Мы публикуем сокращённый перевод интервью министра экономики и энергетики Болгарии Трайчо Трайкова болгарскому изданию "24 часа".
- Что, в конечном итоге, произойдёт с АЭС "Белене"?
- Последнее по времени заявление "Росатома" для СМИ появилось на следующий день после поездки моего заместителя Мария Косева в Москву. Мы дали понять, что не сумеем договориться на условиях предлагаемой русскими фиксированной цены.
Мы начали вновь вести переговоры по эскалации (исходная цена плюс индексация для учёта инфляции. - Прим. AtomInfo.Ru), так как фиксированная цена, которую они хотят, слишком высока (6,3 миллиардов евро).
- То есть, вы возвращаетесь к исходной идее о стоимости контракта 3,99 миллиарда евро и индексации для учёта инфляции?
- Начинаем вести переговоры по индексу эскалации. Русские просто хотят получить их цену, но другим способом. Пока они не могут договориться с нами ни по фиксированной цене, ни по эскалации.
В то же время, они призывают нас подписать приложение 12, что составляет около 2 миллиардов евро. Мы не имеем возможности подписаться под этими условиями.
Кроме того, они написали публичное письмо - мы даём вам всё, деньги, кредит, а вы не даёте ничего, так почему же вас интересует цена строительства станции? Это абсолютное оскорбление интеллекта болгарской стороны. Хотя, я смотрю, есть те, кто этому поверил.
- Господин Трайков, людям не всё равно, сколько будет стоить Белене и насколько безопасной она получится. Если электроэнергия от станции будет дорогой, кто станет за неё платить?
- Мы добились немалого - определились со схемой финансирования. Русские заявляют, что проектная компания "Белене", доля Болгарии в которой составляет 51% за вычетом уже уплаченных сумм, получит дополнительное финансирование с их стороны под очень хороший процент.
Болгарские акции будут заложены, но останутся в собственности Болгарии. Русские будут получать дивиденды со своих акций до выплаты кредита. Это хорошо для меня, потому что, имея 51%, мы будем осуществлять контроль за деятельностью компании. Факт залога акций ничего не изменит. Но остаётся вопрос о цене.
- Различные лоббистские группы выступают против атомной энергетики и продвигают экоэлектричество или ТЭС. Что ожидает Болгарию через пять лет?
- За последние пять лет цены на фотоэлектрические технологии снизились, минимум, на 20-30%, и их удешевление продолжается.
- Но в Болгарии тарифы на электроэнергию, получаемую на солнечных станциях, очень высокие. Как долго это будет продолжаться?
- После 1 июля появятся новые цены… Это правда, что мы поддерживаем одни из самых высоких в Европе расценок на электроэнергию от солнечных батарей. Однако они будут корректироваться каждый год регулирующим органом ДКЕВР с точки зрения инвестиционных затрат.
- Когда доля ВИЭ в Болгарии достигнет 16%, мы сможем позволить себе снизить цены на энергию от альтернативных источников до рыночного уровня. Одновременно есть смысл использовать потенциал гидроресурсов. Почему бы не ускорить сооружение ГЭС "Горна Арда"?
- Потому что это будет рассматриваться как лоббирование интересов компании EVN, стоящей за этим проектом.
Когда этот проект запускался предыдущим министром Петром Димитровым, членом соцпартии, никто не говорил о лоббировании, но когда о нём говорю я, то это считается лоббированием? (Трайков до назначения на пост министра несколько лет работал в компании EVN. - Прим. AtomInfo.Ru)
ГЭС "Горна Арда" должна быть построена как можно быстрее, чтобы использовать потенциал этих 160-170 МВт дешёвых гидроресурсов. И мы должны думать, как задействовать ресурсы реки Места. По соглашению с Грецией, мы отдаём им 30% объёма воды, но на сегодняшний день мы почти не используем свою квоту.