атомные технологии, в том числе сверхпроводниковые, создание тяговых электродвигателей, аккумуляторов и накопителей энергии, новых материалов, а также солнечную, ветровую и другие возобновляемые источники энергии.
Когда мы говорим «Электромобили», то имеем в виду и наземный, и водный и воздушный транспорт на электрической или водородной тяге.
Когда мы говорим «Экологический кластер», то имеем в виду, в первую очередь, создание единых стандартов экологического благополучия и качества жизни населения с учетом климатических, экологических, культурно-исторических и иных особенностей регионов (Пусть цветут сто цветов!), и во вторую очередь, создание единых энергетических, технологических, инфраструктурных и информационных платформ устойчивого развития.
Впервые неправительственной, некоммерческой организацией инициируется создание экологического кластера.
6. Цели Балтийского экологического кластера «Атомная энергетика – электромобили»:
- создание единых стандартов экологического благополучия и качества жизни населения с учетом климатических, экологических, культурно-исторических и иных особенностей регионов, создание единых энергетических, технологических, инфраструктурных платформ устойчивого развития;
- превращение Балтии из зоны конфронтации и нарастающих угроз в регион мира и сотрудничества, инновационного развития и экологического благополучия;
- обеспечение России и другим странам Балтии лидерства в созидании экологически чистого мира в соответствии с Целями устойчивого развития ООН и требованиями Парижского соглашения по климату.
7. Задачи Балтийского экологического кластера «Атомная энергетика – электромобили»:
- создание условий наибольшего благоприятствования в общественной, экспертной и бизнес среде, СМИ, органах власти прибалтийских стран для практической реализации инновационных проектов по декарбонизации энергетики и транспорта в соответствии с требованиями Парижского соглашения по климату;
- поэтапный переход на преимущественно атомную генерацию электрической энергии, электрическую и водородную тягу транспортного потока в Балтийском регионе, инновационное развитие прилегающих территорий;
- отработка технологий, по созданию в перспективе Черноморского, Каспийского и Волго-Окского экологических кластеров «Атомная энергетика – электромобили»;
- налаживание коммуникаций между экологическим и бизнес сообществами балтийских стран по продвижению проектов Балтийского экологического кластера «Атомная энергетика – электромобили»:
- изучение общественного мнения и просветительная работа по проектам Балтийского экологического кластера «Атомная энергетика – электромобили».
8. Концепция создания Балтийского экологического кластера «Атомная энергетика – электромобили»:
Членами Кластера могут быть юридические и физические лица, представители научного и экспертного сообществ, экологические организации, инжиниринговые, промышленные, строительные, транспортные компании, средства массовой информации, образовательные учреждения, органы власти всех уровней и другие организации, объединенные реализацией целей и задач Кластера.
Кластер создаётся на принципах добровольного участия.
Экспертный Совет Кластера является коллегиальным постоянно действующим органом, координирующим деятельность предприятий и организации – участников Кластера по реализации приоритетных инновационных проектов.
Правление Кластера обобщает российский и мировой опыт, предложения участников Кластера, организует практическую работу исполнительных органов по их взаимодействию и развитию.
Для продвижения Балтийского экологического кластера «Атомная энергетика – электромобили» Межрегиональное общественное экологическое движение «Ока с 26 ноября 2020 года начинает проводить в режиме онлайн серию консультаций, встреч-диалогов и конференций международного форума "Балтийский экологический кластер "Атомная энергетика - электромобили".
В настоящее время ведётся активная работа по подготовке уставных и программных документов для юридического оформления статуса Балтийского экологического кластера «Атомная энергетика – электромобили».
Призываем представителей органов власти всех уровней, бизнес структур и гражданского общества оказать поддержку проводимой работе.
Приглашаем все заинтересованные стороны к сотрудничеству и участию в работе Балтийского экологического кластера «Атомная энергетика – электромобили».
Председатель Координационного Совета Межрегионального общественного Экологического движения «Ока», Председатель Оргкомитета Международного форума «Балтийский экологический кластер «Атомная энергетика – электромобили»
А.В. Хасиев