Госкорпорация "Росатом" и "En+ Group" объявили о запуске амбициозного проекта по разработке ядерного реактора нового поколения на базе технологии, которая ранее применялась в атомных подводных лодках. В настоящее время сторонами уже создано СП – ОАО "АКМЭ-инжиниринг", которое к 2019 году планирует построить опытно-пилотный блок АЭС с реактором типа СВБР. О деталях будущего проекта и его перспективах в интервью "Интерфаксу" рассказала гендиректор СП Анна Кудрявцева.
- Вы достаточно давно прорабатывали этот проект. Когда была зарегистрирована компания? Каковы будут вклады сторон: инвестиции со стороны "Евросибэнерго" и какова доля Росатома?
- СП зарегистрировано 10 декабря, вклады сторон - 50 на 50. Вносим не только инвестиции, но и интеллектуальную собственность тоже.
У нас есть базовая технология реактора со свинцово-висмутовым теплоносителем СВБР (свинцово-висмутовый быстрый реактор – ИФ), которая была отработана отраслевыми организациями – "Гидропрессом" и Обнинским Физико-энергетическим институтом. Установки СВБР, только меньшей мощности, эксплуатировались на атомных подводных лодках, . Так что СВБР - апробированная технология, и Россия – единственная страна в мире, которая имеет данную работоспособную технологию.
- А за рубежом кто-то занимается аналогичными проектами на базе технологии свинец-висмут?
- Какие-то страны находятся на стадии НИОКР, кто-то имеет только предварительные заделы и концепции.
- На каких заказчиков ориентированы АЭС с реакторами СВБР?
- Такие станции предназначены для нужд региональной энергетики, где есть потребность в генерации средней и малой мощности с повышенным уровнем безопасности. Я имею в виду в первую очередь труднодоступные районы, где ведут добычу металлургические компании, или нефтегазовые.
Кроме того, у проекта большой экспортный потенциал, в первую очередь в Африке и Азии, где по объемам потребления не нужны реакторы-тысячники (мощностью 1000 МВт – ИФ), или они не подходят из-за сетевых ограничений. Но им при этом нужен повышенный уровень безопасности, такой, чтобы если что-то случается, установка самозаглушилась. А у нас как раз сам принцип реактора нацелен на то, чтобы обеспечить максимальную безопасность даже в не слишком умелых руках.
- Оценку интеллектуальной собственности вы уже провели? Когда Росатом внесет ее в СП, и как это будет осуществляться?
Предварительные переговоры с партнером по этому вопросу прошли. Однако остаются вопросы по процедуре оценки этих активов по их реальной стоимости. Дело в том, что сейчас разработки по проекту СВБР являются собственностью предприятий отрасли. И, как правило, их оценка по балансу довольно низкая. Для того чтоб нам внести данную интеллектуальную собственность в СП по коммерческой стоимости, нужна будет переоценка. Но при этом возникают вопросы законодательного характера, ведь переоценка вызовет для предприятий последствия налогового характера. Проще говоря, у них возникает налог на прибыль. Это проблемная точка не только нашего проекта, она характерна для страны в целом.
В связи с этим Госкорпорация "Росатом" создала межотраслевую рабочую группу, которая пока находится в стадии становления. Туда, как мы ожидаем, войдут все ведущие технологические корпорации. Например, уже подтвердили свое участие "Ростехнологии". Также привлекаем к этой деятельности "Роснано", РЖД и Газпром. В рамках рабочей группы будут отрабатываться предложения по совершенствованию законодательства РФ в части научно-технической и инновационной деятельности, и, в частности, того, что касается учета в активах интеллектуальной собственности. В 2010 году мы планируем подготовить пакет соответствующих законодательных инициатив. То есть получается, что на пилотном проекте СВБР будут отработаны многие проблемные точки инновационного развития страны.
- А когда, в таком случае, вы ожидаете корректировки законов?
- Скорее всего, как мы надеемся, эти предложения могут быть утверждены в 2011 году. Но торопиться мы не будем.
- Можете оценить, какова будет доля интеллектуальной собственности в общей стоимости проекта?
- У нас есть предварительная цифра, но это конфиденциальная информация.
- Раньше приводилась оценка суммарной стоимости проекта – до $1 млрд. Подтверждаете эту сумму?
- Весной мы оценивали необходимые инвестиции примерно в 14 -16 млрд рублей (на срок до 2019 г.), но это в докризисных ценах. С учетом кризиса понятно, что данная сумма будет корректироваться. С одной стороны, мы видим удешевление рабочей силы, и по некоторым позициям - оборудования, подготовительных работ. С другой стороны мы понимаем, что есть инфляция.
Подчеркну, что мы в рамках СП закладываем четкий принцип: использование всех классических канонов проектного управления. То есть будет идти строгий контроль за расходами с обеих сторон.
- Росатом и частный инвестор имеют паритетные доли. А как будет осуществляться разрешение спорных вопросов?
- Международный арбитраж.
- Какие приоритетные задачи СП определило для себя на ближайшие годы?
- Первая стадия нашей работы – НИОКР и подготовка гражданского проекта. Закладываем на это примерно 3,5-4 года. Управление НИОКРами с обеспечением результативности – задача номер один.
Вторая точка приложения наших усилий – определение места размещения пилотной установки. Мы выбираем сейчас из трех площадок, все это – отраслевые предприятия, где сосредоточены кадровые и технические ресурсы. Не хотелось бы пока их называть. В начале 2010 года, думаю, будет сделан выбор в пользу одной из площадок.
Выбирать будем по набору критериев, среди которых технико-геологические характеристики, кадровый потенциал, экономика проекта, а также энергодефицитность региона. Несмотря на то, что мощность пилотной установки будет маленькая, мы рассматриваем ее не только как площадку для отработки технологий, но и как экономический объект.
- Основой атомной энергетики сейчас являются АЭС с реакторами ВВЭР, которые несут базовую нагрузку в ЕЭС России. То есть они не могут маневрировать в течение суток вслед за изменением потребления. А станции с реакторами СВБР тоже будут работать в базе?
Маневренность - это одна из характеристик, которую мы закладываем в проект. Еще одно преимущество СВБР – модульность. Реактор на 100 МВт не будет монтироваться на месте, он будет собираться на заводе-изготовителе и доставляться затем на площадку. Это удешевляет проект.
- Уже понятно, кто будет заводом-изготовителем?
- Есть целый ряд предприятий, отраслевых и не отраслевых, которые мы рассматриваем. Готовы также смотреть на зарубежных поставщиков оборудования. Кроме того, у самого СП стоит задача по развитию компетенций не только в сфере инжиниринга атомных станций, но и в части реакторостроения..
Отмечу, что сейчас в связи с кризисом у машиностроителей меньше заказов от традиционной энергетики, и активной борьбы за их мощности не происходит, так что в этом смысле мы стартуем в удачное время.
- Стоимость 1 кВт мощности станции с реактором СВБР будет сопоставима с ценой ВВЭР?
- На опытно-промышленной установке экономики никогда не получается. Дальше весь вопрос – в конфигурации серийного блока. Мы сейчас ведем проработку этого вопроса, оцениваем рынок, в том числе зарубежный. Чем больше мощность АЭС – тем станция экономичнее, и, в конечном счете, возможно, оптимально было бы строить станции с реакторами СВБР сразу на 1000 МВт. Мы и это можем делать. Другой вопрос, что у атомной отрасли в этой мощностной линейке есть и "быстрые" натриевые реакторы (проект БН-800 - Интерфакс), и ВВЭР. Поэтому в эту нишу мы вряд ли будем заходить, а скорее сосредоточимся на региональной энергетике.
Предварительная оценка показывает, что оптимальная мощность АЭС с СВБР будет в пределах 200-400 МВт. Но в результате все будет зависеть от рынка, от того, сколько рынок сможет съесть.
Более отчетливо экономические параметры проекта будут видны, когда пилотная установка заработает. Хотя, безусловно, все базовые расчеты и прогнозы мы делаем уже сейчас.
- Как будут решаться вопросы по радиоактивным отходам СВБР?
- В части отходов особых проблем у нас нет. Понятны и очевидны какие-то рисковые технические точки, но неразрешимой критики нет, только чисто инженерные вопросы.
В целом в отрасли сейчас создается единая система обращения с РАО и ОЯТ, и мы туда просто вписываемся, будем потребителями услуг национальных операторов в этой сфере. Также и с топливом будет.
- Какое, кстати, топливо использует СВБР?
- Пока будем использовать традиционное топливо – обогащенный уран. Далее будет, по всей видимости, уран-плутониевое топливо (МОКС), и на следующем этапе плотное топливо, когда оно появится. Геометрия активной зоны СВБР позволяет использовать любые виды топлива.
- Если я правильно понимаю, СВБР может быть и наработчиком ядерных материалов, так называемым "бридером"?
- Да, это так. Хотя у нас нет самоцели заниматься наработкой плутония. Наоборот, с точки зрения нераспространения лучше "бридерами" эти установки не делать. К тому же есть "быстрые" натриевые реакторы, которые могут наработать все, что нужно отрасли для производства МОКС-топлива, в частности. И потом, должна быть определенная пропорция реакторов – потребителей МОКСа, и наработчиков плутония для этих целей. И эта доля не один к одному.
- Насколько нам известно, ранее обсуждалась возможность использования СВБР для размещения на площадках АЭС, выведенных из эксплуатации. Например, на Нововоронежской станции, где уже отработали свой ресурс 1-й и 2-й энергоблоки. Эта идея еще актуальна?
- Как опция такой вариант рассматривается, но детальной проработки мы пока не делали. Впрочем, также мы пониманием, что на рынке могут быть востребованы дополнительные услуги СВБР, такие как перегретый пар, тепло, установки по опреснению воды.
- Проект рассчитан на достаточно длинный период реализации, а сейчас, в условиях кризиса, многие частные инвесторы сталкиваются с финансовыми трудностями. Допускаете вариант, что ваш партнер по каким-то причинам может выйти из проекта или сократить свое участие в нем?
- Наш партнер, "Евросибэнерго", подтвердил свою заинтересованность, в том числе на уровне руководства, и предоставил определенные гарантии. Мы работаем уже полтора года, и финансирование в течение 2009 года, в частности, идет и со стороны "Евросибэнерго"
- Сколько денег уже вложено?
- Точную сумму назвать невозможно, потому что нет ясности, как корректно оценить по затратному принципу то, что было вложено в советские годы, и в частности по линии министерства обороны, ведь реакторы СВБР эксплуатировались на АПЛ.
В целом по проектам такого рода со стороны затрат оценку сделать невозможно. Поэтому если оценивать, то только по доходному принципу.
- Вы рассчитываете и на поддержку государства. В чем она будет выражаться?
- У этого вопроса есть два аспекта, как две стороны одной медали. Во-первых, есть отраслевая ФЦП по ядерным технологиям нового поколения, где отдельной статьей прописано развитие "быстрой" энергетики, то есть реакторов с натриевым, свинцовым и свинцово-висмутовым теплоносителями. Финансирование по направлению СВБР там предусмотрено, и мы рассматриваем это как вклад государства в дело госкорпорации. И вторая сторона – в рамках президентской комиссии по модернизации наш проект еще в июле был утвержден, с пометкой "без дополнительного финансирования". Там есть такой формат, подтверждающий приоритетный статус проекта.
Ю. Гилева