На большей части арктической зоны РФ зафиксированы критические уровни загрязнения окружающей среды и кроме государства эту проблему сейчас решать некому. В арктической зоне необходимо значительно увеличить «экологические» штрафы и плату за негативное воздействие на окружающую среду. Об этом заявил глава комитета Совета Федерации по делам Севера и малочисленных народов Геннадий Олейник, выступая на круглом столе на тему «О мерах по ликвидации техногенных загрязнений в Арктике».
Как сообщили «Росбалту» в пресс-службе Совета Федерации, на круглом столе были представлены данные профильных компаний, работающих в регионе. Анализ поступивших материалов показал, что во многих арктических регионах загрязнение окружающей среды носит критический характер. При этом, стоит отметить, Арктика входит в число самых хрупких экосистем планеты.
Как отметил глава комитета Геннадий Олейник, особую тревогу вызывает опасность радиоактивного загрязнения и состояние прибрежных вод. В арктических морях затоплены контейнеры с радиоактивными отходами, а также атомные реакторы, снятые с подводных лодок. Особенно много радиационных отходов затоплено в Карском море.
«Анализ качества поверхностных вод на арктической территории РФ показал, что они загрязнены нефтепродуктами, фенолом, соединениями тяжелых металлов, азота, а также другими загрязняющими веществами, которые поступают со сточными водами предприятий промышленности и коммунального хозяйства», — говорит сенатор.
На Северном флоте в течение одного года сбрасывается порядка 10 млн кубических метров неочищенных вод.
Много жалоб вызывает деятельность космодрома Плесецк. По словам сенатора, Минобороны РФ до сих пор не приняло мер по ликвидации последствий запусков ракет, использующих в качестве топлива гептил, который отрицательно влияет на здоровье северян, проживающих в районах падения их ступеней.
«Десятки лет в Арктику завозилось все, что нужно для ее освоения, для жизнедеятельности людей, но фактически ничего из отходов из арктической территории не вывозилось, — отметил Олейник. — У значительной части этих отходов хозяев сегодня не найти. Поэтому, кроме государства решать эту проблему некому».
В свою очередь МЧС России предложило организовать в арктическом регионе и северных территориях мониторинг опасных геофизических, геологических, метеорологических и экологических явлений для решения проблем загрязнений в Арктике.
«Необходимо создать систему комплексного управления природно-техногенными рисками, обеспечить безопасность инфраструктуры в Арктике», — считает замминистра Владимир Пучков. В качестве еще одного предложения по решению проблем загрязнения Арктики он назвал корректировку федеральной целевой программы «Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в РФ в части усиления контроля за безопасным освоением арктического региона».
В свою очередь, замдиректора департамента экологии Минприроды РФ Амирхан Амирханов отметил, что, согласно данным министерства, чрезвычайно высокая степень износа производственной инфраструктуры Арктики, низкая устойчивой ее экосистемы и прогнозируемый рост экономической активности человека в регионе являются основными рисками техногенного загрязнения.
Одними из самых животрепещущих проблем северных регионов представитель министерства назвал радиационное загрязнение. «В 50-60 годах прошлого века в районе Карского моря были затоплены отработанные реакторные блоки атомных подводных лодок, а в Кольском заливе находится 200 брошенных и затопленных судов, которые являются серьезными источниками загрязнения, пять из этих судов представляют существенную проблему для навигации», — сообщил Амирханов.
Геннадий Олейник считает, что плата за негативное воздействие на окружающую среду, штрафные административные и иные санкции за экологические нарушения в арктической зоне должны быть кратно выше, чем на остальной территории России.
«Для решения проблемы ликвидации техногенных загрязнений в Арктике требуется объединения усилий государства, региональных органов власти и органов местного самоуправления, и, самое главное, производственных компаний. Иными словами, необходимо масштабное частно-государственное партнерство», — считает сенатор.