На вопросы электронного издания AtomInfo.Ru отвечает заместитель генерального директора по высотному строительству ЗАО "ФорпостЭнерго" Юрий БУРКОВ.
Форпост Газпромбанка
Юрий Алексеевич, представьте, пожалуйста, нашим читателям вашу компанию.
ЗАО "ФорпостЭнерго" создано ОАО "Газпромбанк" в конце 2006 года с целью оказания услуг по сооружению объектов атомной энергетики в России и за рубежом. В настоящий момент ЗАО "ФорпостЭнерго" является строительно-монтажной организацией, направленной на оказание инжиниринговых услуг в широкой сфере деятельности.
Компания создавалась для работ по инвестиционным, ремонтным и строительным программам на ОМЗ "Ижорских заводах". Но вскоре встал вопрос о расширении наших функций. Это работы и в атомной отрасли, нефтегазовой и металлургической.
Одним из первых наших контрактов стала, в том числе, Бушерская АЭС. Там ЗАО "ФорпостЭнерго" выполняло работы по монтажу оборудования, трубопроводов и запорной арматуры в реакторном отделении.
Создано в 2006 году. Выполняет работы на промышленных объектах в атомной и нефтегазовой отраслях. Основное направление деятельности компании - атомная энергетика.
На блоке №4 Калининской АЭС общество является одной из самых крупных организаций по выполняемому объёму строительно-монтажных работ.
Градирни №№1-4 Калининской АЭС.
В августе проходило сообщение о том, что ЗАО "ФорпостЭнерго" и ООО "Высотник" досрочно закончили возведение монолитной железобетонной оболочки вытяжной башни градирни №3 на "Калинине-4"…
Две градирни на блоке №4 КАЭС мы начали строить в феврале 2008 года практически одновременно. Сроки мы отсчитываем от того момента, когда первый кубометр бетона был уложен в подземную часть.
Назначение градирни для читателей вашего издания объяснять, наверное, не надо. На всякий случай, буквально в двух словах. Градирни - это одна из частей системы оборотного технического водоснабжения, которая направлена на то, чтобы охладить в конденсаторах отработавший в турбине пар.
В Удомле на Калининской АЭС у градирен есть своя особенность экологического плана, потому что вся система оборотного технического водоснабжения завязана на озёрах-охладителях. Первые две градирни фактически охлаждают озеро, которое находится в достаточно критическом состоянии по температуре, особенно в жаркую погоду.
В июле на Калининской АЭС даже проходило специальное совещание по этой проблеме. Вопрос ставился даже так - а не потребуются ли ещё дополнительные градирни, потому что имеющихся может не хватить, особенно после пуска энергоблока №4.
Вот для этого ЗАО "ФорпостЭнерго", совместно с фактическим исполнителем работ - ООО "Высотник", в прошлом году построило вытяжную башню четвёртой градирни, а в этом - третьей. Почему так получились с номерами? Станционный номер у градирни четвёртый, а фронт работы по ней был предоставлен скорее, чем по третьей.
Да, действительно, у нас был вопрос - почему сбилась последовательность номеров?
Совершенно рутинная ситуация. Нам фронт работ по подземной части предоставлялся со свайного основания. На обеих градирнях сваи забивали две разные организации, и одна опередила другую. Поэтому мы приступили сначала к четвёртой градирне, и она уже дальше фактически пошла с опережением третьей.
Каково положение на калининской площадке на сегодняшний момент? Мы практически закончили строительство градирни №4. Водоохладительное устройство смонтировано полностью, осталось смонтировать только полимерную начинку оросителя и водоуловителя. Этим мы будем заниматься зимой.
На градирне №3 мы параллельно с демонтажем опалубочного оборудования и завершением работ на вытяжной башне начали монтировать водоохладительное устройство.
В следующем году мы должны градирни на Калининской АЭС закончить и сдать. То, о чём мы сейчас отрапортовали - это завершение строительства основной части градирни. Это, оболочка - ствол вытяжной башни. Но это очень важный результат, и я объясню, почему.
По традиции высотники всегда отмечали именно факт окончания работ по основной части высотного сооружения - ствола дымовой трубы или оболочки градирен. И говорили, что высотная часть сооружения, в данном случае - оболочка, по сути, и есть основной объект.
Всё остальное можно делать и зимой, привлечь большее количество техники, оборудования и людей, ускорить темпы. На оболочке особенно не развернёшься. Технология отработанная, все подаётся краном, а кран один, людей много не поставишь - им просто делать будет нечего, да и работы всегда ведутся круглосуточно, бетонирование и так ведётся практически каждый день. Так что особых резервов нет.
Скорость возведения определяется практически погодой и скоростью подъёма крюка башенного крана. Поэтому-то сдача оболочки и есть ключевой для строительства градирни момент. Есть оболочка - есть объект! И наоборот!
О градирнях
А какой тип градирен на КАЭС?
Они испарительные, по нашей внутренней градации - супермощные. Чуть-чуть по градации. У нас у высотников считались градирни "маленькие" (высотой до 55 метров), "средние" (высотой 82 метра, потом они стали 87 метров из увеличения высоты опорной колоннады), и "супербольшие" или "супермощные" градирни с высотой 150 метров от нулевой отметки. Их площадь орошения 10 тысяч квадратных метров и производительность 100 тысяч кубометров охлаждаемой воды в час.
Вот практически основные характеристики технические. Больше по градирне обычно ничего не называют.
Какие градирни предполагаются для новых блоков?
На следующих блоках - на Нововоронежской АЭС-2, на Ростовской АЭС-3, на втором блоке Ленинградской АЭС-2 - будут другие градирни - высотою 170,5 метров и большей производительностью.
Возможно, вы знаете, что уже многие годы дебатируется возможность перехода на сухие градирни. Мода на сухие градирни есть по экологическим соображениям, но там есть и проблемы.
Чтобы сухая градирня обеспечила нужную на наших блоках производительность, по предварительным данным, она должна быть диаметром чуть ли не 2 раза больше испарительной, так как для охлаждения воды на одинаковую температуру для сухого охлаждения в радиаторе надо подать в 5 раз больше воздуха, чем для испарительной градирни.
Вопрос о сухих градирнях мы задать планировали. Как раз в свете идущих сейчас разговоров.
Да разговоров-то много. За рубежом в своё время была построена одна 180-метровая сухая градирня, но производительность её оставляла желать лучшего и дальше эта практика не распространилась. Маленькие сухие градирни существуют, но их ставят на металлургических заводах для малых объёмов или в районах, где проблема с подпиткой воды. Что касается сухих градирен средней и большой мощности, то в нашей стране их просто нет.
Поэтому, всё-таки, на новых блоках пока проектируются испарительные градирни, но с другими параметрами. Высота их увеличится до 170,5 метров, производительность колеблется в пределах 150-175 тысяч кубометров в час. Такая градирня сможет обеспечить потребности одного блока-миллионника.
Всё-таки, если на улице будет +40°C, то справится ли со своими функциями сухая градирня?
Знаете, я не узкий технолог и никогда сухих градирен не строил. Отвечу так - если на улице будет +40°C, то я и за испарительные градирни без дополнительного резерва до конца не поручусь.
По сухим градирням можно говорить много, но дебатировать я сейчас не готов. Нет конкретики, соответственно, не о чём спорить. Их не строили, неизвестно, смогут ли они обеспечить заданную эффективность. Поэтому на наших новых блоках будут, скорее всего, строить такие же градирни, как на Нововоронежской АЭС-2 или на Ростовской АЭС-3.
20 метров резерва
Под новыми блоками Вы что имеете в виду?
Например, "Тверь-2". По факту, это пятый и шестой блоки Калининской АЭС, они отстоят от основной площадки Калининской АЭС всего на 9 км.
Так вот, имея в виду перспективу строительства на новых площадках, мы решили проверить свои силы на третьей градирне КАЭС. Как я уже сказал, новые градирни будут высотой 170,5 метров, а не 150. Мы решили поставить эксперимент - способны ли мы уложиться в графики строительства градирен такой высоты?
Я позволю себе небольшое отступление. Я всё время говорю "мы", и настала пора расшифровать, что скрывается за этим местоимением. Мы - это коллектив, который сейчас работает на Калининской станции. Это "ФорпостЭнерго" и наш подрядчик ООО "Высотник", которому в будущем году исполнится 20 лет и бессменным директором которого все эти годы является Москвин Анатолий Владимирович.
Основа нашего обоих коллективов (руководители, ИТР, бригадиры, рабочие) - выходцы из организации "Энерговысотспецстрой", которая была создана в Минэнерго СССР в 1971 году специально для строительства высотных сооружений на атомных, тепловых и иных электростанциях. И с 1971 года коллектив работал по всему Советскому Союзу, как единственная организация в Минэнерго СССР по строительству дымовых и вентиляционных труб и градирен на тепловых и атомных электростанциях. Я в него влился в 1976 году, а есть у нас работники, начинавшие карьеру в 1972-1973 годах.
К сожалению, "Энерговысотспецстрой" почти полтора года как не существует, но все мы друг друга знаем, и все мы до сих пор работаем вместе. Мы трудились на третьем блоке КАЭС, перешли на четвёртый и планируем также продолжить совместную работу и дальше. Все высотники обычно друг друга знают.
ООО "Высотник". Как самостоятельная организация зарегистрирована и осуществляет производственную деятельность с июля 1991 года на территории Киришского района Ленинградской области, а с 2001 года и в других регионах Российской Федерации. ООО "Высотник" располагает всеми необходимыми видами лицензий на строительство любых видов и типоразмеров высотных зданий и сооружений I и II уровней ответственности, в том числе и на АЭС при сооружение энергоблоков, а также аккредитована "Росэнергоатомом" в качестве исполнителя работ по сооружению энергоблоков атомных станций в части строительства зданий, сооружений и конструкций 1, 2 и 3 категорий ответственности. Директор предприятия - Анатолий Владимирович Москвин. |
Вернёмся к градирне №3 КАЭС. В чём состояла сложность задачи? На предыдущей градирне №4 мы закончили оболочку где-то в середине сентября. После этого срока остаётся ещё 2-4 недели до возможного наступления отрицательных температур.
Бетонировать оболочку без специальных мероприятий разрешается при температуре не ниже +5°C. Иначе необходимо соблюдать специальные требования и так далее. Абсолютно честно признаюсь, что специальные мероприятия по обогреву бетона тонкостенной конструкции на высоте 150 метров - это не совсем приятная вещь!
Более того, не все заказчики разрешают такие спецмероприятия проводить, потому что у исполнителей должен быть конкретный опыт по этим работам. Поэтому, оставив в запасе почти полтора месяца летнего времени, можно быть уверенным, что оболочку высотою 170,5 метров мы уверено построим. Эту маленькую победу мы считаем некоторым залогом будущего успеха.
Кстати, а конструкция вытяжной башни монолитная?
Опорная колоннада вытяжной башни из сборного железобетона, а оболочка монолитная железобетонная. Более того, для четвёртого блока КАЭС концерн "Росэнергоатом" выпустил требования, где впервые за всю историю градирнестроения увеличил марку по морозостойкости бетона до 500. Раньше было 300, потом 400, а теперь 500.
Подбор состава под морозостойкость 500 увеличил фактически класс прочности бетона почти на 2 порядка, и сейчас на калининских градирнях стоит такой бетон, что работать с ним было непросто. Покажу на одном примере.
Летом мы делали полную антикоррозийную защиту поверхности оболочки, а защита требует предварительной очистки от набрызгов, пыли, грязи, то есть поверхность должна быть идеально ровная. Мы попробовали поверхность очистить водоструйными аппаратами под давлением 300 бар - не получилось. Поставили аппараты с давлением 600 бар - только тогда начало получаться. И то в некоторых местах бетон не брался даже такой аппаратурой и приходится работать углошлифовальными машинками вручную. Висят 16 люлек, и люди в 35-градусную жару в полной защите, в респираторах шлифуют поверхность, драят и зачищают.
Бетон получился просто уникальный! И не дай Бог, при работе с ним что-либо упустить. Исправление будет очень сложным и многозатратным.
То есть, для вашего коллектива лишние 20 метров особых сложностей не представляют?
Теперь уже ясно, что нет. Мы работали по всему Советскому Союзу - в Таджикистане, Узбекистане, Грузии, Армении, Украине. Везде были местные особенности, погодные и организационные, всё, что могло случиться, у нас случалось. И в морозы выходили неожиданно, и в июне снег падал, и жара по 42 градуса в тени. Теперь у нас накопился архив, опыт и статистика, мы имеем всё, что нужно для того, чтобы не уповать только на профессионализм наших работников, но делать всё по наработанным технологиям.
Например, при зимних работах на градирне мы уже знаем из своей практики, что постоянно определенное количество персонала будет на больничном. Тяга даже на средней градирне такова, что нам приходится затягивать рубероидом или брезентом всю опорную колоннаду. Работали почти в темноте, только при электрическом освещении, но зато при отсутствии тяги. А представьте, каково стоять сейчас на 15-18-ти метровой высоте на обледенелых балках в аэродинамической трубе с ледяным ветром!
Тяга - вещь полезная
Жара этого лета как-то повлияла на вашу работу на Калининской станции?
А как вы сами думаете? Практика показывает, что с бетоном лучше работать в отрицательных температурах, потому что тогда за ним намного проще ухаживать. При жаре уход и полив не всегда помогают, тем более, что полив требуется практически постоянный. То есть, оболочка должна быть мокрая.
А как поливать бетон на такой высоте?
По технологии внизу стоят большие ёмкости, куда накапливается вода. К ним подключён мощнейший насос, который и подает воду наверх. По оболочке идёт металлический водовод, а наверху полная разводка шлангами внутри и снаружи. Летом два-три человека постоянно занимались поливом.
Что дают 20 дополнительных метров для градирни?
Увеличение тяги.
А насколько это в процентах?
Судя по тому, что диаметр градирен с высотами 170 и 150 метров практически одинаков, проектировщики рассчитывают, тем не менее, повышение производительности более чем в полтора раза.
Никто градирни с высотой 170 метров у нас в деле не проверял, их пока ещё только рассчитали, поэтому воздержусь от комментариев. Можно добавить, что водоохладительное устройство запроектировано на них несколько другой конструкции, по проекту увеличивающей эффективность на 10-15%.
Естественно, тяга - вещь полезная, а чем выше труба, тем больше тяга.
И всё-таки про 20 метров. Если увеличение высоты со 150 до 170 метров даёт такой сильный эффект с точки зрения производительности, то нет ли смысла строить башни ещё выше?
Мы - строители. Нам скажут построить 149 метров, мы построим 149 метров. Скажут 200 - построим 200. Всё определяется только высотой подъёма крана, которая у нашего составляет 256 метров.
Хорошо, по высоте проблем нет. А по срокам службы? Сколько времени градирни смогут прослужить?
Номинально считается, что 45-50 лет. Имеется в виду сама оболочка. Но сейчас на атомных электростанциях "Росэнергоатом" увеличил требования к градирням. Про морозостойкость я уже упоминал, а ещё у него появились требования по защите всех конструкций.
Что это такое? Внутри и снаружи конструкция покрывается специальными составами, которые защищают бетон. Составы эти многокомпонентные, наносятся в три-четыре слоя, с перерывом на просушку от 8 до 12 часов. После их появления наши башни смогут нормативно стоять по сто лет. Также защищаются и все конструкции водоохладительного устройства.
Высотники работать умеют
Было бы неверно оставить в стороне другие наши работы. На Калининской атомной по просьбе нашего Генподрядчика - ОАО "НИАЭП" мы работаем и на других объектах. Мы построили сборный железобетонный автодорожный мост через открытый отводящий канал от градирен №3,4. Похожий мост мы строили на третьем блоке, только монолитный. Поэтому мы, кроме высотников, ещё и "мостостроители".
Также мы строим технологический тоннель между РО (реакторным отделением) и РДЭС (резервная дизель-электрическая электростанция), фундаменты, подземные части, эстакады на многих других объектах.
Сколько людей насчитывает ваш коллектив?
Сейчас совместно в двух организациях - "ФорпостЭнерго" и "Высотник" - на Калининской станции работает порядка 300 человек.
Мы готовы развернуться на любой площадке в течение месяца после подписания договора. И технически, и технологически, и персонал готов. Сформированы команды для разворота работ и работы вахтовым методом.
Все высотники работать привыкли круглосуточно, без суббот, без воскресений и без праздников. Это и является залогом успешного выполнения поставленных перед нами задач.
Стандартный вопрос. Как с людьми? Как с кадрами?
С кадрами у нас проблем нет. У нас люди работают по 15-20 лет, текучесть минимальная, постоянно подходят всё новые и новые люди. Потому что зарплата стабильная, выплачивается регулярно. Причём зарплаты у нас несколько выше, чем кругом на стройке, так как действует высотный коэффициент, работает многоступенчатая система поощрения.
И молодёжь тоже имеется?
Конечно. Молодежь очень приветствуется.
Вы едва ли не первый человек, кто не пожаловался нам на нехватку молодых кадров.
Нам даже проще брать молодых, чем опытных и уже сложившихся специалистов. Я слышал такой тезис от бригадиров, которых знаю десятки лет. Почему? У нас бригады комплексные и действует принцип жёсткого единоначалия.
Допустим, мы возьмём молодого необученного парнишку. Через полгода он может стать достаточно опытным, а через год - уже специалистом, причем уже конкретно нашего профиля. А переучивать сложнее, чем учить, тем более общий опыт и стаж работы не всегда соответствует нашей специфике и режиму работы.
В наших бригадах основная специальность - трубоклад. В своё время она была введена при строительстве промышленных кирпичных труб. Конструкции труб стали в большинстве монолитными, а специальность осталась, но превратилась в универсальную. Трубоклад, он и арматурщик, и бетонщик, и футеровщик, и гидравлик, и плотник, и так далее. Поэтому, когда мы проводим переаттестацию нашего персонала, то у трубоклада пятого-шестого разряда вопросы такие, что не каждый инженер ответит.
Трубоклад - это и монтажник, причём монтажник для всех видов конструкций. В том числе и опалубочного оборудования. Вот мы сейчас с вами говорим так запросто "опалубка", а ведь на самом деле на градирнях это сложнейшее опалубочное оборудование, которое по мере подъёма позволяет изменять и толщину стенки конструкции, и радиус, и наклон. То есть ни одного постоянного проектного параметра
Настоящее опалубочное оборудование весит где-то от 300 до 600 тонн, а некоторые, как скользящая, и под 1000 тонн. Весь этот практически "завод" нужно поднять вверх, либо электроприводом, либо гидравликой. Представьте себе - ночь, 360 светильников по всему периметру, оболочки на высоте практически не видно, и где-то наверху светится наша "люстра", опалубка. Красота неописуемая!
Вообще высота - она меняет мировоззрение человека, заставляет смотреть на вещи по-другому, более ответственно.
На площадке строительства Калининской АЭС у Генподрядчика к нам нет никаких вопросов. Практически каждый квартал мы получаем от Генподрядчика - ОАО "НИАЭП" - переходящий штандарт за первое место среди строительно-монтажных организаций. В этом году у нас с начала года самое большое выполнение СМР по всем организациям на стройке.
Высота ошибок не прощает. Поэтому наш многолетний девиз - ВСЕГДА НА ВЫСОТЕ.
Огромное спасибо, Юрий Алексеевич, за живое и очень интересное интервью для электронного издания AtomInfo.Ru. Желаем Вам и Вашим коллегам удачи в дальнейшей работе и надеемся, что ещё не раз сможем на наших страницах сообщать о ваших новых успехах!
Интервью подготовили Игорь БАЛАКИН и Александр УВАРОВ (AtomInfo.Ru).