Сегодня атомная отрасль предъявляет к инженерам-конструкторам высочайшие требования: нужны глубокие знания, умение мыслить системно и одновременно гибко адаптироваться к новым вызовам. О том, как развивается инженерное дело в условиях стремительных технологических перемен, о собственном пути в профессию и о приоритетах компании «ТД Групп» мы беседуем с главным конструктором Романом Клеймановым, кандидатом технических наук.
— Роман, расскажите, пожалуйста, о вашей работе главного конструктора в компании «ТД Групп». Где вы учились, каков был ваш первый конструкторский проект, и как в целом пришли к решению развиваться в этой сфере?
— Я окончил СПбПУ Петра Великого, там же нашел первую работу в научно-исследовательской лаборатории нано- и микросистемной техники. Занимался проектированием и изготовлением различных датчиков, технологической оснастки, защитил кандидатскую диссертацию. Позже решил прервать научную карьеру, работал на заводе, выпускающем авиационные двигатели, где занимался испытаниями и сертификацией. Весь этот опыт проектирования, расчетов и испытаний пригождается и сейчас, при работе в компании «ТД Групп». Защита диссертации приучила искать недостающую информацию и постоянно повышать квалификацию в разных сферах.
— В чем сегодня заключается основная работа и ключевые задачи главного конструктора в инжиниринговой компании атомной отрасли?
— Задач несколько. Нужно контролировать разработку документации, изготовление и испытания, чтобы обеспечить соответствие всем нормам атомной отрасли и при этом выдерживать сроки поставки оборудования. Инженер отвечает за свою часть большой задачи, а главный конструктор должен видеть картину целиком и управлять множеством аспектов. Здесь больше администрирования: ты в первую очередь руководитель, а потом уже конструктор.
Поскольку мы взаимодействуем с разными поставщиками, в том числе иностранными, важна гибкость и быстрое принятие решений. Мой опыт численного моделирования, работы на станках, участия во всех этапах — от конструирования и испытаний до взаимодействия с надзорными органами — позволяет быстро адаптироваться к новым задачам.
— Что входит в процесс разработки и конструирования нового оборудования для атомной энергетики? Можете привести примеры проектов? Насколько актуален для вас реверс-инжиниринг?
— Жизненный цикл оборудования в атомной энергетике проходит те же этапы, что и в других областях машиностроения: подготовка проекта, конструирование, расчеты, изготовление, испытания, сертификация. Отличие в нормативной базе и специфике производства, но на каждом этапе есть место инженерному таланту.
В «ТД Групп» я работаю недавно, проекты, начатые с нуля, еще в процессе. Но, например, недавно завершили срочную поставку арматуры на АЭС «Аккую». Это была сложная задача, в процессе несколько раз менялись технические требования, и нужно было оперативно вносить изменения как в документацию, так и в само оборудование.
Реверс-инжиниринг действительно актуален: работа компании подразумевает подбор оборудования под требования заказчика или поставку аналогов. Это не копирование, а исследование материальной части и документации, чтобы понять ключевые характеристики и обеспечить их для заказчика.
— Как строится ваша совместная работа с заказчиками, заводами, испытательными лабораториями и Ростехнадзором?
— Коллектив «ТД Групп» объединяет специалистов разного профиля: руководителей проектов, менеджеров, специалистов службы качества и инженеров-конструкторов. Работа распределяется между отделами: кто-то анализирует документацию поставщиков, кто-то ведет расчеты и проектирование, кто-то взаимодействует с заказчиками или поставщиками.
Если требуется только оценка соответствия и подготовка документации — подключаются одни сотрудники, если еще изготовление и испытания — другие. В атомной отрасли мелочей не бывает: нужно строго соблюдать требования нормативных документов и стандартов. К тому же каждый объект, будь то в России или за рубежом, имеет свою специфику, которую необходимо учитывать.
— Какими конкурентными преимуществами обладает «ТД Групп» в сфере конструирования оборудования?
— У наших специалистов богатый опыт работы с различным оборудованием, и мы готовы решать самые сложные инженерные задачи. Главное — учитывать технологичность и возможности производств. Тогда любая задача становится решаемой.
Собственные продукты, конечно, интереснее, чем сопровождение чужих решений: здесь шире возможности для реализации идей, внесения изменений, поэтому вывод на рынок изделий собственной разработки всегда будет для компании в приоритете.
— Насколько инновационно сегодня развивается сфера конструирования высокотехнологичного оборудования? Какие тренды вы считаете самыми перспективными?
— Новые программные продукты, технологии и оборудование внедряются постоянно, но нужно разделять исследовательскую и производственную науку. Поисковые работы требуют уникального оборудования, которое само по себе не приносит выгоды. На производстве же главную роль играет экономика: инновации должны быть оправданы.
Современные процессы, оборудование и софт требуют высокой квалификации. Инженер сегодня — это уже не просто чертежник или слесарь в бюро, а специалист, который осваивает несколько смежных областей и фактически становится ученым.
Мы на пороге новой технологической революции. Еще недавно все говорили о «нано», сегодня — о нейросетях и квантовых технологиях. Предсказать направление сложно, но ясно одно: от инженеров требуется небывалая гибкость ума и умение разбираться в смежных областях.
— Что бы вы посоветовали начинающим исследователям, которые мечтают о профессии инженера-конструктора?
— Учитесь учиться. Разбирайтесь во всем, чем занимаетесь, не должно быть темных пятен. Делайте то, что вам действительно интересно. Задачи есть в любой отрасли, даже в рутинной работе можно найти вызовы, которые развивают.
Ищите свои сильные стороны — будь то программирование, пространственное воображение или умение находить нестандартные решения — и развивайте их.
Промышленность сегодня испытывает кадровый голод, но нужны не просто специалисты, а профессионалы. Не бойтесь ошибок: именно ваши знания и умения составляют опыт, а не только годы, проведенные на должности.